АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2010 года  Дело N А27-21123/2009

Резолютивная часть решения объявлена  15 января  2010г., полный текст решения изготовлен  20 января  2010г.




Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи  Лежнина Д.Л.

при ведении протокола помощником судьи Титовой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово

к  Кемеровской таможне, г. Кемерово

о признании недействительным требования от 21.07.2009

при участии:

от заявителя: Красикова А.В., доверенность от 29.09.2009 № 586 - 2009/УК (со спец. полн.), паспорт

от заинтересованного лица: Воробьева И.А., главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 18.08.2009 № 27-18/9655 (со спец. полн.), удостоверение,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»  (далее - заявитель, общество, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением  к  Беловскому таможенному посту Кемеровской таможни (Сибирского таможенного  управления Федеральной таможенной службы) о признании недействительным требования от  21.07.2009.

На основании  части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предварительном судебном заседании 03.12.2009 суд с согласия заявителя произвел замену Беловского  таможенного поста Кемеровской таможни (Сибирского таможенного  управления Федеральной таможенной службы) на Кемеровскую таможню.

По мнению общества  оспариваемое  требование  выставлено таможенным органом незаконно и нарушает его права и законные интересы по следующим основаниям.

Заявителю  в соответствии с контрактом №7061/08-1 была поставлена партия внедорожных крупногабаритных шин марки Бриджстоун 24.00R35*2VRLS TL E4 и  24.00R35 *2VMPT TL E4. Поставленный товар был  классифицирован в  ГТД  № 10608010/200709/0001551 по товарной субпозиции 4011 94 000 0, ставка таможенной пошлины по которой составляет 5% от таможенной стоимости товара.

Требованием от 21.07.2009  таможенный орган  указал обществу о необходимости скорректировать указанный в  ГТД код данного товара на код - 4011 20 9000, которому соответствует таможенная пошлина в размере 15 %  от таможенной стоимости товара.

Как отмечает общество, субпозиция  4011 94 наиболее точно описывает  ввезенный   товар, поскольку характеристики шин позволяют соотнести их только с оборудованием, используемым в горнодобывающей промышленности, указывают на то, что посадочный диаметр  шины составляет более 61 см (88, 90 см), указывают на рисунок протектора, отличный от рисунка «в елочку».

Классификационные  коды  в отношении товаров, принятые в странах Европейского Союза  и Российской Федерации, при условии заявления достоверных сведений поставщиками, должны совпадать на уровне первых шести знаков. При этом классификационный код - 4011 94  ввезенных обществом шин подтверждается инвойсом поставщика, что подтверждает правильность  произведенной обществом классификации товара.

Подсубпозиция  4011 20 900 0, к которой таможенный орган относит ввезенные обществом шины, требует обязательного указания на шинах индекса нагрузки, учитывает только шины для моторных транспортных средств для перевозки грузов.

На поставленных обществу шинах индекс нагрузки не указан.

Из содержания Пояснений  к ТН ВЭД к субпозициям 4011  62, 4011 63, 4011 93, 4011 94  следует, что в данных субпозициях выражение «транспортные средства, используемые  в строительстве или промышленности», распространяется  также и на транспортные средства и оборудование для горнодобывающей промышленности. Поставленные обществу крупногабаритные внедорожные шины могут быть использованы как  на карьерных самосвалах, так и на иной технике для горнодобывающей промышленности (тягачах-буксировщиках БелАЗ-7455В).

Кемеровская  таможня считает предъявленное требование  не подлежащим удовлетворению.

Ввезенные обществом шины  предназначены для использования на карьерных самосвалах, предназначенных  для эксплуатации в условиях бездорожья и используемых для перевозки (транспортировки) грузов, имеют индекс нагрузки более 121. В связи с чем,  данный  товар классифицируется  по коду 4011 20 900 0, которому соответствует ставка таможенной пошлины 15%.

Заявитель не учитывает,  что  субпозиция «20» (однодефисная) и субпозиция (двухдефисная)  «94» относятся к разным уровням детализации, то есть не являются сравнимыми;  для отнесения  спорного товара к субпозиции «94» необходимо исключить соответствие текстам субпозиций первого уровня, обозначенных одним дефисом («10», «20», «30», «40», «50»).

Применение заявителем для классификации товара Правила 3 ОПИ ТН ВЭД  основано на принципиально неправильном, ошибочном толковании и применении Правила 6 ОПИ ТН ВЭД.

Правило 3 ОПИ ТН ВЭД может вступать в силу  только при  условии, что в рамках применения Правила 6 невозможно осуществить предписанную данным  Правилом приоритетную классификацию товара исходя из текстов товарных субпозиций, примечаний к разделам, группам, субпозициям. Первоочередная классификация товаров должна осуществляться исходя из текстовых наименований субпозиций в ТН ВЭД и соответствующих примечаний к ним, и только при невозможности такой классификации применяются  последовательно Правила со  2-го по 5- ое.

Для отнесения шин в субпозицию 4011 20 необходимо и достаточно единственного критерия - предназначение шин для моторных транспортных средств для перевозки грузов. При этом индекс нагрузки, являющийся обязательной характеристикой любой шины, может быть определен расчетным путем. Содержание маркировки шин указанием на индекс нагрузки не имеет значения при  классификации  товара  в соответствующей субпозиции товарной позиции 4011 ТН ВЭД.

Довод заявителя о том, что классификация шин по ТН ВЭД зависит от того, где используется транспортное средство (в промышленности, вне дорог общего пользования) противоречит ТН ВЭД. Из положений товарной позиции 4011 ТН ВЭД России  следует, что классификация шин, в первую очередь, осуществляется в зависимости от вида и предназначения транспортного средства, на котором используется шина.  Карьерные самосвалы, для которых предназначены спорные шины, прямо отнесены ТН ВЭД России к моторным транспортным средствам для перевозки грузов (товарная субпозиция 8704 10), что подтверждает соответствие шин для данных транспортных средств наименованию субпозиции 4011 20 «для моторных транспортных средств для перевозки грузов».

Позиция заявителя противоречит применяемым в международных отношениях  правилам классификации товаров. Классифицировав товар по коду 4011 94 0000, общество нарушило принятый в Гармонизированной системе порядок кодирования, обратившись к десятизначным кодам, сгруппированным под общим наименованием «прочие».

В судебном заседании представитель  ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» на заявленном требовании настаивала доводы, указанные в заявлении, поддержала.

Представитель заинтересованного лица предъявленное требование не признала, изложила, доводы, приведенные в отзыве.

В судебном заседании установлено, что  во исполнение  контракта  от 25.12.2008 № 7061/08-1, заключенного с TRS Tyre and Rubber Supplies S.A., Switzerland, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  ввезло  на  таможенную  территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации № 10608010/200709/0001551  товар:

- шины пневматические резиновые новые в комплекте с двумя уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 55 т, для использования во внедорожной сети,  в горнодобывающей промышленности, марка «Бриджстоун» с надписью  «OFF-THE-ROAD» и «EARTHMOVING», тип шины 24.00R35*2VRLS TL E4, шириной шины 660 мм, внешним диаметром 2175 мм, глубиной протектора 59.0 мм, статический радиус 980 мм, статическая ширина профиля 734 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным  диаметром  88,90 см;

- шины пневматические резиновые новые в комплекте с двумя уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, грузоподъемностью 55 т, для использования во внедорожной сети,  в горнодобывающей промышленности, марка «Бриджстоун» с надписью  «OFF-THE-ROAD» и «EARTHMOVING», тип шины 24.00R35*2VMTP TL E4, шириной шины 660 мм, внешним диаметром 2194 мм, глубиной протектора 68.0 мм, статический радиус 975 мм, статическая ширина профиля 734 мм, максимальной скоростью движения автомобиля 50 км/ч, радиального строения бескамерные, с поперечными канавками на протекторе, с посадочным  диаметром  88,90 см.

Классификация  названного товара  произведена заявителем в ГТД в товарной субпозиции 4011 94  000 0 (графа 33 ГТД),  и  рассчитана  ввозная  таможенная  пошлина  исходя из 5%  от таможенной стоимости товара.

21.07.2009  таможенный орган оформил оспариваемое требование (вручено обществу 21.07.2009),  которым предложил  в срок до 23.07.2009  скорректировать код товара  № 1 и товара № 2  4011940000 на код 4011209000, пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, внести дополнение  в графу 31 ГТД  в отношении  товара № 1 и товара № 2: указать индекс нагрузки для шин  24.00R35*2VRLS  TL E4, 24.00R35*2VMTS  TL E4, а также виды работ, выполняемые карьерными самосвалами, тип транспортного средства, на котором будут использоваться данные шины.

Во исполнение требования от 21.07.2009 ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  пересчитало размер подлежащих уплате ввозной таможенной пошлины,  НДС  и направило заинтересованному лицу письмо от 21.07.2009 № 604 км, в котором просило  списать 1129463 руб.52 коп.  для оплаты ввозной таможенной пошлины и НДС и внести необходимые изменения в графу 31.

22.07.2009 Кемеровской таможней разрешен выпуск ввезенного товара.

Посчитав требование от 21.07.2009 принятым незаконно, общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 39,  пункту 1 статьи  40 Таможенного кодекса Российской Федерации  товары при их декларировании таможенным органом  подлежат классификации, то есть в отношении  товаров определяется  классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, утверждаемой Правительством Российской Федерации  исходя из принятых  в международной практике систем классификации товаров.

Право  таможенных органов  осуществлять проверку  достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств  предусмотрено статьей 361 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров (пункт 3 статьи 40 названного Кодекса).

С 01.01.1997 для Российской Федерации  вступила в силу  Международная конвенция о Гармонизированной  системе описания и кодирования товаров (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 № 372).

Согласно статье 3 Конвенции каждая  Договаривающаяся Сторона, за исключением случаев применения положений подпункта (с) пункта 1 статьи 3, обязуется, что ее таможенно-тарифная политика и статистические номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе с момента вступления Конвенции  в силу  по отношению к этой Договаривающейся Стороне. Тем самым она обязуется по отношению к своим таможенно-тарифным  и статистическим номенклатурам:

i) использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких - либо дополнений  или изменений;

ii) применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы;

iii) соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров  означает Номенклатуру, включающую в себя  товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила  интерпретации Гармонизированной системы (статья 1 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров).

В целях обеспечения  выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международной конвенции о Гармонизированной  системе описания и кодирования товаров, Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 03.11.1995 и Соглашения об общей Товарной номенклатуре Евразийского экономического  сообщества от 20.09.2002, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 718 утвержден Таможенный тариф Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 1 данного постановления Правительства Российской Федерации, Таможенный тариф Российской Федерации является сводом ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной  на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной  практике систем классификации товаров (пункт 1 статьи 39 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Товарная  номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) применяется  для осуществления мер  таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 718  утверждены Основные правила интерпретации  Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ ТН ВЭД), которые определяют основные правила классификации  товаров  в ТН ВЭД.

С учетом позиции заявителя и доводов таможенного органа  спор по существу касается классификации  ввезенных ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» шин  на уровне субпозиций в пределах товарной позиции 4011.

Товарная позиция 4011 ТН ВЭД России «Шины и покрышки  пневматические резиновые новые»  включает  следующие  субпозиции:

4011 10 -   для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили)

4011 20  -   для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, включает следующие подсубпозиции:

4011 20 100  0  - -  с индексом нагрузки не более 121

4011 20 900 0  - -  с индексом нагрузки более 121

4011 30  -  для использования в авиации

4011 40  -  для мотоциклов

4011 50  -  для велосипедов

-  прочие  с рисунком протектора в "елочку"  или аналогичными рисунками протектора, включает следующие подсубпозиции:

4011 61 000 0  - -  для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин

4011 62 000 0  - -  для транспортных средств и машин, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр не более 61 см

4011 63 000 0  - -  для транспортных средств и машин, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр  более 61 см

4011 69 000 0  - -  прочие

-  прочие, включает следующие подсубпозиции:

4011 92 000 0  - -  для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин

4011 93  000 0  - -  для транспортных средств и машин, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр не более 61 см

4011 94 000 0  - -  для транспортных средств и машин, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр  более 61 см

4011 99 000 0  - -  прочие

Из  структуры товарной позиции 4011 ТН ВЭД России следует, что критериями  выделения субпозиций  в пределах данной товарной позиции являются как предназначение  шин  для определенного транспортного средства, так и свойства самой шины.