АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2010 года Дело N А27-389/2010
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2010 года. В полном объёме решение изготовлено 16 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Марченковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Марченковой С.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп», г. Калининград
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого, г. Ленинск-Кузнецкий
третье лицо: Открытое акционерное общество «СУЭК-Кузбасс», г. Ленинск-Кузнецкий
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 24.11.2009 г. № 3111, в предоставлении в собственность земельного участка площадью 18979 кв.м с кадастровым номером 42:26:0401003:175, находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6; обязании заключить договор о продаже земельного участка
при участии:
от заявителя - Минникаева Т.Н., представитель, доверенность от 14.12.2009 г. (с правами), паспорт 3200 № 446908
от Комитета - Серебренникова С.Ф., главный специалист правового отдела, доверенность от 27.01.2009 г. (с правами), паспорт 3200 № 446908;
от третьего лица - Поморцева О.В., представитель, доверенность № 1/232 от 11.03.2010 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп», г. Калининград обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого, г. Ленинск-Кузнецкий о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 24.11.2009 г. № 3111, в предоставлении на праве собственности, на условиях указанных в п.1 Федерального закона от 25.10.2201 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельного участка площадью 18979 кв.метров, с кадастровым номером 42:26:0401003:175, находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6; обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого заключить с Обществом с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп» договор о продаже земельного участка площадью 18979 кв.метров, с кадастровым номером 42:26:0401003:175, находящимся по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6 на условиях указанных в п.1 Федерального закона от 25.10.2201 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с учётом уточнений).
Определением суда от 27.02.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «СУЭК-Кузбасс», г. Ленинск-Кузнецкий.
Протокольными определениями суда от 23.03.2010 г., от 30.03.2010 г. судебное разбирательство откладывалось в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обществом заявлено ходатайство о привлечении к рассмотрению дела в качестве третьего лица Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области г. Полысаево. Ходатайство судом отклонено.
Заявление мотивировано тем, что отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в письме № 3111 от 24.11.2009 г. противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, связанные с возможностью приобретения в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном п.1 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а именно, до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 42:26:0401003:175 расположен объект недвижимости «Погрузочный комплекс», принадлежащий заявителю на праве собственности, у Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в продаже земельного участка площадью 18979 кв.м, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого требования оспорил, указав в отзыве на заявление на то, Общество не имело предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительного права на приобретение земельного участка, поскольку на спорном земельном участке по ул. Ламповая, 2/6, г. Ленинск-Кузнецкий кроме погрузочного комплекса, принадлежащего Обществу, находится недвижимое имущество - железнодорожные пути, принадлежащие третьему лицу.
Представители третьего лица требования оспорили, указав в судебном заседании на то, что на истребуемом заявителем земельном участке расположен объект недвижимости - железнодорожные пути, которые принадлежат ОАО «СУЭК-Кузбасс» на праве собственности, в его собственности находятся и земельные участки, на которых расположен указанный объект недвижимости. На основании указанных обстоятельств земельный участок, который истребует заявитель, не может быть передан в его собственность.
Материалами дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп» является собственником недвижимого имущества - погрузочного комплекса, состоящего из: эстакады-галереи литер А, общей площадью 200,7 кв.м, асфальтированной площадки литер А1, площадью 9297,5 кв.м, угольной ямы литер А2, площадью 13,1 кв.м., находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6. Указанный погрузочный комплекс расположен на земельном участке, площадью 1,8979 га.
Право собственности заявителя на объект недвижимого имущества подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42 АА № 521332 от 16.12.2002 г.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 19.08.2009 г. указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 42:26:0401003:175.
Земельный участок площадью 1,8979 га, на котором располагается объект недвижимости, находящийся в собственности ООО «Калининградоблтоп», передан в пользование обществу согласно соглашению об оплате фактически используемого земельного участка от 22.01.2009 г.
22.09.2009 г. Общество обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого с заявка на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка (площадью 18979 кв.м с кадастровым номером 42:26:0501003:175, находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6) в связи с нахождением на данном земельном участке принадлежащего Обществу на праве собственности объекта недвижимости (погрузочного комплекса).
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого письмом от 24.11.2009 г. за № 3111 отказал ООО «Калининградоблтоп» в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401003:175, поскольку на указанном земельном участке имеются железнодорожные пути, права собственности на которые, обществом не подтверждены документально.
Не согласившись с отказом Комитета, изложенным в письме № 3111 от 24.11.2009 г., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляется продажа в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктами 5 и 6 Земельного кодекса РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок (утвержден Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007г. №370), который является исчерпывающим, в связи с чем исполнительные органы не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. № 370 к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются, в том числе, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).
Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления города Ленинска-Кузнецкого был обязан принять решение о предоставлении Обществу земельного участка площадью 18979 кв.м с кадастровым номером 42:26:0501003:175, находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6, при условии поступления заявления Общества о приобретении прав на указанный земельный участок, к которому приложены кадастровый паспорт земельного участка и документы, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. № 370.
Суд, соглашаясь с доводами Комитета, считает, что представленное Обществом заявление не соответствовало требованиям, установленным пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ и Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. №370, поскольку к указанному заявлению не была приложена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на сооружение - железнодорожные пути, находящихся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое сооружение.
Наличие указанного объекта недвижимого имущества - железнодорожных путей на земельном участке, о приобретении которого Общество обратилось в Комитет с заявлением, подтверждается инвентаризационным планом погрузочного комплекса по ул. Ламповая, 2/6, содержащегося в представленной Обществом копии технического паспорта от 28.05.2007 г., актом осмотра земельного участка от 03.02.2010 г., произведенном в соответствии с решением Комитета № 111/1 от 01.02.2010 г.
Кроме того, нахождение на вышеуказанном земельном участке объекта недвижимого имущества - железнодорожных путей подтверждается информацией ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» (письмо от 15.02.2010 г. № 271), выкопировкой из плана г. Ленинска-Кузнецкого и информацией ООО «Погрузочный комплекс «Ленинвестстрой» (письмо от 10.02.2010 г. №11).
Доводы заявителя о том, что, единственным документом, подтверждающим наличие объектов недвижимости на земельных участках, является выписка из государственного кадастра недвижимости, что обязанность Общества подтвердить документально свое право на железнодорожные пути Комитетом не доказаны, признаны судом неправомерными и во внимание не приняты.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости предоставляются сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе. При этом, частью 1 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносится сведения описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
Следовательно, если объектом недвижимости, сведения о котором представлены в виде кадастровой выписки, является земельный участок, такая выписка не содержит сведения о местоположении на земельном участке зданий, строений, сооружений.
Нормами земельного законодательства (пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ) установлено требование о предоставлении лицом, обращающимся с заявлением о приобретении прав на земельный участок, определенных документов - документов, перечень которых установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В частности, согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. № 370 заявителем должны быть представлены документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», железнодорожные пути относятся к сооружениям. Железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожными путями необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, к сооружениям относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. При этом, дорога железная однопутная, дорога железная однопутная и подъездные пути, дорога железная двухпутная, дорога железная многонутная (коды по классификатору с 12 4526101 по 12 4526105) относятся к сооружениям железнодорожного транспорта.
Таким образом, расположенные на вышеуказанном земельном участке железнодорожные пути относятся к сооружениям, то есть к имуществу, права на которые должны были быть подтверждены обществом с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп» для принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность. В связи с чем, довод заявителя о том, что железнодорожные пути не являются объектом недвижимости, судом признан неправомерным.
Как следует из выкопировки плана г. Ленинска-Кузнецкого, указанные пути расположены в границах земельного участка, с заявлением о приобретении которого в собственность обратилось Общество.
Однако, в нарушение статьи 36 Земельного кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития РФ № 370, Обществом не были представлены документы, подтверждающие права на железнодорожные пути, представленная Обществом выписка из государственного кадастра недвижимости таких сведений не содержит.
Согласно письма от 12.02.2010 г. № 186 погрузочно-транспортного управления ОАО «СУЭК-Кузбасс», в собственности открытого акционерного общества «СУЭК-Кузбасс» находятся путь № 1 парка 3 ст. Разминовка, протяженностью 737 м, и путь № 2 парка 3 ст. Разминовка, протяженностью 252 м.
Указанные сведения подтверждаются также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.02.2010 г. № 03/006/2010-075 и № 03/006/2010-075, пояснениями представителей третьего лица - ОАО «СУЭК-Кузбасс».
Суд, соглашаясь с доводами заявителя, считает, что выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.02.2010 г. № 03/006/2010-075 и № 03/006/2010-075, находящегося по адресу город Ленинск - Кузнецкий, ул. Рубинштейна, не может быть признана безусловным доказательством, подтверждающей, факт нахождения объекта недвижимости на земельном участке, расположенном по адресу город Ленинск-Кузнецкий, улица, Ламповая,2/6 , с кадастровым номером 42:26:0401003:175, согласно Кадастровой выписки о Земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 19.08.2009 № 4200/001/09-209511.
Однако, поскольку факт нахождения на вышеуказанном земельном участке объекта недвижимого имущества - железнодорожных путей подтвержден материалами дела, то суд считает, что в нарушение статьи 36 Земельного кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития РФ № 370, Обществом не были представлены документы, подтверждающие права на железнодорожные пути, в связи с чем, оно не подтвердило наличии исключительного права на приватизацию земельного участка, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Следовательно, у уполномоченного органа местного самоуправления г. Ленинска-Кузнецкого отсутствовали основания для принятия предусмотренного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ решения о предоставлении Обществу земельного участка на праве собственности.
На основании изложенного заявленные требования признаны судом неправомерными, неподлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 180, 181, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп», г. Калининград оставить без удовлетворения.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп», г. Калининград справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 руб., излишне уплаченной платёжным поручением № 1555 от 17.12.2009 г., после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья С. Н. Марченкова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка