АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 мая 2008 года  Дело N А27-1888/2008

Резолютивная часть решения объявлена 05.05.2008г.

Полный текст решения изготовлен  08.05.2008г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи  Шефер Любови Михайловны,

при ведении  протокола судебного заседания судьей Шефер Л. М.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, г. Кемерово

к  Обществу с ограниченной ответственностью «Монте-Карло», г. Кемерово;

Журавкову Тимофею Владимировичу как учредителю (участнику) ООО «Монте-Карло», Кемеровская область, Кемеровский район, с. Ягуново

о ликвидации организации

при участии:

от истца - Исмагилова М.Н., специалист 3 разряда юридического отдела по доверенности от 21.09.2008г. № 16-04-13/002780 сроком на один год (копия в деле);

от ООО «Монте-Карло» - Асеева И.В., представитель по доверенности от 22.06.2007г. № 88 сроком на один год (копия в деле);

- Сакварелидзе А.А., директор на основании приказа о приеме на работу от 01.06.2007г. № 45, паспорт;

от Журавкова Т.В. - Асеева И.В., представитель по постоянной нотариальной доверенности от 07.03.2008г. (копия в деле);

установил: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция ФНС по г. Кемерово, инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд Кемеровской области с иском к  Обществу с ограниченной ответственностью «Монте-Карло», г. Кемерово (далее по тексту - ООО «Монте-Карло») и Журавкову Тимофею Владимировичу как учредителю (участнику) ООО «Монте-Карло» о ликвидации общества  в связи с неоднократными и грубыми нарушениями Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки было установлено нарушение обществом статей 10 и 11 Федерального закона № 128-ФЗ поскольку выданная ООО «Монте-Карло» лицензия от 28.11.2003г. содержит недостоверные сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Также истец указывает на отсутствие у общества документов по состоянию на 01.07.2007г., подтверждающих наличие технически заложенного выигрыша не ниже чем 90%  в нарушение положений статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ.

Осуществление обществом деятельности с перечисленными нарушениями закона является, по мнению инспекции, основанием для ликвидации юридического лица в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ.

В ходе судебного разбирательства по делу, Инспекцией ФНС по г. Кемерово заявлены дополнительные основания по иску (том 2 л.д.26-30) со ссылкой на неоднократные и грубые нарушения обществом налогового законодательства (статей 366, 370 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, в письменных возражениях на отзыв ответчика истец указывает, что полномочия по осуществлению контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований закона предоставлены налоговым органам частью 3 статьи 16 Федерального закона №244-ФЗ.

Определением суда от 3 апреля 2008г.  подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной, дело назначено к  судебному разбирательству в судебном заседании первой инстанции суда.

Представитель Инспекции ФНС по г. Кемерово в настоящем судебном заседании  поддержал исковые требования в полном объеме с учетом дополнительных оснований иска.

Представители ответчиков в ходе судебного разбирательства оспорили исковые требования, ссылаясь на отсутствие у налоговых органом полномочий в сфере лицензионного контроля и на предъявление исков о ликвидации предприятий.

Ответчики считают необоснованными доводы инспекции о нарушениях требований указанных нормативно-правовых актов, поскольку общество имеет лицензию №003272, дающую право на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений и соответствующую действующим на момент её выдачи требованиям по форме, а также имеются в наличии и акты о проведении контроля за игровыми автоматами.

Указано, что ООО «Монте-Карло» к ответственности за нарушения налогового законодательства не привлекалось, задолженность (недоимка) по налогам и сборам у общества отсутствует.

В соответствии с требованиями статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлены письменный отзыв на иск и дополнение к нему.

Изучив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные по делу доказательства, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований с учетом ниже следующего.

Как следует из материалов дела, согласно  распоряжению заместителя начальника инспекции от 24 декабря 2007г. о проведении проверки организатора азартных игр принято решение о проведении проверки ООО «Монте-Карло» по вопросам технического состояния игрового оборудования и соблюдения требований к организаторам азартных игр, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

В распоряжении указано на проведение проверки игорного заведения, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Ленина, 23А.

По результатам проведения проверки Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Кемеровской области составлен акт проверки ООО «Монте-Карло» от 21 января 2008г., в котором указано, что в  предъявленной обществом лицензии № 003272 от 28 ноября 2003г. на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, выданной Государственным Комитетом РФ по физической культуре и спорту, отсутствует адрес осуществления деятельности - г. Белово, ул. Ленина 23А (раздел 2 акта).

Инспекция также указала в акте на то, что не были предоставлены акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем № 5040405 и № 5050405, имеющиеся в наличии акты о проведении контроля на 48 игровых автоматов датированы после 01.07.2008г.  (раздел 6 акта).

Арбитражный суд отклоняет доводы ответчиков об отсутствии у инспекции права на обращение в настоящим иском о ликвидации юридического лица.

Согласно пункта 11 статьи 7 Закона РФ № 943-1 от 21 марта 1991г. «О налоговых органах РФ» налоговым органам предоставлено право предъявлять в суде и в арбитражном суде иски, в том числе, о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.




Статья 61 Гражданского кодекса РФ прямо устанавливает, что  требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено государственным органом, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» право осуществлять деятельность до 30 июня 2009г. предоставлено игорным заведениям, имеющим соответствующие лицензии при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи.

Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным  частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01 июля 2007г. (часть 6 статьи 16 Федерального закона. № 244-ФЗ)

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обладателем лицензии - лицензиатом может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В материалы настоящего дела представлена лицензия № 003272, выданная ООО «Монте-Карло» Государственным Комитетом РФ по физической культуре и спорту, на осуществление деятельности по организации и содержание тотализаторов и игорных заведений.

Срок действия лицензии  с 28 ноября 2003г. по  28 ноября 2008г.

Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии ООО «Монте-Карло» отсутствуют, о чем отмечено инспекция в акте проверки от 21 января 2008г.

Вместе с тем согласно статье 10 Федерального закона Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции, действовавшей на момент выдачи ответчику рассматриваемой лицензии,  в решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:

наименование лицензирующего органа;

наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности;

срок действия лицензии;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер лицензии;

дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Требование об указании в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, должны быть, в числе прочего, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, установлено Федеральным законом от 02.07.2005г. №80-ФЗ о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты.

В силу пункта 4 Постановления правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005г. №80-ФЗ, действительны до истечения указанного в них срока.

Соответствующая форма документа, подтверждающего наличие лицензии, в котором, в том числе требуется указать «места осуществления лицензируемого вида деятельности» утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.04.2006г. № 208, вступившим в силу только с 01.07.2006г.

Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, выданного ООО «Монте-Карло» Государственным Комитетом РФ по физической культуре и спорту 28 ноября 2003г. не содержит подобного реквизита и места его заполнения.

Действующее законодательство не содержит положений, предусматривающих в качестве последствий нарушения лицензиатом требований статьи 10 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», прекращения действия лицензий, выданных до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005г. №80-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу данного федерального закона и действующих на день вступления его в силу лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009г. вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.

Учитывая изложенное, суд за несостоятельностью отклоняет доводы налогового органа о несоответствии лицензии ООО «Монте-Карло» требованиям действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

Кроме того, отсутствие в лицензии сведений о месте осуществления лицензируемого вида деятельности не означает недействительность лицензии, либо отсутствие лицензии на осуществляемый вид деятельности как таковой.

Суд также не принимает  доводы инспекции о нарушении обществом пункта 10 части 2 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ, в соответствии с которым технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже чем девяносто процентов.

Аналогичное требование закреплено в части 5 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Налоговый орган утверждает, что по состоянию на 01.07.2007г. у ООО «Монте-Карло» отсутствовали документы, подтверждающие соответствие игровых автоматов установленным требованиям.

В соответствии с пунктами 4.1., 4.2., 4.4. Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу (утверждены Приказом Госстандарта России от 24.01.2000г. № 22) основной целью испытаний игровых автоматов с целью утверждения типа является проверка соответствия их технических характеристик требованиям распространяющихся на них нормативных документов и технической документации.

Контроль  за соответствием игровых автоматов утвержденному типу проводят в целях подтверждения технических характеристик игрового автомата, установленных при испытаниях с целью утверждения типа.

Испытания игровых автоматов с целью утверждения типа и контроль за соответствием игровых автоматов утвержденному типу проводят государственные научные метрологические центры и органы Государственной метрологический службы, аккредитованные Госстандартом России в качестве центров испытаний игровых автоматов.

При положительных результатах контроля на каждый экземпляр игровых автоматов выдают акт о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем по установленной форме (пункт 9 названных Правил).

В материалы  настоящего дела представлены выданные ФГУ «Кемеровский ЦСМ» акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежными выигрышами от 1 августа 2007г. (том 1 л.д.57-104, 115, 116), которые составлены по результатам внеочередного контроля и свидетельствуют о положительных результатах контроля в отношении 50 игровых автоматов (установлено, что технологически заложенный средний процент выигрыша превышает девяносто процентов).

Данные акты действительно выданы после  01 июля 2007г.

Вместе с тем, Инспекцией ФНС по г. Кемерово в ходе судебного разбирательства не представлено в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательств, свидетельствующих о несоответствии деятельности ООО «Монте-Карло» на 1 июля 2007г. требованиям, установленным пунктом 10 части 2 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ

Неоднократное и грубое нарушение ответчиком налогового законодательства, заявленное инспекцией в качестве дополнительного основания ликвидации общества, также не нашло своего документального подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Так, в материалах дела отсутствуют соответствующие критериям относимости и допустимости доказательства, свидетельствующие о привлечении ООО «Монте-Карло» в установленном порядке к ответственности за совершения налоговых правонарушений.

Согласно представленного акта № 1972 совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 1 января 2007г. по 31 декабря 2007г. у организации отсутствует какая-либо задолженность (недоимка) по налогам и сборам, напротив, юридическое лицо имеет переплату по обязательным платежам перед бюджетом.

Выданная Инспекцией ФНС по Кемеровской области справка № 91682 о состоянии расчетов по налогам и сборам на 25 марта 2008г. также свидетельствует о том, что ООО «Монте-Карло» добросовестно исполняло свою обязанность по уплате установленных налогов и сборов.

В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Суд отмечает, что ссылка истца на нормы статьи 61 Гражданского кодекса РФ в обоснование исковых требований о ликвидации ООО «Монте-Карло» является несостоятельной в связи со следующим.

В соответствии с  частями 2 и 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.