АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 апреля 2010 года  Дело N А27-389/2010

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2010 года. В полном объёме решение изготовлено 16 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Марченковой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Марченковой С.Н.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп», г. Калининград

к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города  Ленинска-Кузнецкого, г. Ленинск-Кузнецкий

третье лицо: Открытое акционерное общество «СУЭК-Кузбасс», г. Ленинск-Кузнецкий

о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 24.11.2009 г. № 3111, в предоставлении в собственность земельного участка площадью 18979 кв.м с кадастровым номером 42:26:0401003:175, находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6; обязании заключить договор о продаже земельного участка

при участии:

от заявителя -  Минникаева Т.Н., представитель, доверенность от 14.12.2009 г. (с правами), паспорт 3200 № 446908

от Комитета -  Серебренникова С.Ф., главный специалист правового отдела, доверенность от 27.01.2009 г. (с правами), паспорт 3200 № 446908;

от третьего лица - Поморцева  О.В., представитель, доверенность № 1/232 от 11.03.2010 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп», г. Калининград  обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого, г. Ленинск-Кузнецкий  о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 24.11.2009 г. № 3111, в предоставлении на праве собственности, на условиях указанных в п.1 Федерального закона от 25.10.2201 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельного участка площадью 18979 кв.метров, с кадастровым номером 42:26:0401003:175, находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6; обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого заключить с Обществом с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп»  договор о продаже земельного участка  площадью 18979 кв.метров, с кадастровым номером 42:26:0401003:175, находящимся по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6 на условиях указанных в п.1 Федерального закона от 25.10.2201 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с учётом уточнений).

Определением суда от 27.02.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «СУЭК-Кузбасс», г. Ленинск-Кузнецкий.

Протокольными определениями суда от 23.03.2010 г., от 30.03.2010 г. судебное разбирательство откладывалось в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обществом заявлено ходатайство о привлечении к рассмотрению дела в качестве третьего лица Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области  г. Полысаево. Ходатайство судом отклонено.

Заявление мотивировано тем, что отказ в предоставлении земельного участка, изложенный  в письме № 3111 от 24.11.2009 г. противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, связанные с возможностью приобретения в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном п.1 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а именно, до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 42:26:0401003:175 расположен объект недвижимости «Погрузочный комплекс», принадлежащий заявителю на праве собственности, у Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в  продаже земельного участка площадью 18979 кв.м, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого требования оспорил, указав в отзыве на заявление на то, Общест­во не имело предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительного права на приобретение земельного участка, поскольку на спорном земельном участке по ул. Ламповая, 2/6, г. Ленинск-Кузнецкий кроме погрузочного комплекса, принадлежащего Обществу, находится недвижимое имущество - железнодорожные пути, принадлежащие третьему лицу.

Представители третьего лица требования оспорили,  указав в судебном заседании на то, что на истребуемом заявителем земельном участке расположен объект недвижимости - железнодорожные пути, которые принадлежат ОАО «СУЭК-Кузбасс» на праве собственности, в его собственности находятся и земельные участки, на которых расположен указанный объект недвижимости. На основании указанных обстоятельств земельный участок, который истребует заявитель, не может быть передан в его собственность.

Материалами дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп» является собственником недвижимого имущества - погрузочного комплекса, состоящего из: эстакады-галереи литер А, общей площадью 200,7 кв.м, асфальтированной площадки литер А1, площадью 9297,5 кв.м, угольной ямы литер А2, площадью 13,1 кв.м., находящегося по адресу: Ке­меровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6. Указанный погрузочный комплекс расположен на земельном участке, площадью 1,8979 га.

Право собственности заявителя на объект недвижимого имущества  подтверждается свидетельством о  государственной регистрации права  42 АА № 521332 от 16.12.2002 г.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 19.08.2009 г. указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 42:26:0401003:175.

Земельный участок площадью 1,8979 га, на котором располагается объект недвижимости, находящийся  в собственности ООО «Калининградоблтоп»,  передан в пользование обществу согласно соглашению об оплате фактически используемого земельного участка от 22.01.2009 г.

22.09.2009 г. Общество обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ленинска-Кузнецкого с заявка на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка (площадью 18979 кв.м с кадастровым номером 42:26:0501003:175, находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6)  в связи с нахождением на данном земельном участке принадле­жащего Обществу на праве собственности объекта недвижимости (погрузочного комплекса).

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города  Ленинска-Кузнецкого письмом от 24.11.2009 г. за  № 3111 отказал ООО «Калининградоблтоп» в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401003:175, поскольку на указанном земельном участке имеются железнодорожные пути, права собственности на которые,  обществом не подтверждены документально.

Не согласившись с отказом Комитета, изложенным в письме № 3111 от 24.11.2009 г., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляется продажа в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности собственникам  расположенных на них зданий, строений, сооружений.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктами 5 и 6 Земельного кодекса РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного само­управления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на зе­мельный участок с приложением его кадастрового паспорта и документов, перечень кото­рых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулиро­ванию в сфере земельных отношений.

В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправле­ния, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду ис­полнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, преду­смотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ содержит  перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок (утвержден Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007г. №370), который  является исчерпывающим, в связи с чем исполнительные органы не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г.  № 370 к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются, в том числе, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооруже­ние (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления города Ленинска-Кузнецкого был обязан принять решение о предоставлении Обществу земельного участка площадью 18979 кв.м с кадастровым номером 42:26:0501003:175, находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ламповая, 2/6, при условии поступления заявления Общества о приобретении прав на указанный земельный участок, к которому при­ложены кадастровый паспорт земельного участка и документы, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. № 370.

Суд, соглашаясь с доводами Комитета, считает, что представленное Обществом заявление не соответствовало требованиям, уста­новленным пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ и Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г.  №370, поскольку к указанному заявлению не была приложена выписка из Единого государ­ственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на сооружение - железнодорожные пути, находящихся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое сооружение.

Наличие указанного объекта недвижимого имущества - железнодорожных путей на земельном участке, о приобретении которого Общество обратилось в Комитет с заявле­нием, подтверждается инвентаризационным планом погрузочного комплекса по ул. Ламповая, 2/6, содержаще­гося в представленной Обществом копии технического паспорта от 28.05.2007 г.,  актом осмотра земельного участка от 03.02.2010 г., произведенном в соответствии с решением Комитета № 111/1 от 01.02.2010 г.

Кроме того, нахождение на вышеуказанном земельном участке объекта недвижимого имущества - железнодорожных путей подтверждается информацией ГП КО «ЦТИ Кемеров­ской области» (письмо от 15.02.2010 г. № 271), выкопировкой из плана г. Ленинска-Кузнецкого и информацией ООО «Погрузочный комплекс «Ленинвестстрой» (письмо от 10.02.2010 г. №11).

Доводы заявителя о том, что, единственным документом, подтверждающим наличие объек­тов недвижимости на земельных участках, является выписка из государственного кадастра недвижимости,  что обязанность  Общества подтвердить доку­ментально свое право на железнодорожные пути Комитетом не доказаны, признаны  судом неправомерными и во внимание не приняты.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 г.  № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в виде кадастровой выписки об объ­екте недвижимости предоставляются сведения, внесенные в государственный кадастр не­движимости.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Закона  государственный кадастр недвижимости является система­тизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным зако­ном недвижимом имуществе. При этом, частью 1 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ  установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносится сведения описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.

Следовательно, если объектом недвижимости, сведения о котором представлены в ви­де кадастровой выписки, является земельный участок, такая выписка не содержит сведения о местоположении на земельном участке зданий, строений, сооружений.

Нормами земельного законодательства (пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ) установлено тре­бование о предоставлении лицом, обращающимся с заявлением о приобретении прав на зе­мельный участок, определенных документов - документов, перечень которых установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке го­сударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отно­шений.

В частности, согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007  г. № 370 заявите­лем должны быть представлены документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке,  выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строе­ние, сооружение.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 г.  № 18-ФЗ «Устав железно­дорожного транспорта», железнодорожные пути относятся к сооружениям. Железнодорож­ными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях желез­нодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поез­дов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполне­нию сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие та­кие станции; железнодорожными путями необщего пользования - железнодорожные подъ­ездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъезд­ные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслужи­вания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях до­говоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвер­жденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, к сооружениям относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необ­ходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных техни­ческих функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различ­ных непроизводственных функций. При этом, дорога железная однопутная, дорога железная однопутная и подъездные пути, дорога железная двухпутная, дорога железная многонутная (коды по классификатору с 12 4526101 по 12 4526105) относятся к сооружениям железнодо­рожного транспорта.

Таким образом, расположенные на вышеуказанном земельном участке железнодорож­ные пути относятся к сооружениям, то есть к имуществу, права на которые должны были быть подтверждены обществом с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп» для принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность. В связи с чем, довод заявителя о том, что железнодорожные пути не являются объектом недвижимости, судом признан неправомерным.

Как следует из выкопировки плана г. Ленинска-Кузнецкого, указанные пути распо­ложены в границах земельного участка, с заявлением о приобретении которого в собствен­ность обратилось Общество.

Однако, в нарушение статьи 36 Земельного кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития РФ № 370, Обществом не были представлены доку­менты, подтверждающие права на железнодорожные пути, представленная Обществом выписка из государ­ственного кадастра недвижимости таких сведений не содержит.

Согласно письма от 12.02.2010 г.  № 186 погрузочно-транспортного управления ОАО «СУЭК-Кузбасс», в собственности открытого акционерного общества «СУЭК-Кузбасс» находятся путь № 1 парка 3 ст. Разминовка, протяженностью 737 м, и путь № 2 парка 3 ст. Разминовка, протяженностью 252 м.

Указанные сведения подтверждаются также выпис­кой из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.02.2010 г. № 03/006/2010-075 и № 03/006/2010-075, пояснениями представителей третьего лица  - ОАО «СУЭК-Кузбасс».

Суд, соглашаясь с доводами заявителя, считает, что  выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.02.2010 г. № 03/006/2010-075 и № 03/006/2010-075, находящегося по адресу город Ленинск - Кузнецкий, ул. Рубинштейна, не может быть признана безусловным доказательством, подтверждающей, факт нахождения объекта недвижимости  на земельном участке, расположенном по адресу город Ленинск-Кузнецкий, улица, Ламповая,2/6 , с кадастровым номером 42:26:0401003:175, согласно Кадастровой выписки о Земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 19.08.2009 № 4200/001/09-209511.

Однако, поскольку факт нахождения на вышеуказанном земельном участке объекта недвижимого имущества - железнодорожных путей подтвержден материалами дела, то суд считает, что  в нарушение статьи 36 Земельного кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития РФ № 370, Обществом не были представлены доку­менты, подтверждающие права на железнодорожные пути, в связи с чем, оно не подтвердило наличии исключительного права на прива­тизацию земельного участка,  предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ.

Следовательно, у уполномоченного органа местного самоуправления г. Ленинска-Кузнецкого отсутствовали основания для принятия предусмотренного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ решения о предоставлении Обществу земельного участка на праве собственности.

На основании изложенного заявленные требования признаны судом неправомерными, неподлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 180, 181, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп», г. Калининград оставить без удовлетворения.

Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Калининградоблтоп», г. Калининград справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 руб., излишне уплаченной платёжным поручением № 1555 от 17.12.2009 г., после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный  апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья   С. Н. Марченкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка