АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 ноября 2009 года  Дело N А27-19130/2009

Резолютивная часть решения оглашена 02  2009 года, полный текст решения изготовлен 06  2009 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мишиной И.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Мишиной И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения)  в  Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области, г. Прокопьевск к индивидуальному предпринимателю Мирзанурову Ринату Наильевичу, г. Прокопьевск

о взыскании штрафных санкций в размере

при участии: от заявителя: Полюцкая О.А. - представитель (доверенность от 24.07.2009 №3); от должника: не явились,

у с т а н о в и л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)  в  Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области, г. Прокопьевск обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя  Мирзанурова Рината Наильевича, г. Прокопьевск  штрафа в размере , начисленного на основании решения от 19.05.2009 № 184 за не представление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного страхования.

Должник  в судебное заседание  не явился, о причине неявки не известил, отзыв не представил, сумму заявленных  требований не оспорил. Определение суда от 06.10.2009 направлялось должнику по указанному пенсионным фондом адресу, соответствующему сведениям, содержащимся в представленных в материалы дела выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, однако было возвращено в суд почтовым отделением с указанием на конверте: «истек срок хранения». В силу пункта 2  части 2 статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) должник считается надлежаще извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 156  АПК РФ  суд считает возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие  должника, по имеющимся в деле материалам.

Заявленные требования обоснованы тем, что должником нарушено законодательство об обязательном пенсионном страховании и в добровольном порядке сумма штрафных санкций, начисленная за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного страхования, в бюджет не уплачена.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета, отделение пенсионного фонда установило факт непредставления предпринимателем сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период, сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчестве страхователя, а также копий платежных документов за 2008 год в установленные сроки в нарушение требований статей 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», о чем составлен акт от 21.04.2009  № 187.

Решением от 19.05.2009 № 184 за непредставление указанных сведений предприниматель  привлечен  к ответственности, предусмотренной статьей 17 названного Закона в виде штрафа в размере

Поскольку в срок, установленный в требовании от 19.05.2009 № 1418, штраф должником в добровольном порядке в бюджет уплачен не был,  пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав представителя заявителя, суд считает заявленное требование необоснованным и  не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, которые в соответствии со статьей 8 данного Закона сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированном) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 названного Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6

устанавливает: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются в орган пенсионного фонда в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Из приведенных норм следует, что индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с указанным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Однако в настоящем деле названные обстоятельства фондом не доказаны и материалами дела не подтверждены. В связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ, не относится.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона неприменима.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2009 № 7802/09.

Что касается ссылки пенсионного фонда на нарушение страхователем срока представления ведомости уплаты страховых взносов за расчетный период и копий платежных документов, то в указанной части суд отмечает, что обязанность представления названных сведений законодательно не установлена, так как не включена в являющийся исчерпывающим перечень обязательных для представления сведений в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Не принимается судом и ссылка фонда на пункт 38 Инструкции «О порядке ведения индивидуального персонифицированного учета сведений застрахованных лиц, для целей обязательного страхования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1997 №318, поскольку данная Инструкция не является нормативным правовым актом и не может устанавливать для неопределенного круга лиц обязательные для исполнения требования, при том, что данные требования не закреплены в установленном порядке в соответствующем законодательном акте.

При указанных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь  статьями 167-170, 216, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения)  в  Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области, г. Прокопьевск оставить без удовлетворения.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья     И.В. Мишина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка