АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 июня 2009 года  Дело N А27-8165/2009

Резолютивная часть решения объявлена 8 июня 2009 г. Полный текст решения изготовлен 8 июня 2009 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола судебного заседания судьей Драпезо В.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Кемеровохлеб», г. Кемерово

к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г. Кемерово

о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2009 №54/09/09 назначении административного наказания,

при участии:

от заявителя:  Волкова Е.В. - представитель по доверенности от 18.05.2009 б/н,

от департамента: Кокоулина А.Н. - главный специалист по доверенности от 23.01.2009, №38,

у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Кемеровохлеб» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2009 №54/09/09 назначении административного наказания.

Представитель Общества поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представитель Департамента возражал против заявленных требований.

В своем заявлении Общество указывает, что оспариваемым постановлением о назначении административного наказания Общество было признано виновным в совершении трех административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.1, частями 1 и 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), размер административного штрафа, в общей сложности, составляет 105 000 рублей, из содержания постановления невозможно установить, при назначении какого (каких) административных наказаний были учтены приведенные в нем смягчающие и отягчающие винцу обстоятельства.

Общество полагает, что согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ каждое правонарушение должно быть зафиксировано в отдельном протоколе. Поскольку, в рамках рассматриваемого административного дела, в одном протоколе были зафиксированы три разных правонарушения, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 №1097/08 по делу №А04-1113/07-1/122, данное обстоятельство следует считать существенным нарушением прав лица, привлекаемого к ответственности, что в соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» может являться основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого решения административного органа.

Кроме того, по мнению Общества в КоАП РФ содержатся два конкурирующих состава правонарушений, предусмотренных соответственно статьями 8.1 и 8.2. Из анализа содержания диспозиций указанных статей видно, что норма, содержащаяся в статье 8.2 КоАП РФ, должна рассматриваться как специальная по отношению к норме, содержащейся в статье 8.1 КоАП РФ. Поэтому квалификация, указанного в протоколе и в постановлении правонарушения, по статье 8.1 КоАП РФ неверна, так оно должно квалифицироваться по статье 8.2 КоАП РФ, что подтверждается указанной в заявлении практикой рассмотрения аналогичных споров федеральными арбитражными судами.

Основания заявленного требования были дополнены Обществом в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее  АПК РФ). Признавая, что составление одного протокола по фактам трех правонарушений, само по себе, не влечет признание недействительным вынесенного по результатам рассмотрения дела постановления, тем не менее, Общество считает, что в рассматриваемой ситуации это привело к существенному нарушению его прав. Нарушение прав Общества выразилось в том, что имело место неполное информирование Общества об объективной стороне вменяемых административных правонарушений, и в результате вынесения оспариваемого постановления на Общество был наложен штраф в непредусмотренном законом размере.

Сам факт совершения правонарушений Общество не оспаривает, иных процессуальных нарушений в процессе привлечения Общества к административной ответственности не усматривает.

Представитель Департамента указывает, что в процессе привлечения Общества к административной ответственности не было допущено процессуальных нарушений, вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного указанными в постановлении статьями КоАП РФ, доказана, административное наказание назначено как с учетом смягчающих, так и отягчающих вину Общества обстоятельств. Отягчающим вину обстоятельством является продолжение противоправного поведения, о чем свидетельствуют ранее выданные Обществу предписания относительно необходимости устранения аналогичных нарушений, на которые сделана ссылка в самом постановлении. Тот факт, что смягчающие вину Общества обстоятельства учтены при назначении наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, свидетельствует назначение наказания за указанное правонарушение в минимальном размере, что отражено в резолютивной части постановления.

Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.

На основании приказа Департамента от 23.03.2009 №54/09/09 в период с 01.04.2009 по 30.04.2009 проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности в отношении Общества.

По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения природоохранных требований №54/09/09, в котором отражены нарушения природоохранного законодательства. Акт был составлен в присутствии инженера Общества по экологии.

29.04.2009 Уведомлением №54/09/09 о назначении времени и места составления протокола Общество поставлено в известность о том, что 30.04.2009 с 10.00 до 11.00 по адресу: Кузнецкий проспект, 105, - состоится составление протокола, в связи с чем законный представитель Общества должен прибыть по указанному адресу. Данное Уведомление направлено Обществу факсом, что подтверждается отчетом об отправке.

На составлении протокола присутствовала заместитель генерального директора Общества Емельянова С.В., на которую приказом от 10.04.2009 №85/1 был возложен исполнение обязанностей генерального директора Общества. В протоколе имеется мнение законного представителя Общества о том, что объяснения будут даны позднее.

Определением от 30.04.2009, копия которого также вручена законному представителю Общества, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Общества назначено на 15.05.2009 в 14.00 по адресу: г. Кемерово, проспект Советский, 63, кабинет 228.

14.05.2009 Обществом представлены возражения.

15.05.2009 в присутствии законного представителя Общества - исполняющего обязанности генерального директора Емельяновой С.В., - вынесено постановление №54/09/09.

В постановлении отдельными разделами указаны и квалифицированы правонарушения, совершенные Обществом.

В качестве первого правонарушения, Обществу вменено осуществление деятельности по обращению с отходами на промышленных площадках в городах Кемерово и Белово в отсутствие разработанных нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение. Вина Общества состоит в том, что, начиная с 2006 года, оно не приняло всех зависящих от него мер для разработки проекта, разработки нормативов образования отходов и утверждения лимитов на их размещение. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Факт правонарушения не отрицается Обществом. Квалификация данного правонарушения осуществлена по статье 8.1 КоАП РФ.

В качестве второго правонарушения, Обществу вменено осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения на промышленной площадке в г. Белово от стационарных источников: производственный цех, гараж-стоянка. Указанные выбросы осуществляются Обществом без специального разрешения в нарушение статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 №313-ФЗ). Факт правонарушения не отрицается Обществом. Квалификация данного правонарушения осуществлена по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

В качестве третьего правонарушения Обществу вменяется нарушение условий специального разрешения на выброс загрязняющих веществ на промышленной площадке в г. Кемерово от стационарных источников: хлебопекарное производство, котельные, гараж-стоянки, ремонтно-механические мастерские, автозаправочная станция). Указанные выбросы осуществляются Обществом на основании разрешений №28атм/КЕМ, №64/атмКемД. Условиями действия указанных разрешений является производственный контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов на источниках выбросов согласно плану-графику контроля, согласованному в установленном порядке. В 2008 году и на дату составления протокола в 2009 году план-график отсутствовал, контроль не осуществлялся, что свидетельствует о наличии нарушений части 1 и 3 статьи 22, части 1 статьи 34, части 1 и 2 статьи 39, статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 и 5 статьи 14, статьи 25, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В постановлении также указано на отягчающие и смягчающие вину Общества обстоятельства.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с охраной окружающей среды, в том числе охраной атмосферного воздуха, и привлечением к административной ответственности за совершение правонарушений в указанной сфере общественных отношений, суд считает доказанным состав и событие административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.21 КоАП РФ, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности. В отношении правонарушения, квалифицированного по статье 8.1 КоАП РФ, суд считает подобную квалификацию ошибочной. Практика рассмотрения аналогичных споров судами апелляционной и кассационной инстанций исходит из того, что нарушения в сфере обращения с отходами в виде образования, использования и размещения образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, то суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

В связи с чем, рассматриваемое постановление о назначении административного наказания подлежит отмене в части признания Общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

Относительно вынесения одного протокола и одного постановления в рамках административного производства по нескольким правонарушениям суд полагает, что данное обстоятельство, хотя и является определенным нарушением процедурных требований в процессе административного производства, само по себе не свидетельствует о нарушении прав заявителя. Поскольку в процессе такого производства выявленные правонарушения были рассмотрены отдельно, по каждому из них законный представитель Общества мог дать необходимые пояснения, нет оснований говорить о том, что подобные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Следовательно, согласно пункту 10 названного выше постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, подобные нарушения не могут являться основанием для отмены указанного постановления о назначении административного наказания.

Указание в постановлении неверного названия отягчающего вину обстоятельства - повторность вместо продолжения противоправного деяния, - не отражается на полноте и объективности рассмотрения дела, не влияет на квалификацию деяния. Поскольку отягчающее вину обстоятельство в виде продолжения противоправного деяния действительно имело место в процессе совершения административных правонарушений, указанных в постановлении, о чем свидетельствуют ссылки на предписания Департамента о необходимости устранения аналогичных правонарушений, наказание должно было быть назначено с учетом последних. Кроме того,  из резолютивной части постановления видно, в отношении каких из указанных правонарушений применена повышенная санкция, что свидетельствует о назначении наказания с учетом отягчающих вину обстоятельств, а в отношении каких - санкция применена в минимальном размере, что свидетельствует об учете смягчающих вину обстоятельств.

Таким образом, поскольку заявитель не был лишен возможности защищать свои права и охраняемые законом интересы в процессе административного производства по указанному делу, нет оснований для отмены оспариваемого постановления в остальной части.

Руководствуясь  статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области  от 15.05.2009 №54/09/09 назначении административного наказания, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Кемеровохлеб», в части назначения наказания в размере 30000 рублей по статье 8.1 КоАП РФ.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья       В.Я. Драпезо

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка