АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2009 года  Дело N А27-8319/2009

Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2009 года.

Решение в  полном объеме изготовлено 20 августа 2009 года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи Семенычевой Е.И.,

при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Новожиловой И.А.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест», г. Новокузнецк

к Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, г. Кемерово

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области, г. Новокузнецк

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью «Машприбоинвест»: Гутова М.Г. - представителя, доверенность от 05.05.2009;

от Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области: Коростелевой И.А.- государственного налогового инспектора правового отдела, доверенность № 16-07-22 от 18.08. удостоверение;

от  Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области: н/я

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области № 292 от 15.05.2009 «об отмене решений налогового органа» и о взыскании судебных расходов.

Определением суда от 13.07.2009 производство по делу приостанавливалось  до вступления в законную силу судебного акта по делу № А27-7238/2009.

Определением суда от 10.08.2009 производство возобновлено.

В настоящее судебное заседание  третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области, своего представителя не направила.

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель заявителя в судебном заседании уточнил редакцию заявленных требований и отказался от требования о взыскании судебных расходов в размере 15000 рублей.

В обоснование заявленных требований представитель заявителя ссылается на вступивший в законную силу судебный акт по делу №А27- 7238/2009, поясняя, что с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и о внесении в ЕГРЮЛ изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика  были предоставлены достоверные сведения  об учредителе.  Ссылаясь на Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», представитель заявителя  полагает, что у Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области нет полномочий отменять решение налогового органа о государственной регистрации  внесения изменений в сведения о юридическом лице. Представитель заявителя также поясняет, что налоговым органом внесены изменения в отношении директора общества.

По мнению  представителя Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решение Управления законно и обосновано, поскольку оно было принято на основании документов имеющихся у  Управления.

Выслушав  представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора,  исследовав материалы и обстоятельства дела,  судом установлено следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» обратилось в Инспекцию с заявлениями по форме № Р14001 и  по форме № Р13001 и представило соответствующие документы. Указанные документы приняты регистрирующим органом.  В Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и о государственной  регистрации сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Обществу выданы  свидетельство от 21.01.2009 и свидетельство от 02.02.2009.

15 мая 2009 г. Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области  решением № 292  отменило  решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области от 21.01.2009 № 29 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» от 21.01.2009 № 28 и от 02.02.2009 № 56 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест».

Основанием для принятия Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решения № 292 от 15.05.2009, оспариваемого в рамках настоящего дела, явилось представление  Обществом с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка  Кемеровской области документов о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащих недостоверные сведения о руководителе и учредителе Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» - Шульгевич Н.С.

Довод представителя  заявителя о том, что у Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области отсутствуют полномочия по отмене решений налоговой  инспекции поскольку Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  не предусмотрена возможность такой отмены, судом отклонен как не основанный на нормах закона.

Из положений статей 1, 2 Федерального закона  от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», следует, что вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими. Действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими органами положений статьи 9 Закона Российской Федерации  от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации.

Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 21.03.2008 № 3175/08.

Но при этом суд отмечает, что согласно пункту 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются  Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с подпунктами  «д» и «л» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации к сведениям о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ, относятся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также сведения о лице (фамилия, имя, отчество и должность), имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В силу статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом № 129-ФЗ не предусмотрена возможность проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, которые представляются для государственной регистрации. Из содержания статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, несет заявитель, обратившийся в регистрирующий орган.

Исходя из содержания названной статьи, заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих органов по принятию решений об отказе в государственной регистрации. Перечень оснований, предусмотренный статьей 23 Закона о регистрации для отказа в государственной регистрации, расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пункту 4 статьи 9, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных данным Законом.

Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 18.12.2008 № 16208/08, от 22.12.2008 № 16635/08,  от 21.01.2009 № 325/09, от 03.02.2009 № 396/09, от 17.07.2009 № ВАС-8531/09.

Таким образом,  Инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области при представлении обществом всех предусмотренных Законом документов, правомерно приняла решение о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.  Оснований для отказа в государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице,  у  регистрирующего органа не было.

Поскольку суд пришел к выводу о правомерности принятых Инспекцией Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области решений, у Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области соответственно  не было правовых оснований для их отмены.

Довод представителя Управления о представлении Обществом в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка  Кемеровской области документов, содержащих недостоверные сведения  в отношении  учредителя Общества Шульгевич Н.С., судом отклонен, как противоречащий материалам дела.

В силу статьи 17 Закона в заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Производство по делу приостанавливалось  до вступления  в законную силу  решения по делу № А27- 7238/2009,  в котором суд признал  недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецку Кемеровской области № 350 от 21.04.2009 об отказе в государственной регистрации  изменений,  касающихся сведений о директоре общества, по мотиву принятия решения о назначении неуполномоченным лицом -  Шульгевич Н.С.

В решении от 01.07.2009 по делу № А27-7238/2009 суд, сославшись на договор  отчуждения доли в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» от 14.11.2008 между Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кузнецкий машиностроительный завод» и  Шульгевич Н.С., расписку Подборниковой Н.Н. пришел к выводу о документальном подтверждении факта приобретения Шульгевич Н.С. 100 процентов уставного капитала Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест».

Признав недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области № 350 от 21.04.2009  и обязав Инспекцию Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем регистрации (внесения в ЕГРЮЛ) сведений о назначении директором Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» Лобановой С.Н. суд  пришел к выводу о наличии полномочий у Шульгевич Н.С., как учредителя, для принятия решения о назначении Лобановой С.Н. на должность директора Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест».

Таким образом, обстоятельства достоверности сведений  в отношении  учредителя Шульгевич Н.С., были исследованы судом при рассмотрении дела № А27-7238/2009, и  в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего спора.

При изложенных обстоятельствах решение Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 15.05. 2009  № 292  об отмене  решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка от 21.01.2009 № 29 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест», от 21.01.2009 № 28 и от 02.02.2009 № 56 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» подлежит признанию недействительным.

Удовлетворяя требования заявителя, судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной заявителя платежным поручением № 115 от 21.05.2009, при обращении с заявлением, суд относит на Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.

В части отказа от требований о взыскании судебных расходов производство по делу подлежит прекращения.

Руководствуясь  пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями  101, 110,  167-170, 180, 181,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В части требования о взыскании судебных расходов в сумме 15000 рублей производство по делу подлежит прекращению.

В остальной части требование Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» удовлетворить.

Признать недействительным  решение Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от15.05.2009 № 292 «об отмене решения налогового органа».

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Машприборинвест» 2000 рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо в двух месячный срок с момента вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья   Е.И. Семенычева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка