• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 09 сентября 2009 года  Дело N А27-8105/2009

Резолютивная часть объявлена 02 сентября 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Ерохина А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Левой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Федеральной налоговой службы России, г. Москва

к 1) муниципальному унитарному предприятию «Дорожно-эксплуатационное предприятие», г. Междуреченск Кемеровской области

2) обществу с ограниченной ответственностью «Дельта-Центр», г. Междуреченск Кемеровской области,

о признании торгов недействительными,

при участии :

от истца - Шавкун О.М., заместитель начальника отдела Межрайонной ИФНС России № 8 по Кемеровской области, дов. от 04.12.08, удостоверение,

от ответчика 1 - Щербина А.Ю., представитель по дов. № 7 от 01.01.09, паспорт,

от ответчика 2 - н/я, извещен,

у с т а н о в и л :

Федеральная налоговая служба России (далее также - ФНС России) обратилась в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Дорожно-эксплуатационное предприятие» (далее также - Предприятие, МУП «ДЭП») о признании недействительными проведенных конкурсным управляющим Скориковым Виктором Евгеньевичем торгов, посредством публичного предложения по продаже имущества Предприятия, состоявшихся 11.05.2009 (с учетом уточнения предмета иска от 10.08.2009, принятого судом к рассмотрению по определению от 11.08.2009) .

Определением суда от 28.07.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дельта-Центр» - победитель оспариваемых торгов, поскольку споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Иск основан на обстоятельствах нарушений статьи 110 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) и Положения о порядке и сроках продажи имущества МУП «ДЭП», допущенных конкурсным управляющим Предприятия при размещении в средстве массовой информации единого объявления обо всех торгах по продаже недвижимого имущества Предприятия (первых, повторных, третьих, посредством публичного предложения).

Нарушения процедуры проведения торгов лишили, по мнению истца, потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах и повлияли на формирование цены реализации.

В качестве правовых обоснований иска приведены также ссылки на статьи 447-449 Гражданского кодекса РФ.

В представленном отзыве Предприятие иск оспорило, полагая, что торги проведены с соблюдением требований статьи 110 Закона о банкротстве.

Считает, что заявитель (истец) по делу, которым, по его мнению, является Межрайонная ИФНС России № 8 по Кемеровской области, не вправе предъявлять подобный иск и не относится к кругу лиц, заинтересованных на признание торгов недействительными, ссылаясь на статью 2 Закона о банкротстве, Постановление Правительства РФ № 257 от 29.05.2004, пункт 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 15.12.2004, пункты 1-5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 101.

ООО «Дельта-Центр», надлежащим образом извещенное о судебном разбирательстве, иск не оспорило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Дело в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие данного ответчика.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.10.2005 по делу № А27-8234/2005-4 муниципальное унитарное предприятие «Дорожно-эксплуатационное предприятие», г. Междуреченск признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, определением арбитражного суда от 18.11.2005 конкурсным управляющим Предприятия утвержден Скориков Виктор Евгеньевич.

Уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - уполномоченный орган) является Федеральная налоговая служба.

Определением арбитражного суда от 21.09.2005 по указанному делу в реестр требований кредиторов Предприятия (в третью очередь) включено требование уполномоченного органа в сумме 24494509,89 руб. основного долга, отдельно в реестре после требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов учтены суммы пени и штрафа на сумму около 23,0 млн. руб.

Возражения Предприятия в части ненадлежащего истца судом отклонены по следующим мотивам.

Иск по настоящему делу заявлен не Межрайонной ИФНС России № 8 по Кемеровской области, а Федеральной налоговой службой России - уполномоченным органом.

Доверенность от 08.11.2008 (в порядке передоверия, нотариально удостоверенная) от имени ФНС России выдана Казаковой Марине Анатольевне, заместителю начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Кемеровской области, не только на представительство интересов в делах о банкротстве, но и на подписание исковых заявлений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Данной норме материального права соответствует и норма части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Лицами, имеющими право на обращение в арбитражный суд с исками о признании торгов недействительными, являются участники торгов или лица, которым было отказано в участии в торгах.

Кроме того, правом на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными торгов по продаже имущества должника, находящегося в процедуре банкротства, могут обладать лица, участвующие в деле о банкротстве должника и имеющие материальный и процессуальный интерес в разрешении дела о банкротстве, а также государственные органы в случаях, предусмотренных федеральным законом в защиту публичных интересов.

Ссылка Предприятия на Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 101 несостоятельна - в данном письме выработаны рекомендации по рассмотрению арбитражными судами споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства.

В связи с чем, ФНС России отвечает понятию надлежащего истца по настоящему делу и является лицом, имеющим право на оспаривание торгов, проведенных конкурсным управляющим Предприятия.

Разрешая спор по существу, суд установил, что в газете «Коммерсантъ» № 22 от 28.03.2009 в разделе «Объявления о несостоятельности» было опубликовано сообщение о том, что конкурсный управляющий МУП «ДЭП» Скориков В.Е. проводит торги в форме открытого аукциона по продаже недвижимого имущества - нежилого здания, площадью 547,8 кв.м., расположенного по адресу : Кемеровская обл., г. Междуреченск, район разреза Красногорский, начальная цена объекта - 2490000 руб., шаг аукциона - 5 % от начальной стоимости.

Из текста данного объявления следует, что первые торги проводятся 27.04.2009 в 10.00 часов, и заявки на участие в них принимаются в течение 25 дней с даты опубликования сообщения; повторные торги состоятся 30.04.2009, и заявки на участие в них принимаются с 01.04.2009 по 27.04.2009; третьи торги состоятся 04.05.2009, и заявки на участие в них принимаются с 05.04.2009 по 30.04.2009; торги, посредством публичного предложения, состоятся 11.05.2009, и заявки на участие в них принимаются с 10.04.2009 по 05.05.2009.

Указан единый адрес проведения всех торгов - г. Междуреченск, ул. Горького, 1а.

Аналогичное объявление было опубликовано в газете «Междуреченске известия» за 6 мая 2009 г.

Согласно представленным в дело протоколам проведения торгов в виде открытого аукциона по продаже имущества Предприятия № 1 от 27.04.2009, № 2 от 30.04.2009 и № 3 от 04.05.2009 заявок на участие в этих торгах не поступало.

Согласно протоколу № 4 подведения итогов торгов в форме публичного предложения по продаже имущества Предприятия от 11.05.2009 в торгах приняло участие одно лицо - ООО «Дельта-Центр», подавшее заявку на участие в торгах 04.05.2009 с предложением цены объекта 650000 руб. и признанное победителем торгов.

На основании указанного протокола между МУП «ДЭП» (продавцом) и ООО «Дельта-Центр» (покупателем) 15.05.2009 заключен договор № 01/09 купли-продажи недвижимого имущества - здания (нежилого помещения), общей площадью 547,8 кв.м., инвентарный номер 4-2525, расположенного по адресу : Кемеровская обл., г. Междуреченск, район Разрез Красногорский, по цене продажи в 650000 руб. без НДС.

В соответствии со статьей 111 Закона о банкротстве (здесь и далее - в редакции от 31.12.2004, действовавшей на момент возбуждения в отношении Предприятия процедуры конкурсного производства) открытые торги по продаже части имущества должника проводятся в порядке, предусмотренном пунктами 4-9 статьи 110 настоящего закона для продажи предприятия должника.

Пунктом 6 статьи 139 Закона о банкротстве предусмотрено, что продажа предприятия, а также иного имущества должника на стадии конкурсного производства осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 - 8 статьи 110 и статьей 111 настоящего закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.

Статьей 110 Закона о банкротстве установлены следующие правила проведения открытых торгов имущества должника :

«6. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.

Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, определяемом в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

Внешний управляющий (организатор торгов) также вправе опубликовать указанное сообщение в иных средствах массовой информации.

В сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

сведения о предприятии, его характеристики и порядок ознакомления с ними;

сведения о форме проведения торгов и форме подачи предложения о цене предприятия;

требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

условия конкурса в случае его проведения;

срок, время и место подачи заявок и предложений о цене предприятия;

порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов;

начальная цена продажи предприятия;

величина повышения начальной цены ("шаг аукциона") в случае открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

порядок и критерии выявления победителя торгов;

время и место подведения итогов торгов;

порядок и срок заключения договора купли-продажи;

условия и сроки платежа, реквизиты счетов;

сведения об организаторе торгов.

При подготовке к проведению торгов внешний управляющий (организатор торгов) организует прием заявок (предложений) участников торгов, а также задатков.

Внешний управляющий (организатор торгов) проводит торги, осуществляет подведение итогов торгов и определяет победителя, а также подписывает протокол об итогах торгов. В случае проведения торгов организатором торгов он передает протокол об итогах торгов внешнему управляющему для заключения договора купли-продажи с победителем торгов.

7. В случае, если в указанные в сообщении о продаже предприятия сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка (предложение), внешний управляющий (организатор торгов) признает первые торги по продаже предприятия несостоявшимися и проводит повторные торги.

Повторные торги проводятся также в случае, если предприятие не было продано на первых торгах.

В случае, если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, внешний управляющий в течение четырнадцати дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже предприятия в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 28 настоящего Федерального закона.

Начальная цена продажи предприятия, указанная в таком сообщении, может быть снижена на десять процентов начальной цены продажи предприятия, установленной собранием кредиторов или комитетом кредиторов, но не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

В случае, если предприятие не было продано в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

8. Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем через десять дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажи предприятия.

В случае, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, при продаже предприятия посредством публичного предложения договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с лицом, предложившим в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже предприятия максимальную цену за предприятие».

Анализируя цитированные нормы статьи 110 Закона о банкротстве по отношению к процедуре проведения торгов, примененной конкурсным управляющим Предприятия, суд пришел к выводу о допущенных организатором торгов грубых нарушениях Закона о банкротстве.

Из данных норм следует, что конкурсный управляющий не вправе сразу же, в одном сообщении, размещенном в средствах печати, назначить первые, повторные, третьи торги и торги, посредством публичного предложения (что имело место в рассматриваемом сообщении), поскольку каждые, следующие после первых, торги назначаются и проводятся только после признания предыдущих торгов несостоявшимися, с соблюдением определенных условий (о возможном снижении цены продажи) и сроков.

В сообщении конкурсного управляющего Предприятия о торгах отсутствует также время их проведения, кроме первых.

Периоды подачи заявок на участие в торгах определены в сообщении таким образом, что заявки на участие во всех, последующих после первых, торгах, возможно подать еще до даты проведения первых торгов, что противоречит принципу последовательности организации и проведения торгов, закрепленному в статье 110 Закона о банкротстве.

Конкурсным управляющим допущены также нарушения пунктов 10.1 и 10.2 Положения о порядке и сроках продажи имущества Предприятия, соответствующих нормам статьи 110 Закона о банкротстве. В частности, в пункте 10.2 названного Положения сказано, что в случае, если третьи торги будут признаны несостоявшимися, либо имущество, выставленное торги, не реализовано, продажа имущества производится посредством публичного предложения. В этом случае договор купли-продажи имущества заключается конкурсным управляющим с лицом, предложившим в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже в печатном органе, определяемом конкурсным управляющим, максимальную цену за имущество, только после положительного голосования на собрании кредиторов по данному вопросу.

Размещение конкурсным управляющим Предприятия в средствах печати единого сообщения о проведении всех торгов, предусмотренных в статье 110 Закона о банкротстве, могло сформировать у потенциальных покупателей понимание того, что имеется возможность сразу же принять участие в торгах, посредством публичного предложения, и приобрести объект по цене, ниже первоначальной, и нет необходимости подавать заявки для участия в первых, повторных и третьих торгах.

В итоге, как уже указано судом выше, заявок на участие в первых, повторных и третьих торгах по продаже имущества Предприятия не поступило, а в торгах от 11.05.2009 в форме публичного предложения приняло участие только ООО «Дельта-Центр», предложившее цену за объект почти в четыре раза ниже начальной цены и ставшее победителем торгов.

С учетом изложенного, суд полагает, что допущенные при проведении торгов по продаже имущества Предприятия существенные (грубые) нарушения Закона о банкротстве и Положения о порядке и сроках продажи имущества Предприятия ограничили участие в торгах потенциальных покупателей, повлияли на формирование цены реализации имущества и, в конечном итоге, на результаты торгов.

Иск подлежит удовлетворению с отнесением государственной пошлины по делу на ответчиков в равных долях.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

иск удовлетворить.

Признать недействительными торги от 11 мая 2009 года в форме публичного предложения по продаже имущества муниципального унитарного предприятия «Дорожно-эксплуатационное предприятие», победителем которых было признано общество с ограниченной ответственностью «Дельта-Центр».

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Дорожно-эксплуатационное предприятие» и с общества с ограниченной ответственностью «Дельта-Центр» в доход федерального бюджета по 1000 рублей государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в пределах указанного срока в арбитражный суд апелляционной инстанции, вступившее в законную силу решение - в двухмесячный срок в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья А.В. Ерохин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-8105/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 09 сентября 2009

Поиск в тексте