АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 июля 2008 года  Дело N А27-4320/2008

Резолютивная часть решения оглашена 15.07.2008г.

Полный текст решения изготовлен 21.07.2008г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи  Капштык Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Капштык Е.В.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по иску

Товарищества собственников жилья «На Свердлова» г. Новокузнецк

К Закрытому акционерному обществу «Водоканал»  г. Новокузнецк

Об урегулировании разногласий  по договору

При участии:

От истца: Шереметьева О.Н., представитель по дов-ти от 04.06.08г.  Черемушкина И.Н., председатель правления, протокол общего собрания от 25.08.06г.

От ответчика:  -Чикурова А.В., юрист, дов-ть от 14.01.08г.

Установил:

Товарищество собственников жилья «На Свердлова» г. Новокузнецк  обратилось в арбитражный суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Водоканал»  г. Новокузнецк  о понуждении к заключению договора № 1996 от 12.11.2007г. на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод на условиях, изложенных истцом в протоколе разногласий от 15.02.2008г.

Предметом спора являются разногласия, возникшие при заключении договора, по пунктам 2.2, 2.6, 4.2, 5.4, 5.5.

В предварительном судебном заседании 05.06.08г. представители истца заявили об изменении исковых требований:  истец просит принять в его редакции пункт 2.2, 5.5  договора, считать датой заключения договора  01.12.2007г.

В отношении пунктов 2.6, 4.2, 5.4 просит принять отказ от иска.

Заявление истца об  изменении исковых требований  и частичном отказе от иска  принято судом к рассмотрению согласно ст. 49 АПК  РФ.

Требования истца мотивированы тем, что он является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем спорный  договор, заключаемый для оказания коммунальных услуг гражданам, должен соответствовать требованиям об учете и порядке оплаты  коммунальных услуг, установленным Правилами  предоставлению коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.052006г. №307.

Ответчик возразил  против предложенной  истцом редакции спорных пунктов, указал на то, что  ЗАО «Водоканал»  выступает в качестве ресурсоснабжающей организации и не оказывает непосредственно  коммунальных услуг гражданам.  Ответчик, как юридическое лицо, является абонентом ЗАО «Водоканал»,  к отношениям сторон подлежит применению другой нормативный акт, а именно: Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. №167.

Определением суда от 05.06.08г. дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 03.07.08г.

В заседании 03.07.08г. представители истца поддержали свои требования.

Представителем ответчика представлен дополнительный отзыв, в котором ответчик частично согласился с редакцией пункта 2.2,  предложенной истцом, а также просит внести в него дополнения.

По ходатайству истца суд определением, вынесенным в протокольной форме отложил судебное разбирательство до 15.07.08г. для ознакомления истца с предложениями ответчика , предложил сторонам  принять меры к урегулированию спора.

В настоящем судебном заседании 15.07.08г. спор  рассматривается по существу.

Представители  истца выразили свое согласие с редакцией пункта 2.2 договора, предложенной ответчиком, за исключением подпункта «Б». Пункт  5.5.  каждая из сторон просит принять в ее редакции.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее:

Истец - Товарищество собственников жилья  «На Свердлова» осуществляет управление жилыми многоквартирными  домами по ул. Свердлова, №№ 2, 8, 8а, 12  в г. Новокузнецке.  В  силу  статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ  истец,  как  управляющая организация,  обязан обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества,   предоставлять  коммунальные услуги,  в том числе  по холодному  водоснабжению и водоотведению  собственникам  помещений в многоквартирных домах.  Имеющий статус исполнителя коммунальных услуг, ТСЖ «На Свердлова» в  соответствии с п/п  «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2007г. № 307, обязан заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями  с целью оказания коммунальных услуг гражданам.

Во исполнение распоряжения Администрации г.Новокузнецка №2238 от 19.10.2007г. «Об упорядочении договорных отношений», которым  ЗАО «Водоканал» и руководителям ТСЖ, управляющих компаний  рекомендовано заключать прямые договоры на водоснабжение, ЗАО «Водоканал» (водоснабжающая организация, ЭСО) был направлен в адрес истца проект договора №1966 от 12.11.1007г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, полученный истцом 21.12.2007г.

Указанный проект договора был подписан истцом с протоколом разногласий по пунктам 2.2, 2.6, 4.2, 5.4, 5.5 договора, датой заключения договора истцом предложено считать 01.12.2007г.

ЗАО «Водоканал» выразил свое согласие с датой заключения договора - 01.12.2007г.,  в остальной части  предложения  ТСЖ «На Свердлова» не приняты, что явилось причиной возникновения настоящего спора. Истец обратился с заявлением об урегулировании возникших разногласий в порядке ст. 445, 446 Гражданского кодекса РФ.

Суд рассматривает иск в соответствии с уточненными исковыми требованиями на основании  ст. 49 АПК РФ.  Предметом спора является урегулирование разногласий по пунктам 2.2 и 5.5 договора.

Разрешая спор, суд исходит из следующего:

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В связи с изложенным, спорный договор водоснабжения  №1966 от 12.11.07г. относится к категории публичных договоров.

Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу положений  статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно  п.4 ст. 421 ГК РФ по общему правилу  условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Определяя нормы права, подлежащие применению к отношениям сторон, суд исходит из следующего:

В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса правила применяются к отношениям ресурсоснабжения (тепловой энергии, газом,  нефтью, водой) если иное не установлено законом  или иными правовыми актами, а также не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ  "О введении  в действие  Жилищного кодекса Российской Федерации"  до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ  законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и  Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.

Согласно ст. 8 Жилищного кодекса к жилищным отношениям , связанным с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство, с учетом требований, установленных Жилищным кодексом.

Из выше приведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации следует приоритет Жилищного кодекса и принятых в его развитие иных правовых актов над нормами параграфа 6 Главы 30 Гражданского кодекса,  регулирующих правоотношения по энергоснабжению.

В соответствии  с пунктом 4 статьи 5 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение Жилищного кодекса,  к которым относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

В соответствии с пунктом  1  Правил предоставления коммунальных услуг последние регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (гражданами, использующими коммунальные услуги для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Однако, статьей  8 выше названных Правил предусмотрено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов  и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) , заключаемых с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам  и иным нормативным правовым актам РФ. Указанные договоры заключаются  исполнителями коммунальных услуг  в интересах потребителей и основаны на предусмотренных Правилами обязательствах   исполнителей перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегионразвитие РФ) , которому в соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 дано  право давать официальные разъяснения по вопросам применения Правил, своими письмами от 13.02.2007г. №2479-РМ/07 «О применении пункта 8 Правил…»от 29.11.2007г.  № 21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями»  разъяснил, что в соответствии с пунктом  8 Правил 2006г. условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил :

а) пунктам 3 - 6 (в части определения сторон отношений по предоставлению коммунальных услуг и состава коммунальных услуг, за которые перед потребителями отвечает исполнитель, а  не ресурсоснабжающая организация);

д). пунктам  16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы)

ж.) пунктов 54 - 59 (в части порядка перерасчета платы за отдельные виды коммунальных ресурсов в связи с временным отсутствием потребителей в занимаемых жилых помещениях);

и). пунктов 60 - 63 и приложения N 1 к Правилам (в части порядка изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность) и другим.

Как указывает Минрегионразвития РФ, заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса и влечет последствия, предусмотренные статьями 166 - 168 и 180 Гражданского кодекса.

На основании пункта 8 Правил исполнитель  коммунальных услуг  вправе требовать установления соответствующих Правилам паритетных условий договоров ресурсоснабжения.

В связи с выше изложенным, суд  полагает, что доводы ответчика о неприменении к отношениям сторон Правил  предоставления коммунальных услуг гражданам №307 являются ошибочными.

Истец - Товарищество собственников жилья - является некоммерческой организацией, бюджет его  формируется  за счет взносов граждан, которые создали  товарищество с целью совместного управления  комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации , надлежащего технического, санитарного состояния имущества,  обеспечения коммунальными услугами собственников жилья, заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями  в интересах членов товарищества.

Правомерность применения к спорным отношениям норм  Правил №307 подтверждена также правовой позицией ВАС РФ (Определение от 25.04.2008г. №5200/08).

Таким образом, по мнению суда, договор водоснабжения и водоотведения, являющийся предметом настоящего спора, должен соответствовать нормам Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006г. №307.

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. №167, подлежат применению к отношениям сторон, в части, не противоречащей нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Как установлено судом при рассмотрении дела,  ЗАО «Водоканал»  пункт 2.2 в проекте договора был изложен в следующей редакции:

«При отсутствии у абонента приборов учета фактическое количество израсходованной холодной воды принимается равным объему, исчисляемому по пропускной способности трубопровода  при скорости движения в нем 1.2 м/сек и действием его полным сечением  в течение 24 часов в сутки. Объем водоотведения при этом принимается равным сумме объемов водопотребления из всех источников водоснабжения (холодная, горячая вода и другие источники)».

Истцом в протоколе разногласий данный пункт изложен следующим образом:

«Порядок определения объемов подачи холодной воды и приема сточных вод определяется следующим образом:

А). При наличии коллективного прибора учета холодной воды

- объем питьевой воды определяется по водомеру,

- водоотведение складывается из фактического объема холодной воды, прошедшего через коллективный водомер, плюс 120 литров горячей воды на каждого зарегистрированного в жилом доме человека в сутки.

Б). В период отсутствия коллективного прибора учета холодной воды и горячей воды объем водопотребления и объем сточных вод исчислять следующим образом:

- в отношении тех граждан, у которых отсутствуют внутри квартиры приборы учета холодной и горячей воды  - из общих сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан, где питьевая вода - 280  литров на человека в сутки, а водоотведение - 400 литров на 1 человека в сутки.

- в отношении граждан, у которых имеются внутри квартиры приборы учета холодного и горячего водоснабжения - исходя из показаний приборов учета воды, установленных в квартирах жильцов.

ТСЖ «На Свердлова» обязуется предоставить ЗАО «Водоканал» сведения о зарегистрированных лицах в жилых помещениях на момент начала действия договора, то есть на 01 декабря 2007 г., а также один раз в квартал обновлять выше указанные сведения о зарегистрированных лицах. Сведения о зарегистрированных лицах предоставляются в ЗАО «Водоканал» заверенные соответствующим должностным лицом  и печатью ЕРКЦ г, Новокузнецка.

ТСЖ «На Свердлова» обязуется в срок до 01.09.08г. установить в отношении обслуживаемых домов приборы коллективного учета холодной  и горячей воды».

В исковом заявлении истец также предложил ввести в данный пункт договора дополнительный абзац : «ТСЖ «На Свердлова» обязуется предоставлять в ЗАО «Водоканал»  ежемесячно в срок до 10 числа сведения о показаниях на приборах учета холодной и горячей воды  в отношении граждан, которые имеют внутри квартиры указанные приборы учета».