АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2010 года  Дело N А27-2109/2010

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2010 г.

Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2010 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Плискиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области, г. Прокопьевск,

к Муниципальному унитарному предприятию «Городское управление жизнеобеспечения», г. Прокопьевск,

о взыскании 82 913 руб. 89 коп.

при участии:

от заявителя: Баранов Е.С. - главный специалист-эксперт (юрисконсульт), доверенность от 01.09.2009г. № 13;

от должника: не явились,

у с т а н о в и л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области,  г. Прокопьевск (далее - заявитель, Пенсионный фонд), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Муниципального унитарного предприятия «Городское управление жизнеобеспечения», г. Прокопьевск (далее - должник, Общество), штрафа в сумме 82 913 руб. 89 коп. на основании решения от 03.11.2009 г. № 7.

Должник, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направил, заявил письменное ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие своего представителя.

Суд рассматривает спор в соответствии со статьями 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в отсутствие представителя должника.

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании на требовании  настаивает, ссылаясь на то, что МУП «Городское управление жизнеобеспечения» в добровольном порядке не уплатило штрафные санкции в сумме 82 913 руб. 89 коп., начисленные в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от  01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за предоставление в Пенсионный фонд недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2006, 2007, 2008 гг.

Возражая против удовлетворения требований, в письменном отзыве должник сослался на факт признания его несостоятельным (банкротом) и открытие в отношении него конкурсного производства решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.11.2008 г. по делу № А27-4809/2008-4, что исключает возможность взыскания штрафных санкций в силу статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Как следует из материалов дела, МУП «Городское управление жизнеобеспечения» представило в Пенсионный фонд корректирующие индивидуальные сведения, в том числе: 09.07.2009 г. - за 2006 год, 30.07.2009 г., 03.08.2009 г., и 14.08.2009 г. - за 2007 год, 14.08.2009 и 08.09.2009 г. - за 2008 год.

Основанием для привлечения МУП «Городское управление жизнеобеспечения» к ответственности в виде штрафа в сумме 82 913 руб. 89 коп. послужил вывод Пенсионного фонда о том, что представленные должником сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2006-2008 г.г. в отношении семидесяти одного работника  являются недостоверными.

09.10.2009 г. Пенсионным фондом составлен акт № 7 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам рассмотрения акта решением Пенсионного фонда от 03.11.2009г. № 7 МУП «Городское управление жизнеобеспечения» привлечено к ответственности за предоставление недостоверных сведений по статье 17  Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 82 913 руб. 89 коп.

Требование № 7 от 03.11.2009 г. об уплате штрафа в срок до 12.11.2009 г. должником не исполнено, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением.

Оценив доводы должника о невозможности начисления штрафных санкций в ходе конкурсного производства, суд полагает их основанными на неверном толковании статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и практике ее применения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  с даты принятия арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника (в редакции без учета изменений, внесенных  Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ, исходя из пункта 2 статьи 4 этого закона).

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (пункты 26, 30, 31) содержится разъяснение, что указанное в пункте 1 статьи 126 Закона о банкротстве последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей, в частности в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового органа о взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций.

В силу пункта 3 статьи 137 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования о взыскании штрафов за налоговые правонарушения, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса РФ), независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности включаются в реестр требований кредиторов на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

Таким образом, положения статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не препятствуют привлечению предприятия к налоговой ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в том числе после признания его несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.

Данная правовая позиция подтверждена Президиумом Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.01.2008 г. № 7842/07.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.05.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Учитывая вышеизложенное, требование Пенсионного фонда о взыскании штрафа суд рассматривает по существу.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителя заявителя, суд полагает требование не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица,  уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;  5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из положений статей 106-109 Налогового кодекса Российской Федерации, при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения и отсутствие события налогового правонарушения в силу статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации относится к обстоятельствам, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности.

Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Как усматривается из материалов дела, в решении от 03.11.2009 г. № 7 о привлечении к ответственности в нарушение пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не изложены обстоятельства совершения правонарушения, а именно, не указано, когда представлены недостоверные сведения, какие конкретные сведения признаны недостоверными, в чем выражается их недостоверность, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий МУП «Городское управление жизнеобеспечения», и виновности его в совершении правонарушения. Также данные обстоятельства не следуют из акта проверки от 09.10.2009 г. № 7.

Приложение к акту проверки и решению о привлечении к ответственности списка лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения, без указания в акте и в решении, какие именно сведения в отношении данных лиц являются недостоверными, суд полагает недостаточным для вывода о том, что событие правонарушения имело место.

Более того, из имеющихся в материалах дела описей документов, представленных МУП «Городское управление жизнеобеспечения» в органы Пенсионного фонда, усматривается, что корректирующие сведения представлены в отношении 64 работников, в то время как согласно приложению к акту от 09.10.2009 г. № 7 количество работников  составило 71 человек.

В силу статьи 109 Налогового кодекса РФ лицо не подлежит привлечению к ответственности в связи с отсутствием события правонарушения.

В силу статьи 65, части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания санкций, возлагается на заявителя.

Заявитель не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что  имело место событие правонарушения, предусмотренного  пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", квалифицированное Пенсионным фондом как представление недостоверных сведений.

Кроме того, в решении от 03.11.2009 г. № 7 о привлечении к ответственности отсутствует расчет штрафных санкций в размере 82 913 руб. 89 коп., что не позволяет оценить правильность их расчета и размера.

При таких обстоятельствах требование Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области, г. Прокопьевск, о взыскании с  Муниципального унитарного предприятия «Городское управление жизнеобеспечения» штрафа за нарушение пенсионного законодательства в сумме 82 913 руб. 89 коп. на основании решения от 03.11.2009 г. № 7 отказать.

Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано  в Седьмой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья      Е.А. Плискина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка