• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 08 октября 2008 года  Дело N А27-8278/2008

Резолютивная часть решения оглашена : «08» октября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен : «08» октября 2008 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Петраковой С.Е.

при ведении протокола судебного заседания судьей Петраковой С.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Кемеровского муниципального района, г. Кемерово

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово

о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово от 22.05.2008 № 65

при участии :

от заявителя: Ковалева А.А. - начальник юридического отдела, доверенность от 25.12.2007 г.

от налогового органа: Мусохранова В.И. - начальник отдела, доверенность от 09.09.2008 № 16-04-12/120; Шальнева О.Е. - государственный налоговый инспектор юридического отдела, доверенность от 21.05.2007 № 16-04/21843

Установил: Администрация Кемеровского муниципального района, г. Кемерово обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления об уточнении требований) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» от 22.05.2008 № 65.

Определениями суда от 27.08.2008, 10.09.2008, 23.09.2008 рассмотрение спора откладывалось в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ откладывалось по ходатайствам заявителя в целях урегулирования спора и нормативного обоснования доводов.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала требования, изложенные в заявлении, мотивировав тем, что заявителем исполнены налоговые обязательства по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 30.11.2007 г.г. Представитель пояснила, что до 30.11.2007 г. Администрация Кемеровского муниципального района в качестве налогоплательщика и налогового агента была зарегистрирована и поставлена на налоговый учет в налоговой инспекции Кемеровского района, находящейся в г. Березовском. Поэтому налоги перечисляла по месту налогового учета. Никогда, никаких претензий от налоговых органов по порядку перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц в адрес Администрации не поступало.

Сославшись на то, что при заполнении платежных поручений на перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, налоговый агент правильно указал все необходимые реквизиты, полагала, что налоговый агент в полном объеме и своевременно выполнял налоговые обязательства. По мнению представителя, доначисление и предложение налоговой инспекции повторно перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц, не основано на нормах действующего налогового законодательства.

Представитель налогового органа в судебном заседании, возражал против доводов заявителя, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого решения.

По мнению представителя, в результате неверного указания налоговым агентом в платежных поручениях ОКАТО, налог на доходы физических лиц, подлежащий перечислению в бюджет г. Кемерово поступал в бюджет г. Березовского.

Сославшись на абзац 2 п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ, налоговый орган полагал, что налог на доходы физических лиц подлежал перечислению в бюджет г. Кемерово, то есть, по месту нахождения рабочих мест, расположенных по адресу : г. Кемерово, ул. Совхозная, 1а, которые должны были поставлены на учет, в качестве обособленного подразделения Администрации Кемеровского муниципального района.

Более подробно возражения изложены в отзыве.

Как следует из оспариваемого решения Администрация Кемеровского муниципального района Кемеровской области является исполнительно-распорядительным органом районного самоуправления, формируемым по профессиональному признаку, для осуществления функций управления социально-экономическими процессами развития района, зарегистрирована Межрайонной инспекцией МНС России № 13 по Кемеровской области 26.11.2002 г. (после реорганизации ИФНС № 12 по Кемеровской области).

Фактическим местом расположения Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области (Администрация) является здание, по адресу г. Кемерово, ул. Совхозная, 1А. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, адресом юридического лица значится г. Кемерово, ул. Совхозная, 1А.

Численность работающих лиц в Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц, составила в 2004 г. - 633 человек; в 2005 г. - 570 человек; в 2006 г. 745 человек.

03.12.2007 г. Администрация Кемеровского муниципального района Кемеровской области поставлена на учет в Инспекции ФНС России по г. Кемерово.

По результатам выездной налоговой проверки, в том числе, по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово принято решение о начислении Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области налога на доходы физических лиц в размере 6754931 руб. и пеней по данному налогу в размере 695896 руб.

Кроме того, как следует из решения налоговым органом установлен факт «излишнего перечисления налога на доходы физических лиц по месту регистрации Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области в г. Березовском МРИ ФНС России № 13 по Кемеровской области в сумме 6754931 руб. за проверяемый период с 01.01.2004 по 30.11.2007 г.г.».

Полагая, что у налогового органа отсутствовали законные основания для начисления Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области налога на доходы физических лиц в размере 6754931 руб. и пеней по данному налогу в размере 695896 руб., заявитель оспорил решение в суд.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучив письменные материалы и обстоятельства дела, суд согласился с доводами заявителя, исходя из следующего.

На основании пункта 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных отношений с 01.01.2004 по 31.12.2006 г.г.) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги (подпункт 1 пункта 3 той же статьи).

В действующей редакции, в том числе в период спорных отношений с 01.01.2007 по 30.11.2007 г.г. налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 24 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты, как следует из п. 4 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации ( в редакции действовавшей в период правоотношений до 01.01.2007) и в силу пункта 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налоговым агентом с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогового агента.

В редакции действующей после 01.01.2007 г. обязанность по уплате налога считается исполненной налоговым агентом, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, в том числе : с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подпункт 1 пункта 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Судом установлено, что в период с 01.01.2004 г. по 30.11.2007 Администрация Кемеровского муниципального района Кемеровской области состояла на налоговом учете в Межрайонной инспекции МНС России № 13 по Кемеровской области (МРИ ФНС № 12 по Кемеровской области).

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ представляла Межрайонную инспекцию МНС России № 13 по Кемеровской области (МРИ ФНС № 12 по Кемеровской области), то есть в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов.

И по платежным поручениям в период с 01.01.2004 по 30.11.2007 г.г., налоговым агентом в полном объеме, в бюджетную систему Российской Федерации перечислялся удержанный с физических лиц налог с доходов физических лиц. Данные обстоятельства документально подтверждены и отражены налоговым органом в лицевом счете Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области.

В соответствии с п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Поскольку заявитель в спорный период состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции МНС России № 13 по Кемеровской области (МРИ ФНС № 12 по Кемеровской области), полномочия которой осуществлялись в пределах территорий Кемеровского района, а затем, в результате реорганизации, в пределах Кемеровского района и г. Березовского, то, осуществляя перечисление налога по месту налогового учета - г. Березовский, налоговый агент действовал в порядке, предусмотренном действующим налоговым законодательством.

Довод налогового органа о том, что рабочие места, расположенные по адресу г. Кемерово, ул. Совхозная, 1А, фактически являются обособленным подразделением Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области, судом не принят как нормативно не обоснованный и документально не подтвержденный.

Ссылка налогового органа на абзац 2 п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ, в обоснование законности оспариваемого решения, судом не принимается исходя из следующего.

Действительно, согласно абзацам 2, 3 пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется, исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Однако, Администрация Кемеровского муниципального района Кемеровской области, юридический адрес которой, согласно Выписке из ЕГРЮЛ, значится как г. Кемерово, ул. Совхозная, 1А, зарегистрирована налоговым органом в качестве юридического лица, которому присвоен ОГРН юридического лица 1024202052049, ИНН юридического лица 4234002138; КПП юридического лица 420501001.

Согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным в момент его государственной регистрации.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях налогового законодательства признаются организациями.

Поскольку Администрация Кемеровского муниципального района Кемеровской области является юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, то в целях применения налогового законодательства, она относится к организации.

Вывод налогового органа о том, что факт регистрации юридического лица не по месту его фактического нахождения, автоматически «переводит» организацию в категорию обособленного подразделения организации не основан на нормах действующего федерального законодательства.

Оценивая законность оспариваемого решения, суд также находит необходимым указать следующее.

Как следует из буквального прочтения решения, налоговым органом предложено Администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области уплатить налог на доходы физических лиц в г. Кемерово в размере 6754931 руб.

Однако, согласно пункту 9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель документально подтвердил факт перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц в порядке установленном нормами действующего налогового законодательства, суд пришел к выводу о том, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» от 22.05.2008 № 65 не основано на законе.

В связи с этим, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора судом в соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на налоговый орган.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Администрации Кемеровского муниципального района, г. Кемерово удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» от 22.05.2008 № 65.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово в пользу Администрации Кемеровского муниципального района, г. Кемерово, ул. Совхозная, 1А судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

После вступления решения в законную силу Администрации Кемеровского муниципального района, г. Кемерово, ул. Совхозная, 1А выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья С.Е.Петракова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-8278/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 08 октября 2008

Поиск в тексте