АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 августа 2010 года  Дело N А27-6494/2010

Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено 03 августа 2010 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Коневой О.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Коневой О.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества  «Алтай-Кокс», Алтайский край, г. Заринск

к Закрытому акционерному обществу «Стройсервис», г. Кемерово

о взыскании 25 367 руб. 14 коп.

при участии

от истца: Плаксин В.А., ведущий юрисконсульт юридического отдела, доверенность от  13 июля 2009 г., паспорт

от ответчика: Царегородцева Т.А., заместитель начальника юридического отдела по судебно-правовой защите, доверенность от 16 июля 2010 г., паспорт

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Алтай-Кокс», Алтайский край, г. Заринск,  ИНН 2205001753 (далее - ОАО «Алтай-Кокс») обратилось в суд с иском  к Закрытому акционерному обществу «Стройсервис», г. Кемерово, ИНН 4234001215  (далее - ЗАО «Стройсервис») о взыскании 25 367 руб. 14 коп. убытков, причиненных недостачей угольной продукции.

Требование обосновано выявлением ОАО «Алтай-Кокс» при приемке угольного  концентрата, поставленного  ЗАО «Стройсервис» по железнодорожным накладным  №ЭЕ 638815, №ЭЕ 642846 в рамках договора поставки  № 860 от 19 декабря 2007 г., недостачи в количестве 7,46 тонн.

Ответчик иск не признал, указав, что при приемке угольного концентрата  ОАО «Алтай-Кокс» не соблюдены требования Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от  15 июня  1965 г. № П-6 (далее - Инструкция № П-6), а именно, при определении веса тары использованы трафаретные значения вагона, не был составлен акт о выявленной недостаче. Вес недостающей продукции определен без учета погрешности взвешивания. В нарушение условий пункта 3.2. договора поставщик не был уведомлен о начале приемки.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению  в связи со следующим.

В рамках договора поставки от № 860 от 19 декабря 2007 г. поставщик -  ЗАО  «Стройсервис» поставил покупателю - ОАО «Алтай-Кокс» угольный концентрат по железнодорожным накладным № ЭЕ 638815, № ЭЕ 642846 по цене 2 800 руб. за 1 тонну. Вес груза согласно сопроводительным документам  составлял  4 613, 10 тонн.

При приемке угольного концентрата по указанным железнодорожным накладным, оплаченного в полном объеме (платежное поручение № 1414 от 11 февраля 2010 г.),  ОАО «Алтай-Кокс» выявило недостачу в количестве 54, 97 тонн без учета нормы естественной убыли и погрешности определения массы нетто продукции, о чем свидетельствует акт о приемке угольной продукции по количеству № 67 от 30 января 2010 г.

Согласно расчету стоимости недостачи угольного концентрата с учетом нормы естественной убыли (0,55%) и погрешности взвешивания (1, 75%) фактическая недостача составила 7,46 тонн.

В соответствии с пунктом 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товара незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Пунктом 3.2 договора поставки установлено, что, при получении товара от перевозчика покупатель (грузополучатель) обязан проверить соответствие товара сведениям, указанным в сопроводительных транспортных документах, а также принять товар от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и другими правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

Приемка товара производится количественно - по весу, установленному в пункте отправления и указанному грузоотправителем (перевозчиком) в товарно-транспортных документах, руководствуясь Инструкцией №П-6 в одностороннем порядке (подпункт «а» пункта 3.2.).

Приемка по количеству и качеству производится покупателем в одностороннем порядке с обязательным уведомлением поставщика. Поставщик вправе принимать участие в приемке, если обеспечит присутствие своего полномочного представителя на месте приемке у грузополучателя.

Дополнительным соглашением № 6 от 22 мая 2008 г. к договору поставки № 860 от  19 декабря 2007 г. стороны дополнили подпункт «а» пункта 3.2. договора после слов «в одностороннем порядке» условием о том, что в случае обнаружения грузополучателем недостачи поставляемого товара в вагоне в размере превышающем 5 % от грузоподъемности этого вагона (до применения норм естественной убыли и погрешности взвешивания), вызов представителя поставщика (грузоотправителя) обязателен с одновременной  приостановкой приемки поставляемого товара.

Таким образом, буквально толкуя условия договора, суд считает, что стороны согласовали право покупателя на одностороннюю приемку груза по количеству,  в случае если недостача поставляемого товара не превышает 5 % от грузоподъемности вагона.

Поскольку в рассматриваемом случае недостача товара не превышала 5% от грузоподъемности вагона ОАО «Алтай-Кокс» правомерно произвело приемку угольного концентрата в одностороннем порядке.

Довод ответчика о необходимости его уведомления о начале приемки несостоятелен, так как договором установлена лишь обязанность покупателя уведомить поставщика о приемке. Данное условие выполнено ОАО «Алтай-Кокс», что подтверждается телеграммой от  02 февраля 2010 г.

В соответствии с пунктами 12, 13 Инструкции № П-6 приемка продукции по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и т.д.) отправителя (изготовителя).

Количество поступившей продукции при приемке должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

Пункт 14 Инструкции № П-6 устанавливает правило о проверки веса нетто в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами.

При невозможности перевески продукции без тары определение веса нетто производится путем проверки веса брутто в момент получения продукции и веса тары после освобождения ее из-под продукции. Результаты проверки оформляются актами.

В соответствии с пунктами 13, 17 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации №28 от 18 июня 2003 г., при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель указывает в накладной их массу и предельную погрешность ее измерения, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Значение предельной погрешности указывается в графе "Способ определения массы". Предельная погрешность измерений при определении массы груза посредством обмера, по трафарету и стандарту не указывается.

Определение массы груза согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем, по обмеру производится грузоотправителем.

Масса тары вагона, контейнера принимается согласно трафарету на вагоне, контейнере. При наличии вагонных весов у грузоотправителей допускается определение массы тары вагона посредством взвешивания с указанием в накладной в графе "Тара пров." фактической массы тары вагона.

ОАО «Атлай-Кокс» вес брутто определен путем фактического взвешивания на весах вагонных Mettler Toledo модификация 7260 RМ. Свидетельством о поверке № 044119 подтверждена исправность данных  весов.

Вес тары установлен истцом по трафарету, указанному на вагоне.

Ответчик не оспаривает тот факт, что при отправке груза он тару вагона не взвешивал, а также использовал его трафаретное значение.

Акт приемки угольной продукции подтверждает, что вес тары, установленный при приемке, соответствует указанному грузоотправителем весу тары в железнодорожных накладных.

Учитывая, что пунктами 12, 13 Инструкции №П-6 установлено применение одинакового порядка при погрузке (отправке) и получении продукции, суд считает, что  истец обоснованно руководствовался теми же значениями тары, что и поставщик (грузоотправитель).

Согласно расчету стоимости недостачи угольного концентрата по акту № 67 от  30 января 2010 г. ее размер правомерно определен истцом с учетом применения норм естественной убыли (0,55%) и погрешности взвешивания (1,75%)  на основании ГОСТа 11762-87, который распространяется на бурые и каменные угли, антрациты, горючие сланцы, торф, угольные и торфяные брикеты, перевозимые железнодорожным транспортом.

Суд отклоняет довод ответчика о возможности определения  недостачи груза с учетом Рекомендаций МИ 2815-2003, утвержденных ФГУП ВНИИМС Госстандарта Российской Федерации от 01 сентября 2003г., так как указанный документ носит рекомендательный характер и не является обязательным для сторон.

На основании изложенного нарушений условий приемки, определенных договором поставки № 860 от 19 декабря 2007 г. и Инструкцией № П-6, судом не установлено.

В силу пункта 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Размер убытков, причиненных ОАО «Алтай-Кокс» в связи с ненадлежащим исполнением  ответчиком обязательства  по поставке товара, складывается из стоимости недостачи угольного концентрата, составляющей 24 647 руб. 84 коп. (7,46 тонн *2 800 руб. *1,18) и стоимости переплаченного железнодорожного тарифа, составляющей  719 руб. 30 коп. (7,46 тонн*376 951 руб./4 613,10 тонн*1,18).

С учетом изложенного требование истца обосновано.

Государственная пошлина в размере 2 000 руб. относится на  ответчика в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 171 частью 1, 180 частью 1, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

р е ш и л :

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Стройсервис» в пользу Открытого акционерного общества «Алтай-Кокс» 25 367 руб. 14 коп. убытков, 2 000 руб. государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой  арбитражный апелляционный суд. В срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья   О.П. Конева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка