АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2010 года  Дело N А27-4284/2010

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе:  судьи  Дворовенко  И.В.

при ведении  протокола судебного заседания  секретарём  судебного  заседания  Отто А.В.

рассмотрев  в открытом  судебном заседании дело по заявлению  Закрытого  акционерного  общества «Разрез Евтинский», с. Каракан Беловский район Кемеровская область

к Межрайонной  инспекции  Федеральной  налоговой  службы № 3  по  Кемеровской  области, г. Белово

о  признании  незаконными  решение  № 45 от 11.01.2010 и требование  № 3151 от 11.03.2010

в заседании приняли участие

от заявителя: Меркулова М.И. - главный  бухгалтер по  доверенности  от 03.05.2010 , б/н, паспорт; Завьялова И.Г. - заместитель  главного  бухгалтера по  доверенности от 03.05.2010, б/н, паспорт; Шарова О.В. - юрисконсульт по  доверенности от  25.03.2010, б/н, паспорт.

от налогового  органа: Андрюкова П.В. - старший  государственный  налоговый  инспектор юридического  отдела по  доверенности от 14.01.2010 № 00125, удостоверение;  Ватлажина И.Н. - начальник отдела  камеральных проверок по  доверенности от  06.05.2010 № 3977, удостоверение,

у с т а н о в и л:

закрытое  акционерное общество «Разрез Евтинский»  (далее  ЗАО «Разрез Евтинский», либо Общество, либо заявитель) обратилось в  арбитражный  суд к  Межрайонной  инспекции  Федеральной налоговой  инспекции № 3  по  Кемеровской  области  о  признании  незаконными  решения  № 45 от 11.01.201 и  требования  № 3151  от  11.03.2010 (заявленные  требования уточнялись в  соответствии  со  статьёй  49  Арбитражного процессуального  кодекса  РФ).

В  судебном  заседании  объявлялся  перерыв,  в  соответствии  со  статьёй  163  Арбитражного  процессуального  кодекса  РФ, для  предоставления  дополнительных  документов.

Заявление  обосновано тем,  что  налогоплательщиком в налоговый орган был представлен полный пакет документов, подтверждающий расходы на приобретение товаров, а также правомерность заявленных вычетов по операциям с контрагентом ООО «Сибпромуголь». По мнению заявителя, реальность хозяйственных операций подтверждена первичными бухгалтерскими документами. Факт оказания услуг  по  перевозке угля и оприходование  этой  услуги налоговым органом не отрицается. По мнению заявителя для подтверждения заявленных вычетов товарно-транспортной накладной не надо, а наличие недостатков в оформлении товарных накладных не опровергает реальность хозяйственных операций. Заявитель полагает, что налоговый орган неправомерно возлагает  на налогоплательщика ответственность  за действия иного юридического лица. Регистрация юридического лица, по мнению заявителя, свидетельствует о его правоспособности.  Кроме  этого,  налоговый  орган  не  отрицает  экспорт  угля, который был  перевезён ООО «Сибпромуголь».

Кроме  этого, заявитель  ссылается  на  нарушение  Межрайонной  инспекцией  процессуальных  норм, а  именно, нарушение статьи 101  Налогового  кодекса  РФ, так  как  сумма  налога не  была  до начислена (отсутствует  недоимка ).

Представители налогового органа требования заявителя считают  необоснованными, указывая на то, что документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение  понесенных расходов по налогу на  добавленную стоимость  по операциям  с ООО «Сибпромуголь», содержат  недостоверные  сведения, в  связи с  чем,  реальность  хозяйственной  операции  документально не доказано.  Подробно возражения изложены в письменном отзыве. Кроме  этого, представители  инспекции указали  на неверное  оформление  ТТН.

В отношении  соблюдения  процессуальных  норм, представители  Межрайонной  инспекции  указали  на  выводы о неуплате  суммы  НДС  в размере 570 748 руб., изложенные в  решении  № 45  до  резолютивной  части.

Изучив  материалы  дела  и  дополнительно  представленные  документы, выслушав  пояснение  представителей  сторон, суд считает заявленные требования  правомерными  по  следующим основаниям.

20.07.2009  ЗАО «Разрез Евтинский»  представило в  Межрайонную  инспекцию  ФНС  России  № 3  по  Кемеровской  области  налоговую  декларацию  по  налогу  на  добавленную стоимость  за  2  квартал  2009 года, по  которой  рассчитана  сумма  налога подлежащего уплате  в  бюджет.

Затем, 03.08.2009  налогоплательщик пересчитал сумму  налога, исчисленную с  реализации (уменьшил), в  связи с  чем,  сумма НДС, подлежащая уплате  в  бюджет  также была  пересчитана, и  составила  1 739 024 руб.

Изменения  расчёта  суммы  НДС  за  2  квартал  2009 года оформлены в уточнённой  налоговой  декларации, которая  проверена  Межрайонной  инспекцией  ФНС  России  № 3  по  Кемеровской  области, с учётом  статьи 88  Налогового  кодекса РФ.

Одновременно с  налоговой  декларацией, для  подтверждения  правомерности  применения  налоговой  ставки 0%  при  реализации  каменного  угля  на  экспорт  за  ноябрь, декабрь 2008 года и  январь 2009 года  на  сумму  33 988 054 руб. и  налоговых  вычетов в  сумме  1 784 826 руб.,  представлен  пакет  документов, предусмотренных статьёй  165  Налогового  кодекса  РФ.

В ходе  налоговой  проверки  Межрайонная инспекция установила  неправомерное применение  налоговых  вычетов  по  налогу  на  добавленную стоимость в  размере  570 748 руб.

Камеральная  налоговая  проверка  проводилась  сплошным методом  проверки документов представленных налогоплательщиком как  к  первичной, таки к  уточнённой  декларациям (пункт 1.6 Акта проверки).

По результатам  камеральной  налоговой  проверки 18.11.2009  оформлен  Акт № 14387, на  основании которого, и с учётом дополнительных контрольных мероприятий, а  также  возражений  налогоплательщика, 11.01.2010  принято решение  № 45  о  привлечении  ЗАО «Разрез Евтинский» к  налоговой  ответственности в  виде  штрафа  за  не уплату  налога  на  добавленную стоимость,  предусмотренной  статьей  122  Налогового  кодекса  РФ в  размере 114 149, 60 руб.  (пункт 1  резолютивной  части )  и  рассчитали  суммы  пени, в  соответствии  со  статьёй  75  Налогового  кодекса  РФ в  размере 13 875,30 руб. (пункт 2  резолютивной  части).

Как  следует из  пункта  3  резолютивной  части  решения  №  45,  Межрайонная  инспекция  предложила  налогоплательщику  уплатить  пени и штрафные  санкции.

05.03.2010 Управление  Федеральной  налоговой  службы  по Кемеровской  области решением  № 155  утвердило  решение  № 45 от 11.01.2010, а  апелляционную  жалобу  ЗАО «Разрез Евтинский» оставило  без удовлетворения.

В  свою  очередь,  Межрайонная  инспекция, в  соответствии  со  статьёй  69  Налогового  кодекса  РФ,  11.03.2010  оформила  требование  №  3251  об уплате в срок до  29.03.2010 суммы пени  (13 875,30 руб.) и  штрафа  (114 149,60 руб.) по  решению  № 45, а  также  сумму НДС в  размере  570 748 руб., установленную при  проведении  камеральной  проверки, как  неуплаченную в  бюджет.

Общество, считая, что его  права и  интересы  нарушены, оспорило  решение  № 45 и  требование  № 3151  в  судебном  порядке, ссылаясь  на  нарушение  процессуальных и  материальных  норм.

Суд  находит  требования  заявителя  подлежащими  удовлетворению  по  следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлено возмещение уплаченных поставщикам сумм налога на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Положения статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налога из бюджета при осуществлении сделок с реальными и конкретными товарами.

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Как следует из решения налогового органа, а также не  отрицается  представителями  Межрайонной  инспекции  в  судебном  заседании, Обществом представлены  все необходимые документы в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налогового вычета.  То есть  факт  экспорта  угля не  отрицается.

Представленная в  материалы  дела  уточнённая  налоговая  декларация за  2  квартал 2009 года  свидетельствует, что  сумма  налога, подлежащая к уплате в  бюджет  1 739 024 руб.  рассчитана с учётом  налоговых  вычетов в  размере 24 883 570 руб.

В  состав  данных налоговых  вычетов ЗАО «Разрез Евтинский»  включил  суммы  НДС по  счетам- фактурам, выставленным  контрагентом  ООО  «СибПромУголь»  №  36  от 15.11.2008  и  № 39 от 30.11.2008 ( общая  сумма  налога по  данным  документам  составила 570 747, 70 руб.).

Однако,  Межрайонная  инспекция ФНС  России  № 3  по  Кемеровской  области посчитала, что включение  данной  суммы в  налоговые  вычеты, то есть  применение  Обществом  налоговой  выгоды, является  необоснованной, поскольку,  документы  содержат  недостоверные  данные (подпись руководителя), и в  связи с  отсутствием  имущества и  транспортных средств у  контрагента  реальность оказанных услуг по  перевозке  угля  документально, по  мнению  контролирующего  органа,  не  доказана.

Суд считает, что  данные  выводы  Межрайонная  инспекция  сделал  по  неполно  выясненным  обстоятельствам  дела.

Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового  кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 171 настоящего Кодекса.

К налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога на добавленную стоимость, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, либо товаров, приобретаемых для перепродажи (подпункты 1  и 2 пункта 2 статьи 171 Налогового  кодекса  РФ).

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) (ст. 172 НК РФ).

Документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, в силу пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса  РФ является счет-фактура.

Несоответствие счета-фактуры требованиям пунктам  5 и  6 статьи 169 Налогового кодекса РФ в части не указания наименования, адреса, ИНН налогоплательщика и покупателя, подписанные не уполномоченными лицами ни руководителем, ни иным уполномоченным им лицом, не могут в силу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Указанным требованиям  корреспондируют положения Федерального Закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части принятия к учету первичных документов, составленных по форме, определенной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц; перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером; документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Исходя из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №53 от 12.10.2006 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды», следует, что представление  налогоплательщиком  в  налоговый  орган  всех  надлежащим  образом оформленных документов, предусмотренных  законодательством  налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Кроме  этого, в  пункте  4  Постановления  №  53 указано, что  налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом ( пункт 10  постановления  № 53).

Поскольку, налогоплательщик претендует на право применения вычетов  в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогам,  то на нем лежит обязанность подтвердить правомерность и обоснованность понесенных расходов, налоговых вычетов первичной документацией.

В подтверждении  правомерности  включения в  налоговые  вычеты  сумму  570 747,70 руб. ЗАО «Разрез  Евтинский»  представил в  налоговый  орган  договор  № 01/ПУ на  оказание  автотранспортных услуг, заключенный  с  ООО  «СибПромУголь» с  дополнительными  соглашениями, счета - фактуры  №  36  от  15.11.2008  и  № 39  от 30.11.2008, акты  выполненных  работ, товарно-транспортные  накладные  и  реестр  перевозок (лист 2  решения  № 45).

В  свою  очередь, Межрайонная  инспекция, ссылаясь  на  недостоверность  подписи руководителя  контрагента  ООО  «СибПромУголь», сделанной в  этих  документах,  представила в  материалы  дела протокол  допроса Король Андрея Сергеевича от  22.07.09  и заключение эксперта  № 728 от 25.12.2009.

Кроме этого,  в  качестве  документальных  подтверждений отсутствия  реальности  перевозки  угля, контролирующий  орган сослался  на  показания  Русакова Максима Анатольевича  и  на информацию  в отношении  шести  автомобилей.  Кроме  этого, представители  инспекции, в  судебном  заседании указали на  отсутствие всех  необходимых сведений в  товарно-транспортной накладной (ТТН), на отсутствие  факта  оплаты оказанных  услуг, на  сроки  перевозки  угля, а  также  ссылались  на  информацию  о 13 автомобилях (по  решению № 45  указано  6 автомобилей).

Исследуя  все  представленные в  материалы  дела  документы, суд считает, что факт  недостоверности  сведений  Межрайонная  инспекция  ФНС  России  № 3  по Кемеровской  области  не доказала.

