• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 октября 2008 года  Дело N А27-8144/2008

резолютивная часть решения оглашена 23.10.2008г.

полный текст решения изготовлен 30.10.2008г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Обуховой Г.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Обуховой Г.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кора», г. Кемерово

к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области. г. Кемерово

3-е лицо: - администрация г. Кемерово

о признании незаконным решения об отказе в приватизации земельного участка

при участии представителей:

заявителя : Сизова Я.М. - по доверенности от 01.09.2008г. № Д-65/08 ( паспорт), Смекалиной Е.А. - по доверенности от 01.11.2007г. № Д-05/07 ( паспорт); Звекова А.В. - по доверенности от 28.07.2008г. №Д-59/08 ( паспорт)

КУГИ КО: Рудман К.Ю. по доверенности от 03.09.2008г. № 7-2-09/264 ( паспорт)

администрации: Володченко Н.С. - заведующего юридическим отделом управления архитектуры по доверенности от 27.12.2007г. № 01-30/2258 (сл. удостоверение).

Установил: общество с ограниченной ответственностью «Кора» ( далее ООО «Кора») обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области ( далее КУГИ Кемеровской области) в приватизации земельного участка площадью 1144,4кв.м . расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Ленинский район, пр. Ленина, дом. № 116, с кадастровым № 42:24:0201004:201 и просит обязать КУГИ КО направить в адрес ООО «Кора» в двухнедельный срок проект договора купли-продажи данного земельного участка.

Определением суда от 02.09.2008г. по ходатайству КУГИ Кемеровской области третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация города Кемерово.

Рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных доказательств.

Заявление мотивировано тем, что испрашиваемый земельный участок не относится к территории общего пользования, такого понятия как инженерно-транспортный коридор в действующем законодательстве не имеется, и отнесение его к землям общего пользования не правомерно. КУГИ КО также не доказал, что земельный участок входит именно в ту часть зоны ИТК, которая именуется как территория общего пользования. На территории общего пользования и земли, занятые линейными объектами не распространяются градостроительные нормы; администрации г. Кемерово не предоставлено право устанавливать новые виды зон с особыми условиями использования территорий. Установление красных линий не отнесено к генеральному плану, красные линии устанавливаются документацией, именуемой как проект детальной планировки, которые подлежат публичным обсуждениям, утверждению представительным органом местного самоуправления и опубликованию, проекты застройки также не являются документами, устанавливающими красные линии. Ссылаются на то, что градостроительный план должен пройти публичные слушания и быть опубликован, в противном случае можно сделать вывод, что градостроительный план отсутствует Полагают также, что статус земельного участка уже изменился, так как участок, на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности юридического лица, уже не может использоваться неограниченным кругом лиц. Кроме того, земельный участок может быть передан в собственность владельцу объекта недвижимости с установлением сервитута на места общего пользования.

КУГИ Кемеровской области в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованием не согласились, считают отказ законным и обоснованным. Указанным земельным участком пользуется неограниченный круг лиц, кроме того, на нем расположены линии электропередачи и линии связи, инженерные коммуникации; автомобильная дорога, тротуар, газоны.

Администрация г. Кемерово в отзыве и ее представитель в судебном заседании требование считают необоснованными, ссылаясь на то, что в 2003году при изготовлении проекта границ земельного участка для размещения общественного туалета было сразу оговорено, что земельный участок находится в муниципальном инженерно-транспортном коридоре и предоставляется без права приобретения в собственность, о чем руководитель ООО «Кора» уведомлен. Ссылается также на то, красные линии содержаться в градостроительном плане, иной акт, устанавливающий красные линии, не требуется. Определение инженерно-транспортного коридора содержится в Правилах землепользования и застройки в городе Кемерово.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «Кора», являясь собственником объекта недвижимости - отдельно стоящего здания общественного туалета общей площадью 119, 4 кв.м, расположенном по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, пр. Ленина, 116, 09.06.2008г. обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1144, 4 кв. м, кадастровый номер 42:24:0201004:201, на котором расположен объект недвижимости, в собственность.

Письмом от 02.07. 2008г. № 7-6-07/275 КУГИ Кемеровской области отказал в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Отказ обоснован тем, что испрашиваемый земельный участок , согласно предоставленному проекту границ. Находится за красной линией ( в муниципальном инженерно- транспортном коридоре).

