• по
Более 60000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 31 августа 2011 года  Дело N А27-4436/2011

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2011 года, полный текст решения изготовлен 31 августа 2011 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Лежнина Д.Л.

при ведении протокола помощником судьи Титовой О.А.

с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Цинк Теодора Эриховича, пгт. Верх-Чебула Чебулинского района

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чебулинском районе Кемеровской области, пгт. Верх-Чебула Чебулинского района

о признании незаконным постановления от 23.03.2011 №05204090001774 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)

при участии:

заявитель: Цинк Т.Э., паспорт

от заинтересованного лица: Замелов Р.А., ведущий специалист - эксперт (юрисконсульт), доверенность от 05.11.2010 №1 (со спец. полн.), удостоверение,

ус т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель Цинк Теодор Эрихович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Чебулинском районе Кемеровской области о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 23.03.2011 №05204090001774 (далее: постановление) и прекращении производства по делу.

В дальнейшем на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель заявил об отмене вышеуказанного постановления.

В судебном заседании Цинк Т.Э. изменил предъявленное требование, заявив о признании недействительным постановления. Одновременно Цинк Т.Э. заявил, что не оспаривает постановление в части обязанности по уплате 1610 руб. 76 коп. недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Указанное требование принято судом к рассмотрению.

Предъявленное требование мотивировано наличием следующих обстоятельств.

Цинк Т.Э. является пенсионером системы МВД РФ и с 23.05.2007 получает пенсию по Закону Российской Федерации от 12.03.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее: Закон РФ от 12.03.1993 №4468-1).

Ссылаясь на статьи 19, 35, 39, 55 Конституции Российской Федерации, статью 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 №582, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 №223-О, заявитель полагает, что в нормативных правовых актах, регулирующих порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, содержалась прямая норма, освобождающая лиц, являющихся получателями пенсии, назначенной в соответствии Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Учитывая, что в спорный период уплата фиксированного платежа не являлась обязательной для индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, постановление Управления, по мнению заявителя, подлежит признанию недействительным.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чебулинском районе Кемеровской области (далее: Управление) предъявленное требование не признало, мотивируя тем, что образовавшаяся у предпринимателя задолженность является недоимкой 2010 года.

С 01.01.2010 порядок уплаты страховых взносов регулируется Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее: Федеральный закон №212-ФЗ), не предусматривающим освобождение индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Кроме того, Управление сослалось на то, что в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», введенным Федеральным законом от 22.07.2008 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ №4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 7 Закона РФ от 12.03.1993 №4468-1, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 №156-ФЗ.

Таким образом, по мнению Управления, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии, в связи с чем Определение Конституционного Суда Российской Федерации №223-О от 24.05.2005 утратило свою актуальность.

Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Федеральным законом №212-ФЗ.

Рассмотрев предъявленное требование, суд не находит оснований для его удовлетворения.

В судебном заседании установлено, что Цинк Теодор Эрихович с 2007 года является пенсионером системы МВД РФ, получающим государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12.02.1993.

16.01.2009 Цинк Т.Э. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в качестве страхователя в Управлении.

На основании справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов за расчетный период 2010 год от 01.02.2011 Управление выставило требование №05204040023652 от 01.03.2011 на сумму 12188 руб. 80 коп., которым предпринимателю в срок до 22.03.2011 предлагалось уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 10392 руб., соответствующие пени в сумме 161 руб. 07 коп.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1610 руб. 76 коп., в том числе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571 руб. 56 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1039 руб. 20 коп., соответствующие пени 8 руб. 86 коп. и 16 руб. 11 коп.

Указанное требование в установленный срок страхователем в добровольном порядке исполнено не было, в связи с чем Управлением вынесено оспариваемое постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов-организации (индивидуального предпринимателя) от 23.03.2011 №05204090001774, в соответствии с которым с предпринимателя Цинк Т.Э. подлежали взысканию 12188 руб. 80 коп. недоимки и пени.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательном пенсионному страхованию.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 №223-О, рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами в соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12.02.1993, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей -военных пенсионеров уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 №582, предусмотрено, что страхователи, получающие пенсии в соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12.02.1993, не уплачивают фиксированные платежи.

Таким образом, прежним правовым регулирование предусматривалось освобождение лиц, являющихся получателями пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12.02.1993, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Вместе с тем правовое регулирование данного вопроса изменилось, в связи с чем вышеуказанные нормы не могут быть применены к правоотношениям по настоящему делу.

В частности, Федеральный закон от 22.07.2008 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» предоставляет военным пенсионерам, получающим пенсию на основании Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993, право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, то есть на установление страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий с 01.01.2007.

В части 4 статьи 7 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 №156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного закона (в частности, лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом №4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 которого установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом из стоимости страхового года, в порядке установленном Федеральным законом №212-ФЗ.

В силу статьи 16 Федерального закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В Федеральном законе №212-ФЗ не установлено исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении индивидуальных предпринимателей - пенсионеров МВД РФ.

Таким образом, с 01.01.2010 законодатель установил правовой механизм, гарантирующий пенсионерам по Закону РФ №4468-1 от 12.02.1993 получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - пенсионеров МВД РФ от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.

Следовательно, с 01.01.2010 индивидуальные предприниматели - пенсионеры МВД РФ обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Федеральным законом №212-ФЗ.

Из материалов дела следует, что оспариваемое предпринимателем постановление вынесено Управлением в отношении недоимки, образовавшейся за 2010 год.

При указанных обстоятельствах основания для признания постановления Управления недействительным отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении предъявленного требования отказать.

Решение в месячный срок с даты его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.Л.Лежнин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-4436/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 31 августа 2011

Поиск в тексте