12.09.2008 ЗАО «Разрез Евтинский»  заключил с ООО «СибПромУголь» договор  №  01/ПУ  на  оказание автотранспортных услуг, заключающие в  себя  перевозку угля по  заявке Общества  по  маршруту  разрез «Евтинский» - угольный  склад ООО « Крона-С» ( пункт договора 1.2).

Стоимость  оказываемых услуг оговорена в  пункте 2.1.

Срок  действия  данного  договора стороны  указали до  31.12.2008, однако, были  оговорены и условия  пролонгации договора ( пункты 7.1  и 7.2).

Из представленного  заявителем  договора № 36/12  от  30.12.2004  следует, что заявитель  арендует у  ООО « Крона-С» склад для хранения  угля. Кроме  этого, ООО « Крона-С» организует  погрузку угля и организует  перевозку  повагонных групповых грузов в  смешанном  железнодорожно - водном, местном, прямом, международном  сообщениях, в  том числе следующих транзитом по  железным  дорогам государств-участников  Содружества ( пункт 1.1.).

Таким  образом, для  того, чтобы  отправить  уголь  на  экспорт ЗАО « Разрез Евтинский»  необходимо  было  перевезти  уголь с одного  склада ( собственного)  на  другой  склад ( арендуемый).

Поскольку, у  налогоплательщика  отсутствовали  необходимые для  перевозки угля  автомобили, что  подтверждается представленными  документами, и  не  отрицается  налоговым  органом ( в  решении  №  45  отсутствует информация  об  этом), то  ЗАО « Разрез Евтинский»  вынуждено  было  заключить  договор  с ООО  «СибПромУголь».

Как  следует  из  пояснений  представителей  Межрайонной  инспекции,  контрагент (перевозчик угля), как в период  оказания услуг, так и в  период  проведения  камеральной  налоговой  проверки, являлся  действующим  юридическим  лицом, которое, первоначально было  зарегистрировано в  Инспекции  ФНС  России  по  г.  Кемерово, а  затем, перерегистрировался  по  месту  нахождения  другого  налогового  орган (в  другом  субъекте  Российской  Федерации).

Однако,  суд отмечает, что  в  описательной  части  акта  проверки  № 14387  и  решения  №  45  Межрайонная  инспекция  ФНС  России  № 3  по  Кемеровской  области  не  отразила сведения  о  контрагенте.

Основанием  для  начисления  суммы  НДС 570 748 руб. явилась  полученная  от  других  налоговых  инспекций  информация о  допросах  Русакова М.А. , Король А.С., а  также  о  шести автомобилях, номера  которых  были  указаны в  ТТН.

Кроме  этого, в  судебном  заседании представители  налогового  органа  ссылались  на  другие обстоятельства, которые  не  были  установлены  при  проведении  камеральной  проверки и  отражены  в акте и  решении  № 45.

В соответствии со  статьей  88  Налогового  кодекса  РФ  камеральная  налоговая  проверка проводится  по  месту  нахождения  налогового  органа на основе  налоговых деклараций (расчётов)  и  документов, представленных  налогоплательщиком, а  также  других документов о  деятельности  налогоплательщика, имеющихся  у  налогового  органа.  Срок  проведения  проверки - три  месяца  со  дня  представления  налоговой  декларации.

В соответствии  с  пунктами 6,7 и 8  статьи 88  Налогового  кодекса  РФ налоговый  орган вправе  истребовать  у  налогоплательщика дополнительные документы.

Представленные в  материалы  дела  документы, а  также  информация из  описательной  части акт проверки и  решения  № 45, свидетельствуют, что  на  момент проведения  камеральной  проверки у  Межрайонной  инспекции ФНС  России  № 3  по  Кемеровской  области  отсутствовали  документы о деятельности ЗАО «Разрез Евтинский» в отношении заключенной  сделки с ООО  «СибПромУголь».

Вся  информация  (о  достоверности подписи и  о  реальности сделки) получена Межрайонной  инспекцией от  других инспекций (Инспекция  ФНС  России  по  г.  Кемерово, Межрайонная  инспекция  по  крупнейшим налогоплательщикам  № 2  по  Кемеровской  области,  Межрайонная  инспекция  ФНС  России  № 2  по  Кемеровской  области).