АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 февраля 2009 года  Дело N А27-435/2009

резолютивная часть решения объявлена  29.01.2009г.

решение в полном объеме изготовлено  05.02.2009г.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе: судьи  Обуховой Г.П.,

при ведении  протокола судебного заседания судьёй  Обуховой Г.П.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по  заявлению открытого акционерного общества «Хлебокомбинат», г. Новокузнецк

к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Кемеровской области , г. Кемерово

о признании незаконным решения

при участии представителей:

заявителя - Сахаревич С.А. ( доверенность от 04.12.2006г., паспорт)

Управления Ростехнадзора - Тугаревой Е.Н. ( доверенность от 01.01.2009г., паспорт )

Установил: открытое акционерное общество «Хлебокомбинат»  просит признать незаконным решение  Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области, изложенное в письме № 28-2/3391 от 27.11.2008г.  и возложить на Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области обязанность по установлению для ОАО «Хлебокомбинат» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В обоснование заявленного  требования заявитель и его представитель  ссылаются на необоснованность отказа  в выдаче лимитов, так как проект нормативов образования  и другие необходимые для установления лимитов  документы были представлены, а лицензия Обществу не нужна, так как ОАО «Хлебокомбинат самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Отходы, образующиеся в результате основной деятельности  по производству хлеба и кондитерских изделий, Общество передает на утилизацию специализированным организациям, имеющим  указанные лицензии. До передачи отходов сторонним организациям, отходы временно хранятся в контейнерах и других местах на территории Хлебокомбината.

Представитель заявителя полагает также, что судебный акт Куйбышевского районного суда не имеет преюдициального значения для настоящего дела, так как судом не верно толкуются  понятия сбора и размещения отходов и правовые нормы. Кроме того,  с 01.12.2008г. действуют договоры с ООО «Домосеть-76» и « ЭкоЛенд», свидетельствующие о том, что Хлебокомбинат» самостоятельно не осуществляет размещение отходов. Кроме того, в ст.1 Закона «Об отходах производства и потребления» внесены изменения и даны понятия сбора и накопления отходов, внесены соответствующие изменения и в законодательство о лицензировании.

Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области ( далее Управление) в отзыве и его представитель в судебном заседании  с требованием не согласились, мотивируя тем, что  юридические лица  осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов, обязаны оформлять лицензию ив  тех случаях, когда рассматриваемая деятельность  не является для них основной и не приносит прибыль. Лимиты устанавливаются именно на размещение и при этом на срок действия лицензии.  Основанием для отказа  является представление документов не в полном объеме. Осуществление Хлебокомбинатом  сбора и размещения отходов  установлено решением Куйбышевского районного суда, оставленным без изменения Кемеровским областным судом. Полагает, что под сбором отходов понимается,  в том числе и сбор отходов  со всего Хлебокомбината  в определенные места и их хранение. Размещение отходов осуществляется Обществом, так как в договорах со сторонними организациями не указано о передаче отходов Хлебокомбинатом в собственность других организаций. Изменения в законодательство не могут быть приняты во внимание, так как они еще не вступили в силу. Представитель Управления согласился с доводами представителя заявителя о том, что в настоящее время Хлебокомбинату не нужна лицензия на размещение отходов, так как размещение осуществляется на полигон ТБО и в договоре указано о передаче в собственность  ООО «ЭкоЛенд». Но на осуществление сбора лицензия нужна.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дополнительно представленные сторонами документы, суд признал требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, у ОАО  «Хлебокомбината в процессе основной деятельности образуются отходы различной степени опасности, и  согласно действующему законодательству Общество  обязано размещать опасные отходы в соответствии с выданными нормативам образования и лимитами на их размещение.

ОАО «Хлебокомбинат»  17.11.2008г. обратилось  в Управление Ростехнадзора по Кемеровской области  с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приложив к нему проект нормативов образования и лимитов на их размещение. Письмом от 27.11.2008г. № 28-2/3391  Управление отказало  в установлении лимитов на размещение отходов, ссылаясь на отсутствие у него право устанавливать лимиты на размещение отходов  при отсутствии лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Указанное решение об отказе в установлении лимитов оспорено Хлебокомбинатом в судебном порядке.

Суд находит, что отказ Управления в выдаче лимитов в связи с отсутствием у него права на установление лимитов на размещение отходов  без предоставления лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,  размещению опасных отходов,  является необоснованным и противоречащим действующему законодательству.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

В соответствии со статьями 22 и 24 Закона № 7-ФЗ  в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и физических лиц- природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления  и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение  устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000г. №  461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).

В силу пункта 4 Правил ( в редакции  постановлений Правительства РФ  от 14.12.2006г. № 767. от 29.08.2007г. № 545) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением  обращения с радиоактивными отходами, на основании  методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому  и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы  уполномоченного органа.

В пункте 7 Правил определено, что для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ( для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,  размещению опасных отходов), проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).

В пункте 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Исходя из указанных выше норм в совокупности с понятием обращения отходов, данным в статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления», лимиты на размещение отходов устанавливаются для юридических лиц, как осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов, так и в процессе деятельности которых образуются  отходы,  в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду и уменьшения количества отходов. При этом лимиты на размещение отходов устанавливаются на пять лет.

В соответствии с п. 8 Правил основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на них размещение является представление указанных в п. 7 Правил документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.

Копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов  не является обязательным документом для  всех юридических лиц, обращающихся с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.  Копию лицензии обязаны представлять только лица, осуществляющие такую деятельность.

С учетом изложенного, судом  отклонены доводы Управления о том, что лимиты устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору,  использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Отказ Хлебокомбинату в установлении лимитов по мотивам отсутствиям  лицензии  на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов не соответствует  действующему законодательству.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в процессе осуществления основных видов деятельности (  производство хлеба, сухих хлебобулочных  и мучных кондитерских изделий; розничная и оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями) у Хлебокомбината  образуются отходы 1 - 5 классов опасности ( наибольшее количество отходов 3-5 классов), которые накапливаются и временно хранятся в специально обустроенных местах, емкостях до момента передачи их специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Таким образом, отходы образуются в результате основной (производственной) деятельности Общества.

Отказывая в установлении лимитов, Управление не доказало осуществление Обществом  какой-либо предпринимательской  деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,  размещению опасных отходов; и получение от этого прибыли.

Судом  не приняты доводы Управления о том, что законодатель не указывает, что данные виды деятельности должны быть основными, а также об установлении  осуществления Хлебокомбинатом  деятельности по сбору и размещению опасных отходов решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка и об обязательности данного решения  для арбитражного суда, как необоснованные

В соответствии  с ч.3 ст.69 АПК РФ  вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции  по ранее рассмотренному гражданскому делу, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных  решением суда общей юрисдикции и имеющим  отношение к лицам,  участвующим в деле.

В силу данной нормы  обязательным для арбитражного суда являются установленные  решением суда общей юрисдикции обстоятельства, но не их правовая оценка.

Как усматривается из решения  Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 06.11.2008г., что  судом  общей юрисдикции установлены  те же  обстоятельства, что и арбитражным судом : деятельность по обращению с опасными отходами, образующимися в процессе основной деятельности,  осуществляется Хлебокомбинатом  путем их сбора и последующего размещения в соответствующих объектах размещения отходов с привлечением  на договорной основе  различных организациях. При этом за  сбор отходов  приняты действия Хлебокомбината  по изъятию их от мест непосредственно их образования, сортировке, складированию в определенном месте и временного накопления  до передачи иным организациям.

Осуществление Хлебокомбинатом  действий по собиранию  образующихся в процессе деятельности отходов, сортировке и складировании и временному накоплению  на площадках и емкостях на  своей территории  для последующей передачи  иным организациям с целью их вывоза и размещения на  установленных объектах размещения  установлено и в ходе рассмотрения настоящего дела, не отрицается заявителем.

Однако указанные действия, в силу действующего законодательства  не охватываются понятием  деятельности по осуществлению сбора и размещения опасных отходов, для осуществления которой требуется лицензия.  Данная правовая оценка подтверждается  судебной практикой арбитражных судов,  соблюдение единообразия которой обязательно для арбитражных судов.

Закон «Об отходах производства и потребления» №  89-ФЗ  содержит только понятие  размещения отходов, но не содержит понятия  сбора отходов.  Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ ( в действующей в настоящее время редакции) размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание  отходов  в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;  захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах  в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую  природную среду;  объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное  для размещения отходов ( полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Из указанного выше следует, что под размещением отходов подразумеваются совокупность действий по хранению и захоронению отходов, при этом  на специальных объектах, предназначенных как для хранения, так и захоронения отходов.

В материалах дела отсутствуют сведения  об осуществлении Хлебокомбинатом действий по хранению и захоронению отходов и наличии у него специальных объектов для размещения  отходов. Хлебокомбинат, как установлено судом, и не отрицается Управлением, осуществляется временное накопление и хранение  образовавшихся отходов в  контейнерах и на оборудованных для этого площадках, но не предназначенных для постоянного хранения и захоронения отходов.

В пункте  5.26 Межгосударственного стандарта ГОСТ  30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Государственного комитета  Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001г. № 607-СТ. предусмотрено, что сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Согласно п. 4.6 ГОСТ Р51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» «Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления» лицензии выдаются на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортировка, переработка, уничтожение отходов и т.д.).

Указанная норма согласуется со ст. 2 Гражданского кодекса РФ, согласно которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Хлебокомбинат указал на то,  что им не осуществляется  деятельность  по  сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Процессы обращения с отходами включает в себя образование, накопление, временное хранение и первичная обработка, использование в качестве вторичного сырья и являются неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются.

Рассмотрев представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявитель  не  имеет лицензию,  полагая, что не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов согласно подпункту 74 п. 1 ст. 17 Закона №128-ФЗ.

Признаны несостоятельными доводы представителя Управления о том, что Хлебокомбинат является собственником отходов, и из договоров на вывоз и утилизацию отходов не следует, что он передает свои права лицам, оказывающим услуги, соответственно он является лицом, размещающим отходы на объектах размещения.

В соответствии   с п.3  ст. 4 Закона  № 89-ФЗ  собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору , использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Судом  отклонены доводы представителя Управления о том, что Хлебокомбинат вносит плату  за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов, что свидетельствует об осуществлении им деятельности по размещению отходов, как необоснованные.

В силу положений  Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,  Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  любое негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии с п.1  Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № 632,  настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи). Нормативы платы устанавливаются в зависимости от установленных лимитов. Как уже указывалось выше, лимиты на размещение отходов обязаны иметь все  юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, в  том числе,  если такая деятельность сводиться лишь к образованию в процессе производства и потребления  отходов.

Исходя из положений ст. ст. 22 и 24 Закона №7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в части образования отходов. В связи с чем, не установив лимиты на размещение отходов, невозможно отследить количество, в котором образуются отходы, движение отходов, места, в которые эти отходы будут размещаться и, как следствие, их воздействие на окружающую среду.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о незаконности решения Управления Ростехнадзора об отказе в установлении лимитов на  размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, которую общество не осуществляет.

Указанное решение нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку отказ в установлении лимитов на размещение отходов в соответствии с п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия  отсутствие установленных лимитов влечет за собой увеличение размера платы за негативное воздействие в 5-кратном размере.

Кроме того, суд указывает, что в соответствии с п.11 Правил лимиты на размещение отходов выдаются на пять лет.

В нарушение указанной нормы лимиты Хлебокомбинату ранее были установлены только на два года 2006-2007гг. , при этом сведений об изменении Хлебокомбинатом своей деятельности,  не имеется.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требование заявителя.

Подлежит удовлетворению и требование об обязании Управления  установить заявителю  нормативы образования отходов и  лимиты на их размещение.

Судом отклонены доводы Управления  о том, что вторая часть требования не основана на нормах  АПК РФ, как не соответствующие действующему законодательству.