Не согласившись с отказом Комитета в приватизации земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит, что отказ в предоставлении земельного участка не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Согласно ч.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другим объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В пункте 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. № 178-ФЗ содержится перечень земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению.

В частности, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования ( улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) и земельные участки земель, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004года красные линии- это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи ( в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

К территории общего пользования, в силу п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ 2004года, относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц ( в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В соответствии с ранее действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации 1998года, красные линии - это границы, определяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом, действующее законодательство не содержит закрытый перечень земельных участков, отнесенных к землям общего пользования, что следует из п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ.

Определение красных линий и земельных участков, относящихся к землям общего пользование в муниципальных образованиях, относится в силу действующего законодательства к полномочиям органов местного самоуправления.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что красные линии, в границах которых находится земельный участок, были установлены еще задолго до обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Согласно представленным КУГИ КО выкопировкам из генерального плана, испрашиваемый земельный участок находится за красной линией микрорайона № 14, в границах муниципального инженерно-транспортного коридора, отнесенного к территории общего пользования.

Как усматривается из материалов дела, о том, что земельный участок находится в муниципальном инженерно-транспортном коридоре и не может быть приобретен в собственность, заявитель был осведомлен в ноябре 2003года при установлении границ землепользования и условий землепользования. Схема генплана, с отражением границ землепользования приобщена заявителем ( л.д. 22).

Поскольку земельный участок находится за красной линией и относится к землям общего пользования, то он не может быть приватизирован в силу прямого указания закона.

Судом отклонены доводы представителя заявителя о сомнении, что представленные документы являются выкопировками из генерального плана, как не обоснованные.

Выкопировки соответствуют схеме генплана, представленной самим заявителем.

Кроме того, судом установлено, что заявитель уже обращался с заявлением о приватизации земельного участка в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, полномочным распоряжаться земельными участками города Кемерово до принятия Закона Кемеровской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области» № 108-ОЗ от 12.07.2006г., которым органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками на территории г. Кемерово, был признан Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области. Письмом КУМИ г. Кемерово от 26.01.2005года заявителю было отказано в приватизации земельного участка по тем же основаниям, что указаны и в письме КУГИ КО от 02.07.2008г.

Данный отказ заявителем был оспорен, решением суда от 26.09.2005г. по делу № А27-5606/2005-5. вступившем в законную силу, требование заявителя оставлено без удовлетворения. При этом в ходе рассмотрения данного дела также были представлены выкопировки ( фрагменты) генерального плана и оценены судом. Обстоятельства нахождения испрашиваемого земельного участка в границах земель общего пользования исследовались судом, и нашли свое подтверждение. Фрагменты генерального плана, представленные по делу № А27-5606/2005-5 и представленные по настоящему делу совпадают, сомнений в их достоверности и соответствии генеральному плану, у суда не имеется. Кроме того, отделение микрорайона от земель общего пользования красной линией подтверждается также копией схемы вертикальной планировки 10970 года, представленной администрацией города Кемерово.

Не приняты судом доводы заявителя и его представителей на незаконность введения администрацией такого понятия как инженерно-транспортный коридор как нового понятия территорий общего пользования.

Администрацией г. Кемерово не введено новое понятие территории общего пользования.

В инженерно- транспортный коридор в данном случае объединены граничащие друг с другом территории общего пользования, на которых расположены автомобильная дорога ( по ул. Волгоградской), пешеходная дорожка с березовой аллеей, линии электропередачи и линии связи. Данный факт является общеизвестным, Заявителем не отрицается, что непосредственно на испрашиваемом участке проходят линии электропередачи и линии связи, находятся смотровые канализационные колодцы.

Кроме того, не соответствуют фактическим обстоятельствам доводы заявителя о том, что данным земельным участком не пользуется неограниченный круг лиц.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости общественный туалет расположен на земельном участке площадью 275, 12 кв.м с кадастровым номером 42:24:020200:122. Остальная территория испрашиваемого земельного участка используется неограниченным кругом лиц для прохода и проезда к магазину «Кора», к жилым домам, расположенным за магазином. Данный факт является общеизвестным для жителей города Кемерово.

Кроме того, как уже указывалось судом, перечень земельных участков общего пользования, указанный в ст.28 Закона № 178-ФЗ и в ст.85 Земельного кодекса РФ, не является исчерпывающим, соединение земель, на которых расположены объекты общего пользования, в понятие инженерно-транспортного коридора, не противоречит действующему законодательству.

Признаны несостоятельными доводы представителя заявителя о том, что генеральные планы не содержат красные линии могут быть установлены только проектом детальной планировки или проектами планировки, которые подлежат публичному слушанию и утверждению, соответственно, представительным органом местного самоуправления или исполнительным органом местного самоуправления, со ссылкой на ответ директора института Кемеровогорпроекта от 09.10.2008г. , которым, по мнению представителя заявителя, подтвержден факт отсутствия красных линий.

Из письма Института Кемеровогорпроекта от 09.10.2008г. № 02-782 не усматривается вывод о том, что красные линии не установлены. При этом заявителю рекомендовано обратиться в Управление архитектуры и градостроительства г. Кемерово.

Суд указывает, что красные линии могут быть установлены только органами местного самоуправления, к которым институт Кемеровогорпроект не относится.

В соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98. утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике № 18-30 от 05.06. 1998г. красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно -транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях;- в земельном и градостроительном кадастрах;- на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения ( п.3.8)

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 ( п.4.1)

При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления ( п.4.4).

Таким образом, красные линии могут согласовываться как в генеральном плане, так и устанавливаться самостоятельным проектом. Только в случае разработки самостоятельного проекта красных линий он утверждается органом местного самоуправления.

Отражение красных линий в проекте застройки микрорайона № 14 , выполненном в 1970 году, а не в ПДП или ПП , также не противоречит действующему законодательству, с учетом того. он был утвержден до введения в силу законов и иных нормативных актов, на которые ссылается представитель заявителя. Ссылки заявителя на Градостроительный кодекс РФ 1998г. и 2004г. необоснованны, так как Генеральный план города Кемерово утвержден 28.03.1997года.

С учетом вышеизложенного как необоснованные отклонены и иные доводы заявителя, в том числе о том, что само нахождение объекта собственности заявителя на земельном участке свидетельствует о том, что данный участок не может быть территорией общего пользования.

Кроме того, что установление инженерно-транспортного коридора внесено в Правила землепользования и застройки в городе Кемерово решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.05.2008г., прошедшем соответствующие общественные слушания и опубликованном надлежащим образом, и не оспоренным в установленном порядке. В связи с чем, доводы заявителя о неприменении указанных Правил не обоснованы.

Кроме того, в соответствии с действующим гражданским законодательством и земельным законодательством, собственник объекта недвижимости ( здания, сооружения) имеет право на земельный участок, находящийся непосредственно под объектом недвижимости и необходимый для его использования.

Как уже указывалось судом объект недвижимости - отдельно стоящее здание общественного туалета общей площадью 119, 4 кв.м расположено на земельном участке площадью всего 275, 12 кв.м , однако, заявитель просит предоставить ему в собственность земельный участок в пять раз превышающий фактический участок, на котором расположен объект недвижимости - 1144, 4 кв.м . При этом заявитель не обоснован необходимость приобретения указанного участка.

Судом отклонены как необоснованные, доводы представителя заявителя о том, что границы участка определены непосредственно уполномоченным органом при передаче земельного участка в аренду именно для размещения общественного туалета, и установлены в кадастровом плане.

В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка с целью его приватизации определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также с учетом красных линий, границ смежных участков ( при их наличии), естественных границ земельного участка.

С учетом изложенного заявитель вправе и обязан был обратиться с заявлением об установлении границ и размера земельного участка, фактически находящегося под объектом недвижимости и необходимого для его использования.

В соответствии со ст.65 АПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В данном случае заявитель, оспаривая отказ КУГИ КО в приватизации земельного участка в размере 1144, 4 кв.м , документально не обосновал необходимость именно данного участка для использования объекта собственности размером 119, 4 кв.м. и право на приватизации участка в указанном размере.

При таких обстоятельствах суд признал, что отказ КУГИ КО в приватизации земельного участка не противоречит действующему законодательству, и не нарушает права и законные интересы заявителя в использовании объекта недвижимости и иные права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку судом заявителю отказано в удовлетворении заявленного требования, в силу ч.1 ст.110 АПК РФ за заявителем остаются расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь 167-176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Кора» в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в приватизации земельного участка площадью 1144,4кв.м . расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Ленинский район, пр. Ленина, дом. № 116. с кадастровым № 42:24:0201004:201 и об обязании КУГИ КО направить в адрес ООО «Кора» в двухнедельный срок проект договора купли-продажи данного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-8144/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 30 октября 2008

Поиск в тексте