АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 октября 2011 года  Дело N А27-8364/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 24 октября 2011 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Дикаревой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СМЦ», г. Новокузнецк

к государственному казенному учреждению Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», г. Кемерово

о признании недействительными расчетов платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам,

и по встречному исковому заявлению государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», г. Кемерово

к обществу с ограниченной ответственностью «СМЦ», г. Новокузнецк

о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам, в размере 76 282 руб.,

при участии:

от ООО «СМЦ» - Воробьева А.А., представителя по доверенности от 01.08.2011 № 12/2011, паспорт;

от ГКУ «Дирекция автомобильных дорог» - Дягилева А.В., ведущего юрисконсульта, доверенность от 20.07.2011 № 1686-юр, паспорт;

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «СМЦ», г. Новокузнецк (далее - ООО «СМЦ», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к государственному казенному учреждению Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», г. Кемерово (далее - ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса», ответчик) о признании недействительным расчетов платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межрегионального значения Кемеровской области от 27.05.2011 № 141, 142.

Требования мотивированы тем, что 27.05.2011 отделом весового контроля ГУК КО «Дирекция единого заказчика» произведено взвешивание транспортных средств истца - Volvo, государственный номер Р470ОО42, с цистерной ГрАЗ, государственный номер АК 7734 42 и Volvo, государственный номер Р471ОО42, с цистерной ГрАЗ, государственный номер АК 7733 42, с нарушениями, противоречащими правилам эксплуатации автомобильных весов RW-H. По результатам взвешивания составлены расчеты платы неправомерно.

17 августа 2011 года ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса» подало встречное исковое заявление о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межрегионального значения Кемеровской области в размере 76 282 руб.

Определением от 24.08.2011 встречное исковое заявление принято для совместного рассмотрения с первоначальным иском.

Определением суда от 24.08.2011 подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству в порядке статей 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ на 20.09.2011.

В судебном заседании 20.09.2011 представитель ООО «СМЦ» ходатайствовал об уточнении правового основания и предмета заявленных требований, просил признать недействительными расчеты платы от 27.05.2011 № 141, 142 и обязать ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса» исключить из лицевого счета ответчика начисленные санкции по данным расчетам.

Так как истцом заявлено новое требование, т.е. одновременно изменен и предмет, и основание иска, что противоречит пункты 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ходатайство в данной части судом отклонено.

В качестве правового основания истец сослался на статьи 12, 14 Гражданского кодекса РФ, указав, что истец вынужден обратиться в арбитражный суд для самозащиты нарушенного права во избежание взыскания неправомерно начисленных штрафных санкций.

Протокольным определением от 20.10.2011 судебное разбирательство отложено на 18.10.2011.

Представитель ООО «СМЦ» поддержал первоначальные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнении к иску.

Представитель ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса» первоначальный иск не признал, указав, что расчет платы не обладает признаками нормативного правового акта; решения мировых судей по делам об административных правонарушениях не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора; настаивал на встречных исковых требованиях.

Представитель ООО «СМЦ» встречные исковые требования оспорил, сославшись на несоблюдение претензионного порядка урегулирования спора, поскольку акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

Более подробно позиции сторон изложены в письменных отзывах и пояснениях, приобщенных к материалам дела.

Заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев представленные документы, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 27 мая 2011 года на 229 километре автомобильной дороги Новосибирск- Ленинск-Кузнецкий- Кемерово- Юрга инспекторами ДПС произведено взвешивание принадлежащих ООО «СМЦ» бензовозов Volvo, государственный номер Р470ОО42, с цистерной ГрАЗ, государственный номер АК 7734 42 и Volvo, государственный номер Р471ОО42, с цистерной ГрАЗ, государственный номер АК 7733 42.

Взвешивание производилось весами автомобильными статическими RW-15P № 080532954 (свидетельство о поверке № 13343, дата поверки - 10.08.2010).

По результатам взвешивания выявлено превышение допустимых осевых нагрузок.

В отношении водителей транспортных средств Акулова Андрея Петровича, Савинова Андрея Владимировича составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.КоАП (42 МА № 540189, 42 МА № 549708).

Отделом весового контроля ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса» составлены расчеты платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области (по форме, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2010 № 431), в которых начислена плата в счет возмещения вреда: от 27.05.2011 № 141 - в размере 38 141 руб., от 27.05.2011 № 142 - в размере 38 141 руб.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Статьей 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.

Согласно статье 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934.

Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Пунктом 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств (пункт 4 Правил N 934).

В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции N 1146 тяжеловесный груз - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенный в разделе I Приложения 1. Таким образом, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам, понятие тяжеловесного груза включает и транспортные средства, масса которого без груза превышает установленные Инструкцией  № 1146 параметры.

В соответствии с пунктами 1.4, 1.5. Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утверждённой Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.08.1996 № 1146 крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, правил перевозки грузов, и дополнительных требований, изложенных в инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.  Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений. Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным разрешением на перевозку.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность грузоперевозчиков, получать специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, которые выдаются при условии внесения платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление от 01.10.2010 N 431 (ред. от 02.08.2011) «О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области».

В вышеуказанном документе указано, что предельно допустимая осевая нагрузка на каждую ось транспортного средства определяется согласно Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.96.

Суд признает необоснованным довод ООО «СМЦ», что основанием для внесения платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области является акт о превышении транспортным средством параметров, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.96, поскольку постановление АКО от 01.10.2010 № 431, действующее в момент возникновения спорных отношений, составление данного документа не требует.

Статьей 12.21.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрено, перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Заводского района г. Новокузнецка по делу № 4-544/11 от 29.08.2011, вступившем в законную силу 13.09.2011, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акулова Андрея Петровича в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Центрального района г. Новокузнецка по делу № 5-387/2011 от 12.09.2011 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Савина Анатолия Владимировича по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения. Постановление вступило в законную силу 21 сентября 2011 года.

В вышеуказанных судебных актах установлено, что взвешивание производилось с нарушением Руководства по эксплуатации весов автомобильных RW-P.

С учетом содержания указанных постановлений мировых судей, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ООО «СМЦ» платы за провоз тяжеловесного груза в сумме 76 282 руб., начисленной в расчетах от 27.05.2011 № 141, 142.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

По правилам указанной нормы, доводы ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса» о том, что обстоятельства, установленные в постановлениях мировых судей по делам об административных правонарушениях, не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, следует признать обоснованными.

Помимо расчетов от 27.05.2011 № 141, 142, в подтверждение факта провоза тяжеловесного груза ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса» представило в материалы дела квитанции о результатах взвешивания транспортных средств, принадлежащих ООО «СМЦ» и фотоматериалы  по факту взвешивания.

Вместе с тем, данные документы нельзя признать достаточными доказательствами, положенными в основание встречного иска обстоятельств.

Несмотря на то, что вышеперечисленные постановления мировых судей не имеют преюдициального значения при разрешении настоящего спора, суд считает возможным принять их во внимание, поскольку они содержат выводы об обстоятельствах, имеющих значение для настоящего дела, в том числе с целью исключить возможность принятия противоречащих друг другу судебных актов.

Поскольку ООО «СМЦ» заявляло возражения относительно нарушения порядка взвешивания, установленного Руководством по эксплуатации весов автомобильных RW-P, суд исходит из того, что в материалы дела не представлено достаточных доказательств, позволяющих прийти к однозначному выводу о нарушении ООО «СМЦ» предельно допустимой осевой нагрузки и наличии оснований для взыскания с ответчика платы за провоз тяжеловесного груза.

В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении встречных исковых требований  ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса».

Вместе с тем, суд не усматривает оснований и для удовлетворения и первоначального иска ООО «СМЦ».

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

По смыслу статей 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ расчет платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межрегионального значения Кемеровской области, составленный ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса» по форме, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2010 № 431, по своей правовой природе имеет констатирующий, а не властный, обязывающий характер. В нем отражаются результаты взвешивания транспортного средства и выявленные нарушения и  производится соответствующий расчет платы. Оспариваемые расчеты не содержат обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия. В связи с этим такой акт не может нарушать права и интересы ООО «СМЦ».

В уточнении правового основания иска ООО «СМЦ» указало, что, заявляя первоначальный иск, выбрало самозащиту как способ защиты нарушенных прав.

Однако суд пришел к выводу, что истцом выбран неправильный способ защиты гражданских прав, поскольку самозащита не предполагает обращения в судебные  либо иные государственный органы.

Таким образом, данный спор неподведомственен арбитражному суду,  производство по первоначальному иску подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В силу пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение первоначального иска подлежит возврату ООО «СМЦ».