• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2010 года  Дело N А27-5466/2010

Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 14 июля 2010 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буланой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Лидер», г. Кемерово

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово

Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва

Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва

третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово

о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка; недействительным пункта 7 решения, оформленного актом проверки от 24.11.2008 №2; незаконными действий

при участии

от ОАО «Лидер»: Лобанов Н.Г. - представитель по доверенности от 12.04.2010, паспорт;

от Управления Росреестра по Кемеровской области: Абакумов Г.В. -заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 12.05.2010 №53Д, паспорт;

от Росреестра: Абакумов Г.В. - представитель по доверенности от 23.06.2010 рег. №3241, паспорт;

от ФГУП «ФКЦ «Земля», Коллегии Администрации: не явились

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Лидер» (далее по тексту - ОАО «Лидер», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее по тексту - Росреестр), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее по тексту - ФГУП ФКЦ «Земля») о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 в сумме 168387777, 91 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5165,48 руб. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (правопредшественник Росреестра), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости №2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 №39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 в сумме 168387777, 91 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 5165,48 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 №39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 №215 действий Роснедвижимости, Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 площадью 32598,67 кв.м. в сумме 168387777,91 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5165,48 руб. за кв.м.

Общество просит обязать Управление Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 169387777,91 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5165, 48 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 площадью 32598, 67 кв.м., почтовый адрес относительно ориентира: г. Кемерово, Кировский район, ул. Аллейная, 11.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области (далее по тексту - Коллегия Администрации).

Определением суда от 19.04.2010 заявление принято к производству, предварительное заседание назначено на 17.05.2010.

Определением суда от 17.05.2010 дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 10.06.2010, которое откладывалось до 13.07.2010.

Определением от 17.05.2010 произведена процессуальная замена Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово на Управление Росреестра по Кемеровской области, г. Кемерово в связи с реорганизацией в форме присоединения на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

ФГУП «ФКЦ «Земля», Коллегия Администрации, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представителей не направили.

От ФГУП «ФКЦ «Земля» в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд в соответствии со статьями 156, 158, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрел спор по существу в отсутствие представителей ФГУП «ФКЦ «Земля», Коллегии Администрации.

Представитель ОАО «Лидер» в судебном заседании требования поддержал. В качестве оснований требований общество указало на то, что ОАО «Лидер» владеет земельным участком с кадастровым номером 42:24:0301011:890 площадью 32598,67 кв.м., расположенным по адресу: г. Кемерово, ул. Аллейная,11 на праве постоянного (бессрочного) пользования. Исходя из сведений кадастрового паспорта от 11.02.2009, кадастровая стоимость земельного участка составляет 168387777,91руб., удельный показатель - 5165,48 руб.

Заявитель указывает, что, исходя из анализа пунктов 2,3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктов 2.2.1, 2.2.2., 2.2.5 Методических указаний, пунктов 5,10 Федерального стандарта оценки №2 государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе достоверной информации о рыночных ценах земельных участков и иных объектов недвижимости, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка не может значительно отличаться от рыночной стоимости земельных участков, кадастровая стоимость должна определяться на основе анализа рыночной стоимости земель. Вместе с тем согласно отчету ООО «Инком Прайс» рыночная стоимость принадлежащего ОАО «Лидер» земельного участка составляет 27832500 руб. В отчете ФГУП ФКЦ «Земля» не имеется исходных данных (информации о них), подтверждающих проведение кадастровой оценки методами массовой оценки рыночной стоимости, отсутствуют документы, подтверждающие проведение оценщиком статистического анализа рыночных цен. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 многократно превышает его рыночную стоимость.

ОАО «Лидер» также указывает, что в письме ФГУП ФКЦ «Земля» указано на то, что экспоненциальная статистическая модель в отношении спорного земельного участка построена с использование единственного фактора стоимости - расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений, в то же время в письме отражена таблица №2, согласно которой использовался также фактор стоимости «Свободный член», который не был утвержден на заседании областной комиссии 31.10.2008. Кроме того, факторы стоимости, утвержденные 31.10.2008, не могли быть использованы при составлении отчета 15.04.2008. Факторы стоимости, согласованные на заседании межведомственной комиссии 30.08.2007, ФГУП ФКЦ «Земля» не использовались.

Утверждает, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не осуществлялся надлежащий контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости в нарушение пунктов 5.4., 8., 8.1, 8.2., 8.3 Административного регламента, не проведена надлежащим образом предварительная проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков. Полномочия по проверке отчета об определении кадастровой стоимости переданы в нарушение пунктов 4, 9.8 и приложения №7 к Административному регламенту исполнителю работ - ФГУП «ФКЦ «Земля». Отсутствие проверки отчета повлекло передачу недостоверных результатов кадастровой оценки на утверждение в Коллегию Администрации Кемеровской области. Считает, что пункт 7 решения Роснедвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости №2 от 24.11.2008, противоречит пунктам 4, 9.8 Административного регламента.

Кроме того, представитель заявителя указал на то, что отчет не был проверен, поскольку протокол предварительной проверки отчета и акт проверки составлены до фактического получения отчета. Согласно письму ФГУП «ФКЦ «Земля» отчет передан Управлению Роснедвижимости по Кемеровской области только 15.01.2009. Письмом Управления Роснедвижимости по Кемеровской области от 18.03.2009 направлены подписанные 19.02.2009 накладные.

Оспариваемыми результатами оценки, действиями Роснедвижимости и Управления Роснедвижимости по Кемеровской области нарушаются права общества на уплату земельного налога.

Представитель Управления Росреестра по Кемеровской области возражения в судебном заседании поддержал по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0301011:890 является ранее учтенным, расчет кадастровой стоимости указанного земельного участка проведен в рамках государственного контракта №140 от 29.06.2007 в соответствии с Методическими указаниями. Согласно контракту заказчиком работ является Управление Роснедвижимости по Кемеровской области. Выбор исполнителя работ осуществлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ. В результате проведения работ по государственному контракту ФГУП «ФКЦ «Земля» составлен отчет. При этом Управление Роснедвижимости по Кемеровской области проверяет отчет только на соответствие его условиям технического задания. 11.11.2008 составлен протокол предварительной проверки отчета. Перед внесением сведений о государственной кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости после утверждения соответствующих результатов, Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, проведена проверка результатов, составлен протокол №1. Состав факторов стоимости для земельных участков 9 вида разрешенного использования определен в таблице №1 приложения №7 к отчету и включает 29 факторов. Исполнителем работ статистическая модель определена верно, расчет кадастровой стоимости с применением указанной модели осуществлен правильно. ФГУП «ФКЦ «Земля» использована достаточная рыночная информация, проведение оценки с использованием объектов-аналогов допускается законодательством. При этом порядок определения рыночной стоимости отличается от порядка определения кадастровой стоимости. Нормативными актами не установлено, что кадастровая стоимость должна быть равна или меньше рыночной стоимости.

Представитель Росреестра обратился с ходатайством о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ в части в связи с тем, что самостоятельное требование об оспаривании достоверности результата кадастровой оценки не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку результаты кадастровой оценки утверждены нормативным актом - Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 №520. Ссылается на пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 №92.

Представитель Управления Росреестра по Кемеровской области поддержал заявленное ходатайство.

Представитель заявителя возражал против прекращения производства по делу в указанной части. Указал на отсутствие законных оснований для прекращения производства по делу, требование, заявленное к ФГУП ФКЦ «Земля», Управлению Роснедвижиомсти по Кемеровской области о признании недостоверными результатов оценки спорного земельного участка подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Вопрос о достоверности результатов оценки может рассматриваться в рамках конкретного спора в отношении конкретного акта или принятого решения, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в Информационном письме от 30.05.2005 №92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком».

По существу заявленных требований Росреестр представил отзыв, в котором указал на то, что в соответствии с пунктом 9.8. Административного регламента, с учетом проведенных ФГУП «ФКЦ «Земля» работ, Роснедвижимостью принято решение о соответствии отчета, представленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 №07/21-4215, Методическим указаниям, о чем главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости Волковой В.В составлен акт проверки №2 от 24.11.2008. Проведение проверки и подписание акта проверки Роснедвижимостью подтверждается также письмом от 24.11.2008 №МП/0242, подписанным заместителем руководителя Роснедвижимости Прохоровым М.В.

Росреестр считает, что права и законные интересы заявителя в сфере уплаты земельного налога не нарушены оспариваемыми действиями, поскольку конечным правовым актом, которым утверждены результат кадастровой стоимости земельного участка является акт органа исполнительной власти. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области №520 не оспаривалось.

ФГУП ФКЦ «Земля» представило отзыв, в котором указало на то, что работы по государственной кадастровой оценке земель проводились в рамках государственного контракта от 29.06.2007 №140, в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 №39). Состав факторов стоимости утвержден Протоколом заседания областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ от 31.10.2008. Источниками рыночной информации являлись сведения печатных и электронных средств массовой информации, сведения, полученные на сайтах сети Интернет. Отобран фактор стоимости, оказывающий существенное влияние на рыночные цены земельных участков в составе 9 вида разрешенного использования - расстояние до ближайшей транспортной магистрали городских направлений.

Суд, заслушав пояснения представителей ОАО «Лидер», Управления Росреестра по Кемеровской области, Росреестра, исследовав материалы дела, изучив обстоятельства дела, доводы заявления, отзывов, дополнений к ним, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, удовлетворил заявленные требования в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ОАО «Лидер» владеет земельным участком с кадастровым номером 42:24:0301011:890, расположенным по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Аллейная, 11, общей площадью 32598,67 кв.м.

Согласно кадастровому паспорту от 11.02.2009 №4200/001/09-25492 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 168387777,91 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5165,48 руб. за кв.м.

Общество, считая, что действиями Управления Роснедвижиомсти по Кемеровской области, Роснедвижимости, выразившимися в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости нарушены его права и обязанности по уплате земельного налога, нормы закона, а также, считая недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Как следует из материалов дела, общество обратилось с заявлением о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, Роснедвижимости по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).

Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).

Учитывая, что судом рассматривается конкретный спор о законности совершенных государственным органом действий, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, полежит рассмотрению арбитражным судом.

Таким образом, основания прекращения производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ в части признания недостоверными результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка отсутствуют.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что кадастровый паспорт на спорный земельный участок получен обществом 11.02.2009, в котором содержаться сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости.

27.02.2010 ООО НПФ «Инком Прайс» по заказу ОАО «Лидер» на основании задания на проведение оценки от 17.02.2010 составлен отчет №02/14-10 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:25:0201011:890, находящегося по адресу: г. Кемерово, ул. Аллейная,11.

20.01.2010 ОАО «Лидер» обратилось в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области с заявлением (исх. №20-143/01) о разъяснении результатов государственной кадастровой оценки.

В ответ на заявление общества Управление Роснедвижимости по Кемеровской области направило письмо от 02.03.2010 №07/12-1256.

ФГУП ФКЦ «Земля» также в ответ на заявление общества от 27.01.2010 №07/21-3342 направило информацию о порядке определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 и разъяснения по расчету кадастровой стоимости земельного участка (сопроводительное письмо от 26.02.2010 №1-09/0430).

ОАО «Лидер» обратилось в суд с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, а также незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию недостоверных сведения в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка 15.04.2010.

Учитывая вышеизложенное, заявителем соблюден трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 Правил).

Согласно пунктам 2,5,10,11 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 11 Правил разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания).

Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе, в том числе такого вида разрешенного использования как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний).

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

ОАО «Лидер», оспаривая законность действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, Роснедвижимости по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, указывает на нарушение норм Земельного кодекса РФ, Правил, Методических указаний, Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее по тексту - Административный регламент).

Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

В исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разделом 2 Административного регламента установлены административные процедуры.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.

Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации регулируется пунктом 8 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 8.1. Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации

Как следует из материалов дела, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта №140 от 29 июня 2007 года, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр «Земля» (исполнитель) (далее по тексту - ФГУП ФКЦ «Земля»).

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме «Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области» путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется технически заданием.

Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение №1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2. государственного контракта).

Заявитель, оспаривая законность указанный действий Управления, считает, что последнее ненадлежащим образом исполнило свою обязанность по контролю выбранных исполнителем работ источников рыночной информации, порядка использования информации, состава используемой информации, объема, правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации, а также состава факторов стоимости.

В соответствии с пунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.

Согласно пунктам 9.4, 9.8. Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.

В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии Отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с пунктом 4.2.2. технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ «Земля» входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения.

Состав используемой информации в соответствии с названным пунктом, ее объем, выбор источников информации и порядок использования информации определяется по согласованию с органом исполнительной власти Кемеровской области и Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области.

Сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляются в соответствии с пунктами 4.2.5., 4.2.6 технического задания.

Согласно пунктам 9.1, 9.2, 9.5 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.

Отчет составляется исполнителем работ в трех экземплярах, на бумажном и электронном носителях в соответствии с формой отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.

Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка).

Данная проверка производится в срок не более трех рабочих дней с даты представления Отчета исполнителем работ.

Таким образом, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области проводит проверку отчета на соответствие условиям технического задания, а Роснедвижимостью - методическим указаниям, которые определяют, как указывалось выше, в частности порядок сбора рыночной информации.

В материалы дела представлен протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11 ноября 2008 года, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания.

Согласно указанному протоколу предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов баз- данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.

В материалы дела также представлен акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков №2 14.11.2008-24.11.2008, в котором содержаться сведения об исполнителе и заказчике работ, о прохождении предварительной проверки, о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.

Вместе с тем формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка, определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществления расчета кадастровой стоимости без учета указанных обстоятельств.

В материалы дела не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.

Согласно отчету ООО НПФ «Инком Прайс» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 составляет 27832500 руб.

Управление Росреестра по Кемеровской области, Росреестр, указывая на отсутствие в законе запрета превышения кадастровой стоимости над рыночной, отсутствия установления законодателем соотношения указанных величин, вместе с тем не обозначило фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость определена в размере, намного превышающем рыночную.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о соблюдении указанного в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний порядка построения статистической модели, в том числе определения факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации. Исходные данные рыночной информации, использованные при определении кадастровой стоимости, отсутствуют. Представленные распечатки с сайта Интернет, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не свидетельствуют о наличии достаточной и достоверной рыночной информации.

В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих проверку Управлением Роснедвижимости отчета, при проведении предварительной проверки на соответствие его условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних.

Суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 9.8. Административного регламента проверку отчета на соответствие методическим указаниям проводит Роснедвижимость, в то время как в акте проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков 14.11.2008-24.11.2008 в сведениях о должностных лицах, проводящих проверку отчета указан начальник управления оценки ФГУП ФКЦ «Земля» Ковалев Д.В. Ссылка Управления Росреестра по Кемеровской области на составление отчета должностным лицом Роснедвижимости Волчковой В.В, не свидетельствует о проведении проверки указанным лицом, поскольку из содержания акта не следует, что в составе должностных лиц, проводящих проверку отчета, состояли иные лица, кроме Ковалева Д.В. Таким образом, проверку отчета проводил работник оценщика, составившего данный отчет.

Форма акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков утверждена в Приложении №7 Административного регламента. В соответствии с пунктом 5 указанного Приложения (акта проверки отчета) в сведениях о должностных лицах, проводящих проверку, указываются наименование должности сотрудников Роснедвижимости, их фамилия, имя, отчество.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации по делу №КАС09-691 от 11.02.2010, в рамках которого оспаривался пункт 5 Приложения №7 к Административному регламенту, указано, что по своему содержанию данный пункт является ясным и определенным, не вызывающим никаких сомнений при его толковании, из его буквального толкования однозначно следует, что проверку отчета должны производить должностные лица Роснедвижимости, а не представители оценщика. Не предусматривает указанный пункт и возможности передачи полномочий по проверке отчета исполнителю работ по государственной кадастровой оценке земли.

Ссылка Росреестра на то, что Ковалев Д.В. был привлечен в целях оперативного устранения замечаний не подтверждается материалами дела. Исходя из содержания акта проверки и установленной Административным регламентом формы акта проверки, Ковалев Д.В. указан в качестве лица, проводившего проверку.

Суд также учитывает, что после предварительной проверки отчета Управлением Роснедвижимости, составления акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков 24.11.2008 Роснедвижимостью, ФГУП ФКЦ «Земля» направлен отчет в бумажном и электронном виде в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области (письмо от 15.01.2009 №1-09/0018), а также накладные №006/ГКОЗ-2008, №003/ГКОЗ-2009 от 19.02.2009. Письмом от 18.03.2009 №07-21-1134 Управление Роснедвижимости направило указанные накладные ФГУП ФКЦ «Земля».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчиков. Учитывая, что пунктом 3 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при обращении организации с требованием о признании недействительным ненормативного акта, признании решений и действий государственных органов незаконными установлена в размере 2000 руб. за каждое требование, а также то, что к Росреестру заявлено два требования (признание незаконными действий, выразившихся в формировании недостоверных сведений и признание незаконным решения, оформленном пунктом 7 акта проверки) государственная пошлина подлежала уплате в размере 8000 руб. Требование об обязании Управления Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости не является самостоятельным требованием, заявлено в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение указанного требования не подлежит уплате.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования открытого акционерного общества «Лидер», г. Кемерово удовлетворить.

Признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 площадью 32598,67 кв.м. в сумме 168387777, 91 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5165,48 руб. за кв.м.;

Признать недействительным пункт 7 решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости №2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 №39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 в сумме 168387777, 91 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 5165,48 руб. за кв.м.;

Признать незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 №39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 №215 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости), выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 площадью 32598,67 кв.м. в сумме 168387777,91 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5165,48 руб. за кв.м.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 169387777,91 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5165, 48 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301011:890 площадью 32598, 67 кв.м., почтовый адрес относительно ориентира: г. Кемерово, ул. Аллейная, 11.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва в пользу открытого акционерного общества «Лидер», г. Кемерово судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) руб.

Взыскать с Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва в пользу открытого акционерного общества «Лидер», г. Кемерово судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) руб.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в пользу открытого акционерного общества «Лидер», г. Кемерово судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) руб.

Открытому акционерному обществу «Лидер», г. Кемерово выдать справку на возврат из федерального бюджета 8000 (восемь тысяч) руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежным поручениям от 07.04.2010 №521, от 07.04.2010 №520.

Исполнительные листы и справку выдать после вступления решения в законную силу.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции

Судья Н.А. Аникина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-5466/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 14 июля 2010

Поиск в тексте