АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 сентября 2010 года  Дело N А27-8381/2010

резолютивная часть решения объявлена  «01»  сентября  2010г.




полный текст решения изготовлен  «08» сентября 2010г.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи Обуховой Г.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Обуховой Г.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества  с ограниченной ответственностью  Медицинский центр «Медпроф», г. Кемерово

к Управлению лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области,  г. Кемерово

о признании незаконными действий  и ненормативных правовых актов

при участии представителя заявителя  - Попка Л.С. ( доверенность от 31.05.2010г., паспорт); представителя Управления - Гребенщиковой Е.И. ( доверенность  от 30.06.2010г. № 3, паспорт)

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью Медицинский центр «Медпроф» (далее - ООО МЦ «Медпроф», Медицинский центр, заявитель) обратилось с заявлением о признании  незаконными действий Управления лицензирования  медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области, выразившихся:  в проведении внеплановой проверки ООО МЦ «Медпроф»,  в требовании о  предоставлении документов ( амбулаторных карт)  и иных, содержащих персональные данные  о лицах, обратившихся в ООО МЦ «Медпроф»; о  признании недействительными  приказов Управления  лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области  ( далее  -Управление)  от 24.05.2010г. № 490 « о проведении внеплановой  выездной проверки ООО МЦ «Медпроф» г. Кемерово»  и от 01.06.2010г. № 506 « О внесении изменений в приказ № 490 от 24.05.2010года» ( требование изложено с учетом  его уточнения).

В обоснование заявленного требования заявитель  и его представитель ссылаются   на нарушение Управлением порядка проведения  внеплановой проверки, установленного Федеральным  законом  от 26.12.2008г. № 294-ФЗ; на проведение внеплановой проверки  при отсутствии оснований, установленных п.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ, на  истребование документов, не относящихся к предмету проверки, без установленных законом оснований предоставления сведений и документов, составляющих врачебную тайну; управление вышло за рамки предмета внеплановой проверки, установленного п.1 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. Полагают,  что требование прокурора не  является самостоятельным основанием  для проведения внеплановой проверки;  подписано не уполномоченным лицом;  внеплановая проверка может быть проведена только при согласовании ее прокурором или его заместителем; приказ о проведении проверки не соответствует установленной форме; в приказе не указаны ни основания, ни предмет проверки, приказы содержат  незаконные требования о предоставлении информации  о персональных данных лиц, обращавшихся в медицинский Центр, что противоречить ст.61 Основ законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан  от 22.07.1994г. № 5487-1.

Управление  в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованием и доводами заявителя не согласились, считают их необоснованными.

В обоснование возражений ссылаются на  то, что  до 01.01.2011г.  положения  Федерального закона № 294-ФЗ  не применяются при осуществлении  государственного контроля ( надзора, указанного в части 1 ст. 1 данного Федерального закона, в частности,  в отношении лицензионного контроля; основанием для проведения проверки послужило не только  требование прокурора, но и приложенная к нему информация, содержащая сведения о возникновении угрозы здоровью и жизни граждан;  предмет и основания проверки указаны в приказах, с которыми  Общество было ознакомлено заблаговременно. Управление вправе требовать предоставление амбулаторных карт и иных  документов в силу пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности,  так как ведение лицензиатом учетной и отчетной медицинской документации является лицензионным условием.  Амбулаторные карты были истребованы для подтверждения факта осуществления медицинской деятельности  психиатрами- наркологами. Врачебная тайна Управлением не разглашалась, в копиях амбулаторных карт  замазаны данные больных.

Как усматривается из материалов дела, Управлением на основании  приказа  от 24.05.2010г. № 490 и приказа от 01.06.2010г. № 506 проведена внеплановая выездная проверка  ООО МЦ «Медпроф»  по соблюдению последним лицензионных требований и условий  при осуществлении медицинской деятельности по психиатрии-наркологии, медицинскому  ( наркологическому) освидетельствованию.  Основанием для проведения такой проверки послужило требование прокуратуры Кемеровской области  и письмо Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области, в соответствии с которым Медицинским центром  были выданы медицинские свидетельства  об отсутствии наркологического расстройства лицам, которым ранее Кемеровским  областным наркологическим диспансером было отказано в выдаче такого медицинского заключения по причине нахождения их на наркологическим учете. Указанные лица на основании полученных в Медицинском центре заключений получили водительские удостоверения.

Результаты  проверки  оформлены актом проверки от 07.06.2010г.  Проверкой было установлено,  что деятельность Медицинского центра  осуществляется с нарушением  установленных требований.

Полагая, что  проведение проверки незаконно и нарушает  его права и законные интересы, Медицинский центр обратился с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд  не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ.).

В соответствии с  частью 5 статьи 27 Закона  № 294-ФЗ  до 1 января 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, в том числе,  при осуществлении  лицензионного контроля.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Управлением проводилась внеплановая выездная проверка по соблюдению Медицинским центром  лицензионных  требований и условий при осуществлении им медицинской деятельности, т.е. осуществлялся лицензионный контроль.  Соответственно, положения указанного Закона в части предмета проверки, оснований проверки, в частности, положения статьи 10, не применяются к  проведенной Управлением проверке в отношении Медицинского центра.

С  учетом изложенного доводы заявителя о том, что Управлением проводилась внеплановая проверка  при отсутствии оснований, установленных  частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ и о том, что Управление вышло за  рамки предмета внеплановой проверки, установленного частью 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ,  не обоснованы и не соответствуют  законодательству. Кроме того, суд  указывает, что если исходить из положений указанной нормы,  предмет проведенной проверки соответствует части 1 статьи 10  Закона, так как проверялось соблюдение Медицинским центром при осуществлении медицинской деятельности обязательных требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности.

Не соответствуют действующему законодательству, а также фактическим обстоятельствам дела  доводы заявителя и его представителя о том, что Управлением истребовались  документы, не относящиеся к предмету проверки, в нарушение п.3  статьи 15 Закона № 294-ФЗ, а также документы, составляющие врачебную тайну,  в нарушение статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Судом уже указывалось, что Управлением проводилась проверка соблюдения Медицинским центром лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Лицензионные требования и условия  установлены пунктом 5 Положения о лицензировании  медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. №30. В частности, такими требованиями  являются: наличие в штате  соискателя лицензии ( лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста , соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

Согласно программе внеплановой проверки  Медицинского центра Управлением истребовались  документы, относящиеся к предмету проверки, а именно, документы, относящиеся к учетной и отчетной медицинской документации (амбулаторные карты, карты формы №25/у-04, ведомости учета врачебных посещений, журнал учета работы врачебной комиссии), а также документы, касающиеся профессиональной подготовки врачей-специалистов,  осуществления лицензируемой деятельности.

Статья 15 Закона № 294-ФЗ,  а также статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране граждан от 22.07.1993г. № 5487-1не устанавливают запрет  уполномоченным органам истребовать при проведении государственного контроля  документы, составляющие врачебную тайну.

Частью 5 статьи 15 Закона № 294-ФЗ установлено, что должностные лица органа государственного  контроля (надзора) не вправе  распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом  тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержит и статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Как пояснил представитель Управления, необходимо было установить, что действительно осуществлялся осмотр лиц наркологами и психиатрами, что не составляет врачебную тайну;  амбулаторные карты истребовались  с целью  подтверждения факта осуществления медицинской деятельности  врачами  психиатрами-наркологами ( проведение медицинских осмотров), не имеющими соответствующей послевузовской профессиональной подготовки, снятые копии амбулаторных карт не содержит сведений о каких-либо заболеваниях.

Управление в силу имеющихся у него полномочий на проведение лицензионного контроля за осуществлением медицинской деятельности, вправе запрашивать сведения,  относящиеся к предмету проверки, в том числе, составляющие врачебную тайну.

Заявитель не подтвердил распространение Управлением полученных в результате проверки сведений, составляющих врачебную тайну.

Признаны не состоятельными доводы заявителя о несоответствии оспариваемых приказов от 24.05.2010г. № 490 «О проведении внеплановой  выездной проверки  ООО МЦ «Медпроф» и от 01.06.2010г. № 506 «О внесении изменений в приказ № 490 от 24.05.2010года» статье 14 Закона № 294-ФЗ.

Исследовав указанные приказы, суд пришел к выводу о том, что их содержание  соответствует части 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ. Приказы содержат, в том числе, наименование органа, сведения о должностных лицах, уполномоченных на проведение проверки, сведения о юридическом лице, основание проведение проверки,  правовые основания ее проведения, задачи и цель, предмет проверки и срок ее проведения, перечень документов, необходимых для достижения целей и задач  проведения проверки  и т.д.

В части довода заявителя о том, что  в приказе должен быть установлен только  круг предмета проверки, установленный в п.5 приложения  № 1 к  приказу Министерства  экономического развития  Российской Федерации от 30.04.2009г. № 141, суд указывает, что в данном случае  предмет проверки соответствует  пункту, касающемуся соблюдения обязательных требований.  Кроме того, судом уже указывалось, что в части предмета проверки  действие Закона № 294-ФЗ на рассматриваемые правоотношения не распространяется.

Не обоснованными являются доводы заявителя  о том, что требование о проведении проверки подписано не уполномоченным лицом.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Заявитель не подтвердил документально отсутствие у и.о. начальника управления прокуратуры Кемеровской области  по надзору за исполнением федерального законодательства полномочий, установленных пунктом 1 статьи 22 Закона о прокуратуре.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, к требованию о  проведении проверки было приложено письмо Управления Роснаркоконтроля по Кемеровской области  о нарушениях законодательства в деятельности ООО МЦ «Медпроф», что фактически и явилось основанием для проведения проверки.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что внеплановая выездная проверка деятельности Медицинского центра  проведена Управлением в пределах его полномочий, и не противоречит действующему законодательству. Порядок проведения проверки, установленный статьями 14, 15 и 16 Закона № 294-ФЗ, соблюден, Медицинский центр был заблаговременно уведомлен о проведении проверки, право на участие в проверке руководителя Медицинского центра было обеспечено. Акт о результатах внеплановой выездной проверки Учреждения составлен в сроки, установленные статьей 16 Закона N 294-ФЗ, копия акта вручена представителю Медицинского центра.

При таких обстоятельствах суд признал, что оспариваемые  действия  и приказы Управления  соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Поскольку требования оставлены без удовлетворения, государственная пошлина  в силу статьи 110 АПК РФ остается за заявителем.

На основании изложенного,  руководствуясь статьями  167-170, 180, 181, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Отказать обществу с ограниченной ответственностью  Медицинскому центру  «Медпроф» в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть  обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья  Г.П. Обухова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка