• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 октября 2009 года  Дело N А27-18804/2009

резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2009г.

полный текст решения изготовлен 30 октября 2009г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Обуховой Г.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области ( межрайонное)

к муниципальному учреждению здравоохранения «Клинический консультативно-диагностический центр»

о взыскании 840 185 руб.91 коп. пеней

при участии представителей:

заявителя- главного специалиста- эксперта Цирковой Е.В. ( доверенность от 30.06.2009г. № 75, паспорт);

МУЗ «Клинический консультативно-диагностический центр» - Миркиной Г.А. (доверенность от 10.02.2009г. б/н, паспорт)

у с т а н о в и л :

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее -Управление ПФ РФ, заявитель) обратилось с заявлением о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения «Клинический консультативно-диагностический центр» ( далее - Диагностический центр, страхователь) 840 185руб. 91 коп. пеней.

Заявленные требования обоснованы тем, что страхователем не исполнено в добровольном порядке требование об уплате пеней, начисленных за несвоевременную уплату авансовых платежей за 2002-2008годы, сведения о которых получены от налоговой инспекции.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал. Отвечая на вопросы суда, пояснил, что Управление ПФ РФ сведениями о наличии задолженности у Диагностического центра по страховым взносам за какой-либо расчетный ( отчетный период) не располагает. Исходя из расчета пеней, представленных налоговой инспекцией, пени исчислены за несвоевременную уплату авансовых платежей за 2002-2008годы.

Страхователь в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованием не согласились. Возражения мотивированы пропуском Управлением ПФ РФ совокупного срока на взыскание спорных пеней, установленного статьей 48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, ссылаются на то, что требование № 3201 от 23.06.2009г. не содержит размер недоимки, в связи с неуплатой которой начислены пени, даты, с которой начислены пени, не приведен расчет пени, что исключает для страхователя возможность проверки правильности размера пеней, расчет пени вместе с требованием не направлялся. Задолженности по страховым взносам за период 2002-2008г. не имеют.

Дополнительно в судебном заседании представитель страхователя пояснил, что ранее Управление ПФ РФ уже неоднократно обращалось за взысканием пеней, начисленных, в том числе за 2004г., за периоды с 01.01.2006г. по 03.05.2007г., с 27.12.2005г. по 25.06.2008г. У страхователя в настоящее время задолженность за какой-либо расчетный ( отчетный) период отсутствует.

Как усматривается из материалов дела, Управлением ПФ РФ получены сведения от налоговой инспекции о задолженности по пеням у страхователя за несвоевременную уплату страховых взносов за период 2002-2008г.

Управлением ПФ РФ в адрес страхователя выставлено требование № 3201 об уплате недоимки по пеням в сумме 840185 руб. 91 коп. по состоянию на 01.05.2009г. за период до 01.01.2009г.

Поскольку требование в добровольном порядке страхователем не исполнено, Управление ПФ РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по пеням в судебном порядке.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения требований в связи с необоснованность начисления пеней в сумме 840185 руб. 91 коп. за период 2002-2008годы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 167-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).

Таким образом, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней, следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания страховых взносов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ( далее -Закон № 167-ФЗ) о том, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, содержание и порядок направления требования должны соответствовать требованиям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством, сроке исполнения требования.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и пеней.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что направленное налогоплательщику требование должно содержать размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

Таким образом, расчет пеней и их взыскание тесно связано с недоимкой, периодом, за который она образовалась, сроком уплаты страховых взносов за конкретный период.

В нарушение ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование № 3201 не содержит сведений о суммах задолженности, с которых исчислены пени, о дате, начиная с которой начислены пени, ставки пеней, об основаниях взыскания пени. К материалам дела приобщен только расчет пеней по страховой части трудовой пенсии за период с 01.01.2002г. по 30.04.2009г., расчет пеней по накопительной части трудовой пенсии отсутствует.

Судом определением от 02.10.2009г. было предложено заявителю обосновать начисление пеней, подтвердить суммы недоимки, период образования недоимки.

Определение суда не выполнено. В судебное заседание представитель заявителя пояснил, что подтвердить недоимку не могут, так как Диагностический центр не имеет задолженности по страховым взносам за какой-либо период, в том числе за периоды, предшествующие 2008году.

В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Заявителем не подтверждено документально фактическое наличие у Диагностического центра недоимки по страховым взносам за какой-либо расчетный (отчетный) период, основания для начисления пеней в указанных в требовании и заявлении суммах не представлены. Более того представитель заявителя ссылается на отсутствие у страхователя недоимки по страховым взносам. Указанные обстоятельства свидетельствует о необоснованности выставления требования № 3201.

Кроме того, из представленного в деле расчета пеней по страховой части трудовой пенсии следует, что пени налоговой инспекцией исчислены фактически за период с 15.02.2002г. по 23.08.2007года. При этом, из данного расчета усматривается, что пени начислены на суммы авансовых платежей, на данное обстоятельство ссылается в своем заявлении и Управление ПФ РФ.

Однако начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей противоречит статьям 23, 24 и 26 Закона № 167-ФЗ.

В силу положений статей 23, 24 Закона № 167-ФЗ окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетных период, которыми признаются квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Согласно статье 26 Закона № 167-ФЗ пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов, но не авансовых платежей.

В ходе судебного разбирательства судом также установлено, что Управление ПФ РФ уже неоднократно обращалось в арбитражный суд за взысканием пеней, в том числе за 4 квартал 2004года; начисленных за период с 16.04.2005г. по 26.12.2005г., с 27.12.2005г. по 25.06.2008г., а также с 01.01.2006г. по 03.05.2007г. Судебными актами по делам № А27-40030/2005-2; № А27-3956/2007-6; № А27-1544/2009-2 в удовлетворении требований отказано в связи с недоказанностью основания начисления пеней.

Расчет пени по настоящему делу вновь включает те же периоды, что противоречит действующему законодательству.

Кроме того, судом установлено, что заявителем пропущен совокупный срок. установленный статьями 48 и 70 НК РФ ( в редакции, действующей на момент образования недоимки), для взыскания пени, начисленных за период с 15.02.2002г. по 23.08.2007г.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и пеней должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней.

При этом нормы Налогового кодекса РФ не предусматривают возможности изменения срока обращения с заявлением в суд в случае несвоевременного направления требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Отказать Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд или двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Г.П. Обухова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-18804/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 30 октября 2009

Поиск в тексте