• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 13 марта 2008 года  Дело N А27-1911/2008

Резолютивная часть решения оглашена : «13» марта 2008 г.

Полный текст решения изготовлен : «13» марта 2008 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Петраковой С.Е.

при ведении протокола судебного заседания судьей Петраковой С.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Саакяна Грачика Макичевича, г. Топки

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кемеровской области, г. Топки

о признании недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кемеровской области, г. Топки от 15.11.2007 № 1017, об обязании произвести возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 19 587 руб.

в судебное заседание явились:

заявитель - Саакян Г. М.- предприниматель, Свидетельство о государственной регистрации Серия 42 № 002445031 от 17.08.2005 г., Никонов В.П.- представитель, доверенность от 09.01.2008

от налогового органа - Никончук Н.В.- главный государственный налоговый инспектор юридического отдела, доверенность от 27.08.2007 № 16-03-04

Установил: индивидуальный предприниматель Саакян Грачик Макичевич (Свидетельство о государственной регистрации Серия 42 № 002445031 от 17.08.2005 г.), г. Топки обратился в Арбитражный суд Кемеровской области заявлением (в редакция заявления об изменении требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кемеровской области, г. Топки «об отказе в осуществлении зачета (возврата)» от 15.11.2007 № 1017 и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кемеровской области, г. Топки произвести возврат ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в размере 19 587 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, мотивировав тем, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в возврате сумм излишне уплаченных, в результате ошибки, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 19 587 руб.

Представитель налогового органа в судебном заседании, не оспаривая факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 19 587 руб. и его права на возврат указанной суммы, возражал против требований общества, мотивировав тем, что у налогового органа отсутствуют полномочия на возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Более подробно возражения изложены в отзыве от 04.03.2008 № 16-03-04/002226и.

Как установлено в судебном заседании, 12.11.2007 индивидуальный предприниматель Саакян Г. М. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 19 587 руб.

15.11.2007 налоговым органом со ссылкой на письмо Министерства финансов от 02.11.2005 № 03-02-07/1-286, принято решение № 1017 об отказе в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Не согласившись с законностью и обоснованностью отказа налогового органа, предприниматель обратился в суд.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучив материалы и обстоятельства дела, суд, пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа о возврате излишне уплаченных страховых взносов, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Поскольку указанный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет (возврат) сумм излишне уплаченного налогоплательщиком налога осуществляется налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции действующей в период спорных правоотношений) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что именно налоговый орган как администратор поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Данная правовая позиция изложена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 4240/06.

При таких обстоятельствах, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Спора по сумме страховых взносов между сторонами не возникло.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора судом в соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на налоговый орган.

Руководствуясь, статьями 110, 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования индивидуального предпринимателя Саакяна Грачика Макичевича (Свидетельство о государственной регистрации Серия 42 № 002445031 от 17.08.2005 г.), г. Топки удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кемеровской области, г. Топки «об отказе в осуществлении зачета (возврата)» от 15.11.2007 № 1017.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Кемеровской области, г. Топки произвести возврат индивидуальному предпринимателю Саакяну Грачику Макичевичу, г. Топки ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 19 587 руб.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кемеровской области, г. Топки в пользу индивидуального предпринимателя Саакяна Грачика Макичевича (Свидетельство о государственной регистрации Серия 42 № 002445031 от 17.08.2005 г.), г. Топки судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 883 руб. 48 коп.

После вступления решения в законную силу индивидуальному предпринимателю Саакяну Грачику Макичевичу, г. Топки выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок и в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья С.Е.Петракова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-1911/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 13 марта 2008

Поиск в тексте