АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 декабря 2009 года  Дело N А27-19221/2009

Резолютивная часть объявлена 14  декабря 2009г., полный текст решения изготовлен 16  декабря 2009г.




Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи  Лежнина Д.Л.

при ведении протокола помощником судьи Титовой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Крестьянского (фермерского) хозяйства «Лебедиков Александр Николаевич»,

д. Красноярка  Ленинск-Кузнецкого района

к Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий

о признании незаконными решений от 23.04.2009 № 7826 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 23.04.2009 № 2 об  отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,

при участии:

от заявителя: Барышев К.Г., юрисконсульт, доверенность от 01.04.2009 (со спец. полн.), паспорт

от налогового органа: Лысенко М.Н., старший государственный налоговый инспектор юридического отдела, доверенность от 11.01.2009 № 1, удостоверение; Тихонова А.А., главный государственный налоговый инспектор  отдела камеральных проверок № 1, доверенность от 12.01.2009 № 35 (со спец. полн.), удостоверение; Рыжкович О.Н., начальник отдела налогового аудита, доверенность от 11.01.2009 № 3, удостоверение,

у с т а н о в и л:

Крестьянское (фермерское) хозяйство «Лебедиков А.Н.» (далее: КФХ Лебедиков А.Н., хозяйство, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Кемеровской области (далее: МРИ ФНС России №2 по Кемеровской области, налоговый орган, инспекция) №7826 от 23.04.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения  МРИ ФНС России №2 по Кемеровской области от 23.04.2009 №2 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Заявитель обратился с ходатайством о восстановлении срока обжалования указанных решений налогового органа.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Как указано в пункте 2 статьи 101.2 НК РФ, в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Из материалов дела следует, что решение МРИ ФНС России №2 по Кемеровской области №7826 от 23.04.2009 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого было вынесено решение №2 об отказе в возмещении частично заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость, обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.

Решением Управления  ФНС России по Кемеровской области №392 от 24.06.2009 апелляционная жалоба хозяйства оставлена без удовлетворения, решение инспекции №7826 от 23.04.2009 утверждено и вступило в законную силу.

Заявление об обжаловании решений МРИ ФНС России №2 по Кемеровской области №7826 и №2  от 23.04.2009 было направлено заявителем в суд 28.09.2009 (понедельник).

С учетом даты получения хозяйством решения Управления (27.06.2009) и даты обращения  в арбитражный суд,  срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании решения №7826 налогоплательщиком нарушен не был.

Поскольку решения инспекции №7826 и №2 взаимосвязаны, решение №2 вынесено на основании решения №7826, суд полагает, что срок для обжалования решения №2 заявителем также не нарушен.

По мнению заявителя, является несостоятельным довод налогового органа о том, что первичные документы по взаимоотношениям хозяйства с контрагентом - ООО «Танграм» содержат недостоверные данные.

В соответствии с договором купли-продажи №38/К-08 от 12.05.2008 ООО «Танграм» было поставлено оборудование : танк-охладитель, доильное оборудование типа «Молокопровод РОМ», кормосмеситель STRAUTMANN VERTIMIX 1400.

Показания  руководителя хозяйства Лебедикова А.Н. соответствуют сведениям, отраженным в  представленных документах.

Ни законом, ни договором не установлена обязанность покупателя по оформлению товарно-транспортной накладной по форме 1-Т. В ходе налоговой проверки налогоплательщиком была представлена товарная накладная №103 от 10.07.2008, оформленная ООО «Танграм».

На момент совершения сделки хозяйство рассчитывало на получение экономического эффекта от приобретения вышеуказанного оборудования, в связи с чем является необоснованным вывод налогового органа об отсутствии у сделки с ООО «Танграм» реальной деловой цели.

Выводы МРИ ФНС России №2 по Кемеровской области о «цепочке» движения денежных средств, свидетельствующей об отсутствии оплаты за товар, не основаны на нормах права.

Заявитель сослался на положение пункта 7 статьи 3 НК РФ о действии в сфере налоговых отношений презумпции добросовестности налогоплательщика.

Инспекция считает предъявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

По мнению налогового органа, в ходе налоговой проверки была установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о том, что в проверяемом периоде хозяйство применяло схему уклонения от уплаты налогов путем использования  фиктивного документооборота с целью получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, и, как следствие, получения необоснованной налоговой выгоды.

Фактически налогоплательщик не осуществлял реальные операции по приобретению основных средств (молокопровода и кормосмесителя).

При этом налоговый орган сослался на следующие обстоятельства:

- счет-фактура, товарная накладная, акт ввода в эксплуатацию датированы одним днем - 10.07.2008;

- из показаний свидетелей Лариковой Н.Н., Медведевой Л.Г., Колмогоровой И.А. следует, что фактически в адрес налогоплательщика поставлен лишь танк-охладитель, другое оборудование налогоплательщиком не приобреталось, не монтировалось, в эксплуатацию не вводилось;

- отсутствует товарно-транспортная накладная;

- отсутствует деловая цель в приобретении оборудования.

На основании изложенного инспекция считает, что налогоплательщиком в нарушение пункта 1 статьи 172, пунктов 2 и 5 статьи 169 НК РФ неправомерно применены налоговые вычеты по НДС по основным средствам, которые фактически не приобретались.

Кроме того, по мнению налогового органа, первичные документы содержат противоречивые сведения. А именно, согласно документам индивидуального предпринимателя Грицак Н.И., осуществлявшего перевозку груза, услуги по перевозке оказаны 02.07.2008. Товарные накладные датированы 10.07.2008.

Проанализировав «цепочку» движения денежных средств, перечисленных КФХ Лебедиков А.Н. в адрес ООО «Танграм», налоговым органом сделан вывод о движении денежных средств по замкнутому циклу и, как следствие, отсутствии фактической оплаты и приобретения товара.

Налоговый орган полагает, что в ходе налоговой проверки было полностью доказано, что сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, неполны, недостоверны и противоречивы. Полученная налогоплательщиком налоговая выгода правомерно не признана инспекцией обоснованной.

Основания для признания оспариваемых решений незаконными, по мнению налогового органа, отсутствуют.

В судебном заседании установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки в отношении КФХ Лебедиков А.Н. на основании Акта камеральной налоговой проверки от 03.02.2009 №4139 и иных материалов налоговой проверки инспекцией  23.04.2009 принято решение №7826 об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как следует из указанного решения, представленные КФХ Лебедиков А.Н. документы, а именно: счет-фактура №103 от 10.07.2008 в части приобретенного оборудования (комплект доильного оборудования стоимостью 5250000 руб., в том числе НДС 800847 руб. 46 коп., кормосмеситель стоимостью 2050000 руб., в том числе НДС 312711 руб. 86 коп.) содержат недостоверные данные, первичные документы - противоречивые сведения.

Учитывая изложенные обстоятельства, налоговый орган пришел к выводу, что в налоговой декларации по НДС за 3-ий квартал 2008 года  в нарушение положений статей 169, 171, 172 НК РФ налогоплательщиком неправомерно применены налоговые вычеты в размере 1113559 руб. 32 коп.

Инспекция предложила налогоплательщику уменьшить исчисленные в завышенных размерах  предъявленные к возмещению суммы налога на добавленную стоимость на 1113559 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

На основании данного решения налоговым органом 23.04.2009 принято решение №2, которым налогоплательщику было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1113559 руб.

Общество в апелляционном порядке обжаловало решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 24.06.2009 №392 жалоба КФХ Лебедиков А.Н. оставлена без удовлетворения.

По мнению Управления, установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства, а именно: создание фиктивного документооборота; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; отсутствие реальной оплаты за приобретенный товар; отсутствие факта доставки и оприходования товара свидетельствуют об отсутствии факта совершения реальной сделки налогоплательщика с ООО «Танграм».

Не согласившись с принятыми инспекцией решениями от  23.04.2009 №7826 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и №2 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, общество обратилось в арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде (3-ий квартал 2008 года) КФХ Лебедиков А.Н. на основании пункта 1 статьи 143 НК РФ являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории  Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Сумма налога при определении налоговой базы  в соответствии со статьями 154 -159, 162 НК РФ исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате  сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии  со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав,  документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации,  либо уплаченные  налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

Как указано в пункте 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

Пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса  установлены обязательные требования, которым должен отвечать счет-фактура, среди которых наличие сведений о наименовании,  адресах, идентификационных номерах налогоплательщика и покупателя, о наименовании и адресах  грузоотправителя  и грузополучателя; подписание счета-фактуры руководителем или главным бухгалтером организации либо иными  лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Из системного анализа статей 169, 171, 172 НК РФ следует, что право на налоговый вычет НДС появляется при условии, что товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, необходимо наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ,  и  принятие товара (работ, услуг) к учету на основе первичных документов.

Таким образом, правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость может быть подтверждена только предоставлением совокупности первичных документов, удовлетворяющих указанным выше требованиям.

Документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №53 от 12.10.2006 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.