АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 июня 2010 года  Дело N А27-1894/2010

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2010 года.  Полный текст решения изготовлен 04 июня 2010 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Марченковой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Марченковой С.Н.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Кемеровомашоптторг», г. Кемерово

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва

третье лицо:

Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово

о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков; признании незаконными действий по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков; обязании исключить из Государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков

при участии:

от заявителя - Палина Я.Ю., представитель, доверенность от 01.02.2010 г. (с правами), паспорт 3204 № 279206; Яворских В.А., представитель, доверенность от 01.02.2010 г. (с правами), паспорт 3204 № 388783

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области - Вяткина О.Н., ведущий специалист-эксперт, доверенность № 04/09 от 11.01.2010 г. (с правами), удостоверение № 539 от 09.04.2009 г.

от ФГУП «ФКЦ «Земля» - не явился

от  Коллегии Администрации Кемеровской области - не явился

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Кемеровомашоптторг», г. Кемерово обратилось в  Арбитражный суд Кемеровской области  с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м. в размере 25251710,37 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 4537,17 руб./кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м. в размере 16042252,88 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м. в размере 162160701,73 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м.), проведенной ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» по заказу и под кон­тролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской облас­ти; признании незаконным действия Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области, выразившегося в формировании в Государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков, принадлежащих ОАО «Кемеровмашоптторг»; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из Государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:8, 42:24:0201003:12, 42:24:0201003:189.

Надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства  Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва представителя в суд не направило, о причине неявки в судебное заседание не известило, представило письменные возражения относительно заявленных требований, просило рассмотреть заявление без участия своего представителя.

Надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово представителя в суд не направила, о причине неявки в судебное заседание не известила, представила письменные возражения относительно заявленных требований, просила рассмотреть заявление без участия своего представителя.

Суд рассматривает спор в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в отсутствие представителя ФГУП «ФКЦ «Земля», Коллегии Администрации Кемеровской области.

В порядке статьи 48 АПК РФ  судом произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Кемеровской области).

Требования заявителя мотивированы тем, что оспаривается  достоверность результатов государственной кадастровой оценки  земельных участков  с кадастровыми номерами: 42:24:0201003:8, 42:24:0201003:12, 42:24:0201003:189, проведённой ФГУП «ФКЦ «Земля», поскольку при её определении в нарушение требований действующего законодательства принята за основу не реальная рыночная стоимость земельных участков, а гипотетическая, установленная ООО «Группа комплексных решений» в отчёте №1/ГКР/140-025д. Кроме того, отчёт ФГУП «ФКЦ «Земля», направленный  Роснедвижимости по Кемеровской области 06.11.2008  г.  не содержит порядкового номера, даты его подписания оценщиками, которые проводили оценку, дату утверждения соответствующим лицом, утверждения, подписан не генеральным директором, а  лицом, исполняющим его обязанности.

Заявитель полагает, что Управление не  надлежащим образом исполнило свои обязанности по контролю за  ходом выполнения работ  по определению  оспариваемой кадастровой стоимости, а также по проверке результатов работ по определению  кадастровой стоимости, поскольку титульный лист не имеет подписи генерального директора, всех оценщиков, которые проводили оценку.

Определениями суда от 25.03.2010 г., 06.05.2010 г.  рассмотрение спора откладывалось в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в связи с отсутствием уведомления заинтересованного лица, а также по ходатайству стороны в связи с ее реорганизацией.

В судебном заседании 27.05.2010 г. объявлялся перерыв до 31.05.2010 г.  в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители заявителя подтвердили доводы, изложенные в заявлении, указав, что настоящим заявлением оспаривается, достоверность результатов государственной оценки земельных участков с кадастровым номером  42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м,  с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м  и  с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м, проведенной ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» и указанный в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, по следующим основаниям:

- при определении кадастровой стоимости применялась не реальная рыночная стоимость земельных участков, а гипотетическая рыночная стоимость земельных участков;

- в соответствии с отчетом независимого оценщика ООО «ВЕЛ-Аудит-Консалтинг» рыночная стоимость принадлежащих Обществу спорных земельных участков в  5 раз меньше их кадастровой стоимости, определенной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области;

- Отчет ФГУП «ФКЦ «Земля» в нарушение статьи 11 ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ», не подписан генеральным директором - единоличным исполнительным органом юридического лица (подписан исполняющим обязанности), не содержит порядкового номера, даты утверждения, дата составления,  не соответствует порядку исполнения государственного контракта, является недостоверным.

Кроме того, Управление не надлежащим образом осуществило контроль за ходом выполнения работ по определению оспариваемой кадастровой стоимости, в части проверки Отчета ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», поскольку  Акт проверки Отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 г. в разделе 6 содержит сведения о должностном лице Роснедвижимости, осу­ществившего проверку отчета, которым являлся Ковалев Д.В. - начальник управления оценки ФГУП «ФКЦ «Земля», из чего следует, что в данном случае имеет место нарушение пункта 9.8 Административного регламента, поскольку проверка результатов отчета бы­ла осуществлена неуполномоченным на то лицом.

Вместе с тем, исполняющий обязанности директора ФГУП «ФКЦ «Земля» Фомин Н.П., (утвердивший отчет) и начальник оценки ФГУП «ФКЦ «Земля» Ковалев Д.В., должно­стными лицами Роснедвижимости не являются.

Таким образом, Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участ­ков проверило лицо, которое проводило оценку и утвердило соответствующий отчет.

На доводах изложенных в заявлении относительно того, что внесенная в государственный земельный кадастр кадастровая стоимость земель­ного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м - 16042252,88 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м) не соот­ветствует утвержденной в приложении к постановлению Коллегии Администрации Кеме­ровской области № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населённых пунк­тов», представитель заявителя в судебном заседании не настаивает.

Представитель Управления просит в удовлетворении требований отказать, мотивируя тем, что все вышеуказанные действия, связанные с расчетом кадастровой стоимости земельных участков, которые осуществлялись непосредственно исполнителем работ - ФГУП «ФКЦ «Земля» были произведены в соответствии с Методическими указаниями № 39.

Процедура внесения Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:8, 42:24:0201003:12 нарушена не была, а соответственно сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, являются достоверными.

Отчет № №1/ГКР/140-025д соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и использован ФГУП «ФКЦ «Земля» при составлении Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков. Представлены сведения об источниках рыночной информации, рыночная информация, использованная при построении статистической модели, так же статистический анализ рыночной информации, используемый ФГУП «ФКЦ «Земля» при расчете кадастровой стоимости земельных участков.

Так же представитель Управления просит суд учесть, что нормативно правовые акты - Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 г.  о результатах кадастровой оценки земель населённых пунктов,  а также Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г.  № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области» в установленном законом порядке не признаны не действительными, соответственно Управление, не имея права проверки законности указанных актов, обязано было внести в государственный земельный кадастр, утверждённые им результаты государственной кадастровой оценки земель.

Коллегия Администрации Кемеровской области требования оспорила, указав в отзыве на заявление на то, что порядок организации проведения государственной кадастровой оценки земель был полностью соблюден, и кадастровая оценка земельных участков была проведена в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.

Считает, что поскольку Кемеровский областной суд в решении от 25 июня 2009 года по делу№-64/09, вступившем в законную силу после его обжалования в Верховном Суде Российской Федерации 23 сентября 2009 года и оставленном без изменения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2009 дело № 81-Г09-12), рассмотрев постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» и постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» на предмет его соответствия действующему законодательству, в том числе в части соблюдения порядка опубликования, пришел к выводу, что порядок официального опубликования не был нарушен, то в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные при рассмотрении данного дела являются основанием для освобождения от доказывания по настоящему делу.

Кроме того, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 по этому делу указано, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39.

Судом общей юрисдикции установлено, что отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области был проверен Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39.

Полагает, что в соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием освобождения от доказывания является вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля» (ФГУП ФКЦ «Земля»), г. Москва в  представленном суду отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указало, что работы выполнялись в строгом соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, а результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области прошли экспертизу Федерального агентства кадастра недвижимости в соответствии с пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 г. № 215 и получили положительный бал, соответственно результат государственной кадастровой оценки, утвержденный постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области», от 27.11.2008 г. № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» является обоснованным и полученным в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Как следует из материалов дела, согласно договору купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка № 455 от 26.12.2002 г. ОАО «Кемеровомашоптторг» приобрело в собственность земельный участок общей площадью 60592,6 кв.м. по адресу г. Кемерово, ул. Тухачевского, 60.

В последующем указанный земельный участок был разделен на несколько земель­ных участков, в том числе:

-  земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м,

-  земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м.,

-  земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м (данный земельный участок образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:171 общей площадью 32218,55 кв.м).

Право собственности  на земельные участки подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.10.2007 г.  № 42АВ 661824, № 42АВ 661825, от 12.05.2009 г. № 42АВ 990526.

Получив выписки из государственного кадастра недвижимости от 28.01.2009 г. № 4200/001/09-10820, № 4200/001/09-6806,  № 4200/001/09-59760,  согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м.  составляет 25251710,37 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 4537,17 руб. за один квадратный метр, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м.  составляет 16042252,88 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости 5057,68 руб. за один квадратный метр, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м составляет 162160701,73 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости 5057,68 руб. за один квадратный метр ОАО «Кемеровомашоптторг» обратилось к независимому оценщику - Обществу с ограниченной ответственностью «ВЕЛ - Аудит - Консалтинг» для определения рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков.

Согласно отчету названного оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:8  составляет 6298313 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 составляет 3589488 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:189  составляет  36283493 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает заявленные требования обоснованными,  подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных нормами Земельного кодекса РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В целях установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают, в том числе, средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28.06.2007 № 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент).

Пунктами 8.1 и 9.5 Административного регламента предусмотрено, что  контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации (далее - формы оперативной отчетности).