АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 сентября 2010 года  Дело N А27-8136/2010

резолютивная часть решения объявлена 01 сентября  2010 года

полный текст решения изготовлен 01 сентября   2010 года

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи В.В.Власова,

при ведении  протокола секретарем судебного заседания Кудровой Н.О.

рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью  «ЭЛ-Сиб», г. Киселевск

к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал№5), г. Кемерово

о признании незаконным решения от 01.04.2010 №22

при участии:

от заявителя: Сарникова М.В. - директор (решение в деле), паспорт серии 3209 №731351, выдан 28.08.2009г.;

от госоргана: н/я (ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭЛ-Сиб», г. Киселевск  (далее по тексту - заявитель, ООО «ЭЛ-Сиб»)  обратилось в арбитражный суд  с заявлением признании незаконным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал№5), г. Кемерово (далее по тексту - госорган, заинтересованное лицо) от 01.04.2010 №22.

Надлежаще извещенный в порядке ст. 123 АПК РФ госорган в  судебное заседание не явился, до начала судебного заседания направил в суд письменный отзыв на дополнение к заявлению.  Кроме того, направил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело  в отсутствие представителя фонда социального страхования. Заявитель с указанным  ходатайством госоргана ознакомилась, возражений против его удовлетворения не представила.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 156 АПК РФ  в отсутствие представителя госоргана, по материалам, имеющимся в деле.

Заявитель в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к заявлению, представленном  в судебном заседании и приобщенном к материалам дела. Заявленные требования мотивирует тем, что госорганом нарушена процедура рассмотрения материалов проверки, а именно, в ходе вынесения оспариваемого решения не рассмотрены возражения ООО «ЭЛ-Сиб» на акт проверки, а также не рассмотрена по существу  апелляционная жалоба на решение госоргана. По существу оспариваемого решения пояснила, что искусственной ситуации для получения средств социального страхования на выплату пособий по беременности и родам работника Сухомлиновой К.А. создано не было, ООО «ЭЛ-Сиб» действовало в отношениях с данным работником и фондом  добросовестно и не нарушало ст. 10 ГК РФ. Более подробно обоснования изложены в заявлении и в дополнении к нему.

В отзыве на заявление и в отзыве на дополнение  к заявлению госорган против требований заявителя возражал, в обоснование возражений указывая на то, что при рассмотрении материалов документарной проверки работники фонда были ознакомлены с возражениями страхователя, но эти возражения не повлияли на решение о непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование. Не указание в протоколе на наличие возражений страхователя на акт документарной выездной проверки не является основанием для отмены решения и существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки. Кроме того, указывает, что ООО ЭЛ-Сиб» была искусственно создана ситуация для получения средств фонда социального страхования. Более подробно возражения изложены в письменном отзыве на заявление и в дополнении к отзыву.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя №7 от 25.01.2010 ГУ-КРОФСС (филиал №5) была проведена выездная проверка по обязательному социальному страхованию по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения филиала Фонда.

По результатам проверки составлен акт №500007 с/с от 25.02.2010 и вынесено решение о непринятии в счет средств, полученных от филиала отделения Фонда расходы, произведенные страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, в сумме  42466,67 руб., в том числе на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 42466,67 руб.

Не согласившись с вышеуказанным решением  госоргана, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения заявителя и доводы госоргана, изложенные в отзыве, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

По процессуальным основаниям.

Как следует из материалов дела, в  п.3.1 акта документарной выездной проверки от 26.02.2010 №500007 с/с  указано, что не приняты в счет средств, полученных от филиала отделения Фонда расходы, произведенные страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, в сумме  42466,67 руб. (п. 3.1).

Кроме того, в п. 4.2. акта ООО «ЭЛ-Сиб» было предложено настоящим актом, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной документарной проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего предоставить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта письменные возражения по указанному акту и копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.

Обществом были представлены возражения по акту №500007 с/с и копии документов, отправленные в адрес филиала №5 Фонда заказным письмом с уведомлением с соблюдением заявленных сроков.

В соответствии с п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В соответствии с  п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с  п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

В соответствии с  п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Из материалов дела следует, что 19.03.2010 фондом были рассмотрены материалы документарной проверки, но возражения ООО «ЭЛ-Сиб» в ходе рассмотрения не были исследованы, что подтверждается отсутствием ссылки в протоколе.

Кроме того, апелляционная жалоба, поданная ООО «ЭЛ-Сиб» на решение №22 от 01.04.2010 также не была рассмотрена госорганом  по существу,  а дан был лишь письменный ответ, изложенный в письме №01-09/-1604 от 13.05.2010, в котором указано что при рассмотрении материалов документарной проверки были изучены письменные возражения общества, но они признаны ошибочными, поэтому не повлияли на решение руководителя филиала. В данном письме также указано на то, что не указание в протоколе на наличие возражений страхователя на Акт документарной выездной проверки не является основанием для отмены руководителя, а также то, что подача апелляционной жалобы в орган, вынесший решение, законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом данной статьей.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу регулируются статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В соответствии с  п. 3 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение в силу пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации вправе оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Из материалов дела следует, что на все возражения  по данным материалам дела, госорганом не было дано ни одного письменного опровержения  представленных доказательств.

Таким образом, суд считает, что филиалом №5 фонда документарная проверка проведена с нарушением действующего законодательства.

По существу заявленных требований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 и подп. 11 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 165-ФЗ предусмотрено, что одним из видов социальных страховых рисков является материнство, которому соответствует страховое обеспечение в виде единовременного пособия при рождении ребенка.

В силу требований указанного Закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона №165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 9, подп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона №165-ФЗ, ст. 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон №81-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Исходя из ст. 7 и 8 указанного Закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.

Пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" определено, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 8 Федерального закона №81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

В силу Федерального закона № 165-ФЗ и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 № 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организациям-работодателям.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.94 № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в принятии расходов, произведенных страхователем, послужили следующие обстоятельства: Сухомлинова К.А. принята на работу по совместительству за 3 месяца до наступления отпуска по беременности; величина оклада бухгалтера в сумме 7000 руб. и 2100 руб. районный коэффициент, работающего по совместительству и выполняющего весь объем работ в соответствии с трудовым договором, показалась проверяющему несоизмеримо большой; в графе «главный бухгалтер» отчетов о прибылях и убытках, платежных ведомостей о выдаче зарплаты, бухгалтерских балансов, записок-расчетов о предоставлении отпуска работникам, расчетных ведомостях по средствам Фонда социального страхования за 2007, 2008, 2009 года - подпись главного бухгалтера отсутствует. Все перечисленные документы только за подписью руководителя; место постоянной регистрации и проживания бухгалтера Сухомлиновой К.А. в городе Кемерово и местонахождение ее основного места работы в городе Кемерово,  что позволяет сделать вывод о невозможности исполнять обязанности бухгалтера в городе Киселевске.

Суд не принимает вышеуказанные доводы госоргана по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии с абз. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, 01.01.2009 между ООО «ЭЛ-Сиб» и Сухомлиновой К.А заключен трудовой договор. В соответствии с данным договором Сухомлинова К.А. принята на должность бухгалтера по совместительству.

Статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Согласно статье 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Наступление беременности не является  основанием для отказа в приеме на работу, а также прием на работу беременных женщин на любом сроке беременности. Прием на работу беременных женщин не является нарушением законодательства со стороны работодателя. При приеме на работу, работодатель руководствовался  исключительно деловыми качествами работника, его образованием, квалификацией, возможностью заключить бессрочный трудовой договор на совместительство с Сухомлиновой К.А. и перспективой долгосрочного сотрудничества. В настоящее время Сухомлинова К.А. находится в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет по основному месту работы, но по заявлению о возобновлении выполнения трудовых обязанностей на основании трудового договора по совместительству, в настоящее время работает на условиях неполного рабочего времени на дому с 17.01.2010 года, выполняя все должностные обязанности, предусмотренные п. 2.2.1 трудового договора на совместительство от 01.01.2009г., что подтверждается материалами дела, а именно: копиями расчетных и платежных ведомостей за январь, февраль, март 2010 года, расчетом по начислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2010 года ООО «ЭЛ-Сиб» форма РСВ - 1 ПФР. Представленные документы подтверждают достоверность вышеизложенных сведений о выполнение трудовых обязанностей и оплате труда Сухомлиновой К.А. и в 2010 году, так как в разделе 2 формы РСВ-1 суммы выплат физическим лицам за январь, февраль, март 2010 года соответствуют суммам выплат в расчетных ведомостях.