• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2008 года  Дело N А27-1910/2008

Оглашена резолютивная часть «25» марта 2008 года

Решение изготовлено в полном объеме «25» марта 2008 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Дмитриевой Ирины Анатольевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Покосовой Нинель Юрьевной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок», г.Осинники Кемеровской области о признании действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченной суммы в размере 69000 рублей незаконными и об обязании налоговый орган возвратить данную сумму

при участии:

от ООО «Жилищно-коммунальный участок», г.Осинники: Тарасова Л.В. - юрист (доверенность от 29.02.2008г., паспорт);

от МРИ ФНС РФ № 5 по Кемеровской области: не явились;

Установил: общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок», г.Осинники (далее по тексту - заявитель, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области (далее по тексту - налоговый орган), выразившиеся в отказе в возврате обществу излишне уплаченных 69000 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии за ноябрь 2007 года и об обязании налогового органа произвести возврат данной суммы.

Представитель ООО «Жилищно-коммунальный участок» заявленное требование поддержал, устно изложил доводы и представил дополнительные документы в обоснование.

Налоговый орган, уведомленный о судебном разбирательстве надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечил, представил письмо в котором просит рассмотреть дело по существу без участия своего представителя.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, судом установлено следующее.

ООО «Жилищно-коммунальный участок» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как организация.

В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.

Согласно п.2 ст.14, п.2 ст.24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ страхователи должны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет пенсионного фонда РФ путем исчисления сумм ежемесячных платежей.

ООО «Жилищно-коммунальный участок», при уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии за ноябрь 2007 года в платежном поручении № 450 от 07.12.2007г. на сумму 69000 рублей ошибочно (допущена опечатка), вместо кода бюджетный классификации 18210202010061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии), указало код бюджетной классификации 18210202030062000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии).

В связи с данным обстоятельством страхователь 28.01.2008г. обратился с письмом в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) ошибочно уплаченной суммы пени по страховым взносам. Налогоплательщик просил считать в платежном поручении № 450 от 07.12.2007г. в назначении платежа правильным уплату пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии за ноябрь 2007г. в сумме 69000руб.

Письмом от 31.01.2008г. № 2 налоговый орган отказал в возврате (зачете) суммы излишне уплаченных пени по страховым взносам, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, ссылаясь на 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании».

Несогласие общества с данными действиями налогового органа, явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.

Оценив представленные доказательства и доводы, изложенные в письменных пояснениях и в отзыве, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации N 167-ФЗ от 15.12.2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Статьей 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Ссылка налогового органа как на основание отказа на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» судом не принята, исходя из следующего.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Возврат плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.

В соответствии с приложением № 11 «Администраторы поступлений в бюджеты РФ» к приказу Министерства Финансов РФ от 08.12.2006г. № 168н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» с последующими изменениями и дополнениями, администратором поступлений страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, является Федеральная налоговая служба.

Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета или возврата.

Любые суммы, уплаченные в бюджет в качестве налога без достаточных на то оснований, являются излишне уплаченными с наступлением последствий, предусмотренных ст.78 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога и пени за определенные налоговые периоды.

Из представленного в материалы дела заявителем справки Управления Пенсионного фонда в г. Осинники следует, что пени на страховые взносы в размере 69000 руб. за 2007г. по КБК 18210202030062000160 не начислялись.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в том числе, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Как следует из подпункта 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшее неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

Таким образом, если налогоплательщик в установленном порядке уплатил налог, правильно указав счет Федерального казначейства и наименование банка получателя, в результате чего этот налог подлежит перечислению в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, то обязанность по уплате налога признается исполненной.

По мнению суда, отказ налогового органа в зачете(возврате) излишне уплаченных пени по страховым взносам не основан на нормах налогового законодательства.

Заявитель уплатил ошибочно пени по страховым взносам с соблюдением требований, установленных статьей 45 Налогового кодекса РФ и отказ налогового органа в зачете(возврате) излишне уплаченных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, обязанность по уплате которых в 2007г. у общества не возникла, влечет обязанность общества фактически повторно уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Довод налогового органа, что средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат, в связи с чем зачеты(возвраты), по мнению налогового органа, по кодам бюджетной классификации не производятся, судом отклонен.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.

Согласно статье 143 Бюджетного кодекса РФ вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. В статье 144 данного Кодекса к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, установлено, что Фонд образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Статьями 17 и 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определено, что бюджет настоящего Фонда формируется также за счет средств федерального бюджета, а средства бюджета Фонда направляются в том числе на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России (включая содержание его центральных и территориальных органов).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утверждается ежегодно федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, финансирование Управления ПФ осуществляется за счет средств бюджетов.

Пунктом 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

Органы Федерального казначейства осуществляют учет поступлений на счет Федерального казначейства и дальнейшее их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Возврат плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных сумм пени осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений о возврате денежных средств плательщику.

Налоговый орган не оспаривает сумму пени по страховым взносам в размере 69000 руб., заявленную Обществом как излишне уплаченную и подлежащую возврату.

Согласно п.1 ст.32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, а в соответствии со ст.33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с налоговым законодательством.

На основании п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с п.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания законности совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Общество представило суду доказательства и обосновало нарушение его прав и законных интересов действием налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченных сумм пени.

А налоговая инспекция, по мнению суда, не доказала и не обосновала законность своих действий в части отказа по возврату излишне уплаченных сумм, что повлекло нарушение прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика.

При таких обстоятельствах требование заявителя является правомерными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.

С 01.01.2007г. подлежит применению общий порядок рас­пределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и уплачен­ная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 ста­тьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

С учетом изложенного, государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя в размере 2570 рублей, которая была уплачена обществом по платежному поручению № 23 от 11.02.2008г. при обращении с заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь ст. ст.102, 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требование общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок», г.Осинники Кемеровской области удовлетворить.

Признать незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области, выразившиеся в отказе в возврате обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок», г.Осинники излишне уплаченных 69000 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии за ноябрь 2007 года.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области произвести возврат в порядке главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок», г.Осинники Кемеровской области 69000 рублей пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии .

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области (Кемеровская область, г.Осинники, ул.Советская, 15) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок», г.Осинники (Кемеровская область, г.Осинники, ул.50 лет Октября, 14; ИНН 4222009026) 2570 рублей госпошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу. Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в двухмесячный срок после вступления в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья

Арбитражного суда

Кемеровской области И.А. Дмитриева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-1910/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 25 марта 2008

Поиск в тексте