• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 16 сентября 2009 года  Дело N А27-8321/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Плискиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павлюк В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Алди», г. Кемерово,

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово,

третьи лица: Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва,

Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово,

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя: Давыдова О.В. - представитель, доверенность от 09.01.2008 г.; ОлейниковА.В., представитель, доверенность от 09.02.2009г.

от заинтересованного лица Роснедвижимости: Пилипчук Н.С. - заместитель начальника отдела, доверенность № 02/09 от 11.01.2009 г.

третьи лица:

от Коллегии Администрации: Сергиенко О.Н. - представитель, доверенность №16-10/1433 от 05.03.2009г.

от ФГУП ФКЦ «Земля»: не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Алди», г. Кемерово (далее - заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - заинтересованное лицо, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401048:378, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. 3-я Нагорная, 93, площадью 9988 кв. метров в размере 32831954 руб. 32 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3287 руб. 14 коп. за кв.м.; об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения (в редакции заявления об уточнении требований от 12.08.2009г., принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 20.07.2009 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, привлечены Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово, и Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва.

Судебное разбирательство было отложено судом на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 13.08, 21.08, 27.08, 15.09.2009 г. для предоставления Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области дополнительных документов в обоснование возражений.

Заинтересованное лицо ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - ФГУП «ФКЦ Земля»), извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, доказательства уважительности причин неявки представителя не представило.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие представителя заинтересованного лица ФГУП «ФКЦ «Земля».

Представители заявителя в судебном заседании на требованиях настаивают, полагая, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401048:378, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. 3-я Нагорная, 93, площадью 9988 кв. метров (далее - земельный участок) в размере 32831954 руб. 32 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости по 9 виду разрешенного использования в размере 3287 руб. 14 коп. за кв.м.

Полагают, что при расчете удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка не были использованы сведения о рыночной стоимости аналогичных земельных участков, нарушена процедура сбора рыночной информации (пункт 4.2.2. технического задания к государственному контракту № 140 от 29.06.2007 г.), оценщиком применен только один фактор стоимости «Расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений», не отражающий в полной мере особенности расположения земельного участка заявителя. Поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в сумме 3287 руб. 14 коп. за кв.м. является недостоверным, действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, применившего его при определении кадастровой стоимости земельного участка заявителя, по мнению Общества, являются незаконными.

Считают, что при определении кадастровой стоимости земельного участка в размере 32831954 руб. 32 коп., а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3287 руб. 14 коп. за кв.м. были нарушены нормы статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316 (далее - Правила от 08.04.2000 г. № 316), Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. № 39 (далее - Методические указания от 15.02.2007 г. № 39), Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 215 (далее - Административный регламент от 28.06.2007 г. № 215).

Указание в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, нарушает права Общества, поскольку размер кадастровой стоимости является основой для определения выкупной цены земли, а также налоговой базой для исчисления земельного налога.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возразила, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя, а также размер удельного показателя земельного участка по 9 виду разрешенного использования определены в соответствии с действующим законодательством, с использованием сведений о рыночной стоимости земельных участков, с соблюдением процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель. Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в отзыве, дополнительном отзыве на заявление.

Представитель третьего лица - Коллегии Администрации Кемеровской области - также против удовлетворения требований возразила, поддержав доводы представителя Управления Роснедвижимости по Кемеровской области. Отметила также, что удельные показатели кадастровой стоимости, в том числе оспариваемый заявителем, утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 519.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Алди» является собственником производственной базы, расположенной по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. 3-я Нагорная, 93, что подтверждается договором купли-продажи от 10.12.2007 г., свидетельством о государственной регистрации права серии 42АВ № 801452 от 15.07.2008 г.

По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 520, кадастровая стоимость земельного участка заявителя (5 вид разрешенного использования) определена в сумме 45499063 руб. 81 коп.

Распоряжением Администрации города Кемерово от 31.10.2008 г. № 5095, с учетом изменений, внесенных Распоряжением Администрации города Кемерово от 02.03.2009 г. № 632) утвержден проект границ земельного участка площадью 9989 кв.м., расположенного по вышеназванному адресу и занятого складской базой, проходной. Данным распоряжением изменен вид разрешенного использования с 5 на 9.

В целях оформления прав на земельный участок заявитель обратился в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, которое предоставило Обществу кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра недвижимости) от 24.03.2009 г. №4200/001/09-65074. Из содержания выписки следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401048:378, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. 3-я Нагорная, 93, площадью 9988 кв. метров определена в размере 32831954 руб. 32 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - в размере 3287 руб. 14 коп. за кв.м.

Как следует из пояснений представителя Управления, а также акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 02.03.2009 г., кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N222), путем умножения площади земельного участка 9988 кв.м. на значение удельного показателя кадастровой стоимости по 9 виду разрешенного использования в размере 3287 руб. 14 коп. за кв.м. Размер удельного показателя кадастровой стоимости утвержден Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.208 г. № 519.

Законность действий Управлений Роснедвижимости по Кемеровской области по расчету кадастровой стоимости с использованием Методических указаний от 12.08.2006 г. № 222 заявитель в настоящем судебном заседании не оспаривает.

Полагая, что размер удельного показателя кадастровой стоимости определен без учета рыночной стоимости земельного участка заявителя и рыночной стоимости аналогичных земельных участков, а также, что при его определении были нарушены требования законодательства, а также права заявителя, ООО «Алди» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав пояснения представителей сторон и Коллегии Администрации Кемеровской области, ознакомившись с отзывом ФГУП «ФКЦ «Земля», оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Законом Кемеровской области от 31.01.2002 N 5-ОЗ "Об установлении цены при продаже земельных участков" определено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Кемеровской области коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, до 01.01.2010 г. осуществляется по цене, кратной кадастровой стоимости земельного участка либо ставке земельного налога за единицу площади земельного участка.

Как установлено статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Пунктом 5 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Согласно пункту 11 Правил, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель от 08.04.2000 г. № 316 Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно пункту 4 Административного регламента от 28.06.2007 г. № 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, согласно пункту 9.5 Административного регламента производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка).

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.

После чего, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Административного регламента от 28.06.2007 г. № 215).

Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение (пункт 11.2 Административного регламента).

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации ( пункт 11.1 Административного регламента).

Как следует из материалов дела, 29 июня 2007 г. между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области и Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» был заключен государственный контракт № 140 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области.

В результате проведения работ ФГУП «ФКЦ «Земля» составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - Отчет).

Согласно Отчету, средний уровень кадастровой стоимости земельных участков, входящих в кадастровый квартал 42:24:0401048 по 9 виду разрешенного использования составил 3287 руб. 14 коп.

Письмом от 06.11.2008 г. № 1-09/2340-К Отчет направлен руководителю Управления Роснедвижимости по Кемеровской области.

Факт проведения предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие техническому заданию подтвержден протоколом предварительной проверки от 11.11.2008 г., в соответствии с которым установлено, что Отчет представлен по типовой форме, в количестве и с приложениями, в том числе в электронном виде, согласно условиям технического задания, и сделан вывод, что Отчет соответствует условиям Технического задания.

Проверка Отчета на соответствие Методическим указаниям от 15.02.2007 N 39 проведена. Согласно письму от 24.11.2008 г. № МП/0242 «О проведении проверки», Роснедвижимость рассмотрело отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, представленный Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области с письмом от 11.11.2008 г. № 07/21-4215, направило акт проверки и сведения о результатах государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. № 519 утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. №520 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области (кадастровая стоимость земельных участков).

Проверка результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных Коллегией Администрации Кемеровской области, на соответствие результатам государственной кадастровой оценки, представленным на утверждение, отражены в протоколе проверки № 1 от 01.12.2008 г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области проведена с соблюдением установленной Административным регламентом процедуры.

Относительно расчета удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3287 руб. 14 коп. за кв.м. суд отмечает следующее.

Согласно пункту 1.4 Методических указаний от 15.02.2007 г. N 39, определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 Методических указаний (в числе которых, согласно пункту 1.2.9, перечислены и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:

- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (пункт 2.2.2);

- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (пункт 2.2.3);

- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов (пункт2.2.4);

- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости (пункт 2.2.5);

- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов (пункт 2.2.6);

- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Таким образом, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основе построения статистических моделей, которые определяются, в том числе, с учетом статистического анализа рыночных цен.

При определении удельного кадастрового показателя ФГУП «ФКЦ «Земля» были построены статистические модели, о чем свидетельствует следующее.

Состав факторов стоимости применительно к земельным участкам, расположенным на территории Кемеровской области и предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (9 вид разрешенного использования) утвержден на заседаниях областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области. Состав факторов стоимости для земельных участков 9 вида разрешенного использования определен в Таблице № 1 «Состав факторов стоимости земельных участков» Приложения № 7 к Отчету и включает 29 факторов стоимости.

Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников: государственный земельный кадастр; государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. При составлении Отчета в распоряжение оценщика была предоставлена информация о характеристиках земельных участков (Таблица 02 «Перечень источников информации о факторах стоимости земельных участков» Приложения № 7 к Отчету).

Для населенного пункта - г. Кемерово - определена 5 группа (таблица № 5 «Описание групп вида разрешенного использования»). Фактор стоимости применительно к 5 группе определен оценщиком один - «Расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений» (таблица № 18 «Факторы стоимости, выбранные для построения моделей» Приложения 7).

Довод заявителя о том, что оценщиком необоснованно применен только один фактор стоимости «Расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений», не отражающий в полной мере особенности расположения земельного участка заявителя, судом не принят. Заявителем не представлено обоснования, в соответствии с которым оценщик обязан был использовать какой-либо иной фактор стоимости, либо несколько. Принципы выбора фактора стоимости в Методических указаниях от 15.02.2007 № 39, иных нормативных правовых актах не определены.

Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов, как следует из пункта 2.2.5 Методических указаний от 15.02.2007 N 39, осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

Суду предоставлены доказательства использования ФГУП «ФКЦ «Земля» рыночной информации при составлении Отчета: сведения об этом содержатся на страницах 54, 56, 57, 58, 73 Тома 1 Отчета, а также в отчете №1/ГКР/140-025д «Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных здания, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу: РФ, Кемеровской области, г. Кемерово» по состоянию на 01.01.2007 г., выполненном Обществом с ограниченной ответственностью «Группа комплексных решений». Общество с ограниченной ответственностью «Группа комплексных решений» привлечено для проведения оценки ФГУП «ФКЦ «Земля» в рамках исполнения Государственного контракта от 29.07.2007г. № 140.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проведен ее статистический анализ (таблица № 16 «Статистический отчет о рыночной информации в сформированных группах» Приложения 3 7 к Отчету).

Таким образом, судом установлено, что при составлении Отчета были использованы сведения о рыночной стоимости земельных участков и был проведен статистический анализ рыночной информации.

Довод заявителя о том, что при составлении Отчета состав используемой информации, ее объем, выбор источников рыночной информации и порядок использования информации, в нарушение пункта 4.2.2. Технического задания к Государственному контракту № 140 от 29.06.2007 г., не был согласован оценщиком с органом исполнительной власти Кемеровской области и Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области как основание для признания незаконными действий Управления судом не принимается.

Заявитель не представил суду правового обоснования данного довода, не указал, каким нормативным правовым актом предусмотрена обязанность оценщика производить указанное согласование, и, соответственно, какому нормативному правовому акту не соответствуют действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области. Тот факт, что данная обязанность установлена условиями Технического задания, свидетельствует о наличии договоренности между сторонами в рамках гражданско-правового обязательства, ее неисполнение может влечь гражданско-правовую ответственность.

В соответствии с пунктом 2.2.6 Методических указаний от 15.02.2007 N 39, для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков. Построенная статистическая модель расчета кадастровой стоимости должна удовлетворять допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида.

Как установлено судом, при составлении Отчета использовались сведения о рыночной стоимости земельных участков, производился выбор статистической модели (страницы 54 Отчета, таблица № 19 «Проверка статистической значимости моделей на обучающей выборке», «анализ качества моделей», таблица № 20 «Информация об объектах обучающей выборки», таблица № 21 «Информация об объектах контрольной выборки», таблица № 22 «результат отбора моделей», таблица № 23 «выбор наиболее качественной модели», таблица № 24 «выбор наиболее качественной модели», таблица № 26 «Перечень моделей, отобранных для расчета кадастровой стоимости» Приложения № 7 к Отчету). Для группы 5 выбрана экспоненциальная модель расчета кадастровой стоимости.

Доказательств, подтверждающих незаконность выбора и неправомерность применения избранной модели, заявителем не представлено.

Более того, учитывая, что представлен акт проверки Отчета, утвержденный надлежащим образом Роснедвижимостью, у суда нет оснований сомневаться в достоверности Отчета, в том числе произведенного расчета оспариваемого заявителем удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3287 руб. 14 коп. за кв.м.

Суд отклоняет довод заявителя о несоответствии Отчета требованиям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации на основании следующего.

Как следует из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Как установлено судом, при составлении Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области использовалась информация о рыночной стоимости земельных участков. Учитывая, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не определяет конкретный размер процентного соотношения и не содержит сведений о том, что при этом кадастровая стоимость не может быть менее рыночной стоимости, суд не находит оснований для признания оспариваемого удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка недостоверным.

Также суд отмечает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401048:378, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Кемерово, Рудничный район, ул. 3-я Нагорная, 93, площадью 9988 кв. метров с целью определения кадастровой стоимости земельного участка, уполномоченными органами не определялась, следовательно, с учетом буквального толкования пунктов 2,3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, процентное соотношение стоимости в данном случае также не определяется.

Отчет о рыночной стоимости земельного участка № 26.03, выполненный ООО «Аудитюрсервис», суд не принимает в качестве надлежащего доказательства по делу на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Пунктом 5 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255, установлено, что при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что понятие кадастровой стоимости отлично от понятия рыночной стоимости. Также порядок определения рыночной стоимости отличается от порядка определения кадастровой стоимости, что следует из анализа положений Методических указаний от 15.02.2007 N 39.

Кроме того, рыночная стоимость земельного участка определена ООО «Аудитюрсервис» по состоянию на 13.04.2009 г., т.е. на иную дату, чем дата определения кадастровой стоимости согласно Отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (01.01.2007 г.).

При таких обстоятельствах суд не принимает в качестве надлежащего доказательства отчет ООО «Аудитюрсервис» по состоянию на 13.04.2009 г. Иных доказательств нарушения прав заявителя, связанных с необоснованностью расчета кадастровой стоимости земельного участка заявителя, суду не представлено.

Рассматривая довод заявителя о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в связи с применением в расчете удельного показателя кадастровой стоимости, суд также учитывает следующее.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель от 08.04.2000 г. № 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно Методическим указаниям от 15.02.2007г. № 39, разделу 11 Административного регламента, при определении кадастровой стоимости земельных участков принимаются во внимание утвержденные в установленном порядке удельные показатели кадастровой стоимости. Возможность применения неутвержденных исполнительным органом субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. № 519 утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. №520 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области (кадастровая стоимость земельных участков).

В соответствии со статьей 9 Закона Кемеровской от 09.03.2005 N 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области» акты Коллегии Администрации Кемеровской области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны к исполнению в Кемеровской области. Коллегия Администрации Кемеровской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Кемеровской области и законов Кемеровской области издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный правовой характер, издаются в форме постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области.

Таким образом, постановления Коллегии Администрации Кемеровской области обязательны для исполнения на территории Кемеровской области. Доказательств отмены данных нормативных правовых актов либо признания их недействительными заявителем в материалы дела не представлено.

В связи с этим, поскольку результат государственной кадастровой оценки (в том числе в виде среднего уровня кадастровой стоимости) утвержден обязательным для исполнения, не обжалованном в установленном порядке постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 519 от 27.11.2008г., принятым в рамках предоставленных этому органу исполнительной власти Кемеровской области полномочий, вывод о недостоверности удельного показателя кадастровой стоимости, без признания недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 519 в соответствующей части не повлечет необходимых правовых последствий для заявителя и не приведет к восстановлению его прав.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Алди», г. Кемерово, оставить без удовлетворения.

Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Е.А. Плискина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-8321/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 16 сентября 2009

Поиск в тексте