АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 сентября 2009 года  Дело N А27-8321/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Плискиной Е.А.,

при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Павлюк В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Алди», г. Кемерово,

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово,

третьи лица: Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва,

Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово,

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя: Давыдова О.В. - представитель, доверенность от 09.01.2008 г.; ОлейниковА.В., представитель, доверенность от 09.02.2009г.

от заинтересованного лица Роснедвижимости: Пилипчук Н.С. - заместитель начальника отдела, доверенность № 02/09 от 11.01.2009 г.

третьи лица:

от Коллегии Администрации: Сергиенко О.Н. - представитель, доверенность №16-10/1433 от 05.03.2009г.

от ФГУП ФКЦ «Земля»: не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Алди», г. Кемерово (далее - заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - заинтересованное лицо, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401048:378, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. 3-я Нагорная, 93, площадью 9 988 кв. метров в размере 32 831 954 руб. 32 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 287 руб. 14 коп. за кв.м.; об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения (в редакции заявления об уточнении требований от 12.08.2009г., принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 20.07.2009 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица,  привлечены Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово, и Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва.

Судебное разбирательство было отложено судом на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 13.08, 21.08, 27.08, 15.09.2009 г. для предоставления Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области дополнительных документов в обоснование возражений.

Заинтересованное лицо ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - ФГУП «ФКЦ Земля»), извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, доказательства уважительности причин неявки представителя не  представило.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  суд находит возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие представителя заинтересованного лица ФГУП «ФКЦ «Земля».

Представители заявителя в судебном заседании на требованиях настаивают, полагая, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401048:378, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. 3-я Нагорная, 93, площадью 9 988 кв. метров (далее - земельный участок) в размере 32 831 954 руб. 32 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости по 9 виду разрешенного использования в размере 3 287 руб. 14 коп. за кв.м.

Полагают, что при расчете удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка не были использованы сведения о рыночной стоимости аналогичных  земельных участков, нарушена процедура сбора рыночной информации (пункт 4.2.2. технического задания к государственному контракту № 140 от 29.06.2007 г.), оценщиком применен только один фактор стоимости «Расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений», не отражающий в полной мере особенности расположения земельного участка заявителя. Поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в сумме  3 287 руб. 14 коп. за кв.м. является недостоверным, действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, применившего его при определении кадастровой стоимости земельного участка заявителя, по мнению Общества, являются незаконными.

Считают, что при определении кадастровой стоимости земельного участка в размере 32 831 954 руб. 32 коп., а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 287 руб. 14 коп. за кв.м. были нарушены нормы статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской  Федерации от 08.04.2000 г. № 316 (далее - Правила от 08.04.2000 г. № 316), Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. № 39 (далее - Методические указания от 15.02.2007 г. № 39), Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 215 (далее - Административный регламент от 28.06.2007 г. № 215).

Указание в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, нарушает права Общества, поскольку размер кадастровой стоимости является основой для определения выкупной цены земли, а также налоговой базой для исчисления земельного налога.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возразила, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя, а также размер удельного показателя земельного участка по 9 виду разрешенного использования определены в соответствии с действующим законодательством, с использованием сведений о рыночной стоимости земельных участков, с соблюдением процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель. Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в отзыве, дополнительном отзыве на заявление.

Представитель третьего лица - Коллегии Администрации Кемеровской области - также против удовлетворения требований возразила, поддержав доводы представителя Управления Роснедвижимости по Кемеровской области. Отметила также, что удельные показатели кадастровой стоимости, в том числе оспариваемый заявителем, утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 519.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Алди» является собственником  производственной базы, расположенной по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. 3-я Нагорная, 93, что подтверждается договором купли-продажи от 10.12.2007 г., свидетельством о государственной регистрации права серии 42АВ № 801452 от 15.07.2008 г.

По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 520, кадастровая стоимость земельного участка заявителя (5 вид разрешенного использования) определена в сумме 45 499 063 руб. 81 коп.

Распоряжением Администрации города Кемерово от 31.10.2008 г. № 5095, с учетом изменений, внесенных  Распоряжением Администрации города Кемерово от 02.03.2009 г. № 632) утвержден проект границ земельного участка площадью 9989 кв.м., расположенного по вышеназванному адресу и занятого складской базой, проходной. Данным распоряжением изменен вид разрешенного использования с 5 на 9.

В целях оформления прав на земельный участок заявитель обратился в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, которое предоставило Обществу кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра недвижимости) от 24.03.2009 г. №4200/001/09-65074. Из содержания выписки следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401048:378, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Рудничный район, ул. 3-я Нагорная, 93, площадью 9 988 кв. метров определена в размере 32 831 954 руб. 32 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - в размере 3 287 руб. 14 коп. за кв.м.

Как следует из пояснений представителя Управления,  а также акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 02.03.2009 г., кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N222), путем умножения площади земельного участка 9 988 кв.м. на значение удельного показателя кадастровой стоимости по 9 виду разрешенного использования в размере 3287 руб. 14 коп. за кв.м. Размер удельного показателя кадастровой стоимости утвержден Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.208 г. № 519.

Законность действий Управлений Роснедвижимости по Кемеровской области по расчету кадастровой стоимости с использованием Методических указаний от 12.08.2006 г. № 222 заявитель в настоящем судебном заседании не оспаривает.

Полагая, что размер удельного показателя кадастровой стоимости определен без учета рыночной стоимости земельного участка заявителя и рыночной стоимости аналогичных земельных участков, а также, что при его определении были нарушены требования законодательства, а также права заявителя, ООО «Алди» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав пояснения представителей сторон и Коллегии Администрации Кемеровской области, ознакомившись с отзывом ФГУП «ФКЦ «Земля», оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Законом Кемеровской области от 31.01.2002 N 5-ОЗ  "Об установлении цены при продаже земельных участков" определено, что продажа земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Кемеровской области коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, до 01.01.2010 г. осуществляется по цене, кратной  кадастровой стоимости земельного участка либо ставке земельного налога за единицу площади земельного участка.

Как установлено статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Пунктом 5 Правил  установлено, что государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Согласно пункту 11 Правил, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель от 08.04.2000 г. № 316 Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 215 утвержден  Административный  регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно пункту 4 Административного регламента от 28.06.2007 г. № 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, согласно пункту 9.5 Административного регламента производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка).

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой  оценки земель.

Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель,  результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.

После чего,  органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Административного регламента от 28.06.2007 г. № 215).

Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение (пункт 11.2 Административного регламента).

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации ( пункт 11.1 Административного регламента).

Как следует из материалов дела, 29 июня 2007 г. между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области и Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» был заключен государственный контракт № 140 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области.

В результате проведения работ ФГУП «ФКЦ «Земля» составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - Отчет).

Согласно Отчету, средний уровень кадастровой стоимости земельных участков, входящих в кадастровый квартал 42:24:0401048 по 9 виду разрешенного использования составил 3287 руб. 14 коп.

Письмом от 06.11.2008 г. № 1-09/2340-К Отчет направлен руководителю Управления Роснедвижимости по Кемеровской области.

Факт проведения предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие техническому заданию подтвержден протоколом предварительной проверки от 11.11.2008 г., в соответствии с которым установлено, что Отчет представлен по типовой форме, в количестве и с приложениями, в том числе в электронном виде, согласно условиям технического задания, и сделан вывод, что Отчет соответствует условиям Технического задания.

Проверка Отчета на соответствие Методическим указаниям от 15.02.2007 N 39 проведена. Согласно письму от 24.11.2008 г. № МП/0242 «О проведении проверки»,  Роснедвижимость  рассмотрело отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, представленный Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области с письмом от 11.11.2008 г. № 07/21-4215, направило акт проверки и сведения о результатах государственной кадастровой оценки земель.