АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 октября 2010 года  Дело N А27-8384/2010

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе:  судьи  Дворовенко  И.В.

при ведении  протокола судебного заседания  помощником судьи Локтионовой  С.В.

рассмотрев  в открытом  судебном заседании дело по заявлению  общества с  ограниченной  ответственностью  « Торнадо», г.  Междуреченск,

к Межрайонной  инспекции  Федеральной  налоговой  службы  № 8  по  Кемеровской  области,

о  признании недействительными  решений  № 204  и  № 283  от  05.03.2010,

в заседании приняли участие:

от общества с ограниченной ответственностью «ТОРНАДО»: Костычева Э.В.-адвокат, доверенность №2 от 20.01.2010, удостоверение;

от  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Кемеровской области: Бухрякова Г.А.- начальник отдела камеральных проверок №1, доверенность от 08.07.2010 (разовая в деле, лист 112, том 6); Иерусалимова Р.А. - заместитель начальника юридического отдела, доверенность от 08.07.2010, б/н (разовая в деле, лист 113, том 6) удостоверение;

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной  ответственностью  «Торнадо» обратилось в  арбитражный  суд с  требованием  признать  недействительным  решение  №  204  от 05.03.2010  об отказе  в  возмещении  налога  на  добавленную стоимость  и  решение  №  283 от  05.03.2010  о  привлечении к  ответственности, принятые  Межрайонной  инспекцией  Федеральной  налоговой  службы  №  8  по  Кемеровской  области.

Заявление  обосновано  тем, что у  налогового  органа  отсутствовали  правовые основания  для  отказа в  возмещении  налога  на  добавленную стоимость в  размере  394 704 руб.,  и  начисления  сумму  налога  на добавленную стоимость  в  размере  729 675,29 руб.,  так  как  налогоплательщик  документально  подтвердил   нулевую ставку  по  налогу  на  добавленную стоимость  и налоговые  вычеты  по  товарам, реализованным в  последствии  на  экспорт, и   по  внутри российским  операциям.

По мнению  заявителя,  Межрайонная  инспекция  документально  не  доказала  наличие  схемы  ухода  от  уплаты налога  на  добавленную стоимость, недобросовестность  налогоплательщика  и  наличие  вины в  совершении  правонарушения.

Как  считает  заявитель, представленные в  материалы дела доказательства  свидетельствуют  о  правомерности  расчёта  налоговых  вычетов  за  2  квартал  2009 года.

Кроме  этого, Общество  не согласно с  периодом  расчёта  суммы  пени.

Так же  заявитель  ссылается  на  нарушение  статей  93  и  101  Налогового  кодекса  РФ (направление  требований  должностным  лицом не  проводившим  камеральную проверку  и  рассмотрение  дополнительных  материалов  проверки  без участия  представителя  налогоплательщика).

Межрайонная  инспекция заявленные  требования  не  признала, полагая, что оспоренные  решения  приняты в  соответствии с  действующим  налоговым  законодательством.

Соглашаясь с  частичной  поставкой  товара  на  экспорт, налоговый  орган указывает, что представленные в  подтверждение  налоговых  вычетов  документы, содержат  недостоверные  сведения, что  документы оформлены  с  нарушениями, что  факт  доставки  товара  должен  подтверждаться  товаро - транспортной  накладной, что  отсутствует  реальность  поставки  товара.

Представители  Межрайонной  инспекции в  судебном  заседании указали  о  расчёте  пени  по  срокам  уплаты  налога ( с  января  2009 года).

В отношении  нарушений  статей  93 и 101  Налогового  кодекса  РФ в  материалы  дела  представлены  документы, свидетельствующие  о  вызове  налогоплательщика  для  рассмотрения  дополнительных  доказательств.

В  соответствии  со  статьёй  158  Арбитражного  процессуального  кодекса  РФ  рассмотрение спора  откладывалось.

Изучив  материалы  дела, дополнительно  представленные  материалы, выслушав  пояснения  представителей  сторон,  суд установил  следующие  обстоятельства.

Межрайонная  инспекция  Федеральной  налоговой  службы  №  8  по  Кемеровской  области  (далее  Межрайонная  инспекция  ФНС  России  № 8 по  Кемеровской  области  либо  Межрайонная  инспекция  либо  налоговый  орган)  провела  камеральную проверку  представленной  обществом с  ограниченной  ответственностью  «Торнадо»  (далее  ООО  «Торнадо»  либо  Общество  либо  налогоплательщик)  уточнённой  налоговой  декларации  по  налогу  на  добавленную стоимость  за  2  квартал  2009 года  по ставке  0  процентов.

По  данной  декларации  Общество  рассчитало   сумму  налога  на добавленную стоимость, подлежащую  возмещению  из  бюджета в  размере  394 704 руб., при  этом,  вычеты  были  рассчитаны,  как  по  экспортным  операциям  (404 981 руб.),  так  и  по  операциям  внутри российским  (270 137 руб. при  расчёте  налога в  сумме  280 414 руб.).

По  результатам  проверки  составлен  Акт  №  3841  от 29.12.2009,  в  котором отражены  факты, установленные  при  проведении  камеральной  проверки  (документы, подтверждающие  нулевую ставку и налоговые вычеты при  экспорте  товара  не  соответствуют  требованиям  статьи 165  Налогового  кодекса  РФ;  сумма  налогового  вычета  не  подтверждается  документально;  достоверность  сведений  не  подтверждается  результатами  проверки).

После  составления  Акта  №  3841  Межрайонная  инспекция  провела  дополнительные  контрольные  мероприятия,  и 05.03.2010  приняла  решение  №  283  о  привлечении Общества  к  налоговой  ответственности, предусмотренной  статьёй  122  Налогового  кодекса  РФ  в  виде  штрафа в  размере  145 935,05 руб.

Так же,  был  начислен  налог  на  добавленную стоимость в  размере 729 675,29 руб.,  рассчитаны  суммы  пени  - 78 183 руб.

Кроме  этого,  05.03.2010  Межрайонная  инспекция  приняла  второе  решение  №  204  об  отказе  в  возмещении  НДС  в размере  394 704 руб., в  соответствии с  которым  указала, что применение  налоговой  ставки  0  процентов по  НДС  по операциям в  сумме  2 549 586 руб.  и  применение  налоговых  вычетов  в размере  665  453 руб.  являются  необоснованными.

Налогоплательщик  не  согласился  с  данными  выводами  контролирующего  органа и  обжаловал  данные  решения, первоначально в  Управление  ФНС  России  по  Кемеровской  области, а  затем, в  судебном  порядке.

Суд  считает, что  Межрайонная  инспекция  ФНС  России  №  8  по  Кемеровской  области  в  нарушении  действующего  законодательства  отказала  Обществу  в  возмещении  налога  на  добавленную стоимость  и  доначислила  НДС,  рассчитав  пени  и  штрафные  санкции.

Во  втором  квартале 2009  года  ООО  «Торнадо»  приобретало  и  реализовывало  товар  как по  операция, облагаемым по  налоговым ставкам, предусмотренным  пунктами  2-4 статьи 164  Налогового  кодекса  РФ,  так  и  по экспортным  операциям ( по  ставке  0 процентов).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В силу статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации указанных товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке, грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Согласно  статье  171  Налогового  кодекса  РФ,  налогоплательщик  имеет  право  уменьшить  общую  сумму  налога на  добавленную  стоимость,  исчисленную  в  соответствии  со  статьёй  166  Налогового кодекса  РФ,  на  сумму  налоговых  вычетов.

Как  следует  из  пункта  2  статьи  172  Налогового  кодекса  РФ  налоговым  вычетам  подлежат  суммы  налога,  предъявленные  налогоплательщику  по  счетам - фактурам  при  приобретении  товара  (работ, услуг), а  так  же  имущественных прав, приобретаемых  для  осуществления  операций, признаваемых  объектами  налогообложения  в  соответствии  с  Налоговым  кодексом  РФ. Вторым основанием расчёта  налоговых вычетов  является  постановка  товара (работы, услуг)  на учёт  налогоплательщика.

Для  проверки  правильности  применения  налоговых  вычетов  необходимо  соблюдение  нормы  статьи 169  Налогового  кодекса  РФ,  в  соответствии  с  которой, счета-фактуры  является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав  сумм налога к вычету.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В  соответствии  с  постановление  Пленума  Высшего Арбитражного  Суда РФ  от 12.10.2006г.  № 53  (далее  постановление № 53),  под  налоговой  выгодой  для  целей  оценки  судами  обоснованности  получения  налоговой  выгоды и  для  единообразия  судебной  практики,  понимается уменьшение  размера  налоговой  обязанности  вследствие, в  частности,  уменьшения  налоговой базы, получения  налогового вычета, налоговой льготы, применения  более  низкой  налоговой  ставки, а  так  же  получение права  на возврат ( зачёт)  или  возмещение  налога  из  бюджета.

Как  указано в пункте  1  данного  постановления, представление  налогоплательщиком  в  налоговый  орган  всех, надлежащим  образом  оформленных  документов, предусмотренных  законодательством  о  налогах и  сборах, в  целях  получения выгоды  является  основанием  для  её  получения, если  налоговым органом  не  доказано, что сведения, содержащиеся в  этих  документах, неполны, недостоверны  и ( или) противоречивы.

С учётом  данных  разъяснений  Высшего  Арбитражного  Суда  РФ, арбитражный  суд  Кемеровской  области  оценивает  все  факты, установленные  Межрайонной  инспекцией  ФНС  России  № 8  по Кемеровской  области  при  проведении  камеральной  проверки.

Отказывая в  возмещении  НДС,  и доначисляя  налог  на  добавленную стоимость,  Межрайонная  инспекция  ФНС  России  № 8 по  Кемеровской  области  ссылается  на  нарушение  статьи  165  Налогового  кодекса  РФ, а  именно,  представление  ООО  «Торнадо»  документов  для  подтверждения  нулевой ставки  налога  и  налоговых  вычетов  при  экспорте  товара, в  которых  содержаться  недостоверные  сведения, а  так же  на  отсутствие всех  документов, подтверждающих  приобретение  товара, реализованного  на  экспорт.

Суд  не  может  согласиться с  данными  выводами.

Как  следует из  материалов  дела,  ООО «Торнадо»  приобретало  у  ООО «Торговый  Дом «Сибторг» (договор  № 7 от 25.06.2008 - лист дела 48  том 4) уголь, который, в  дальнейшем  был  реализован  на  экспорт конечному  покупателю - «EXTEL  LIMITED»  (Белиз, Центральная  Америка) (лист дела 52  том 4).

Данный  уголь  отправлялся  со  склада  ООО  « Сортировочно - Погрузочный  Комплекс» (далее  ООО  « СПК»), в  соответствии  с  условиями  заключенного  между  сторонами  договора  поставки (пункт  2.3  договора  №  7  от 25.06.2008).

В  свою  очередь,  продавец  угля  (ООО  «Торговый  Дом  «Сибторг») приобретал  уголь  у  ОАО  «Кузбасстопливосбыт».

В  подтверждении  нулевой   ставки   и  налоговых  вычетов,  Общество (заявитель  по  спору)  представило в  налоговый  орган  все документы, указанные в  статьях  165 и  172  Налогового  кодекса  РФ.

Однако,  как  указано в  описательной  части  решений  №  204 и  №  283, по  мнению  Межрайонной  инспекции  необходимо было  ещё  представить  товаро  - транспортную  накладную, свидетельствующую  о  факте  поставки  и  оприходования  угля.

Кроме  этого,  Межрайонная  инспекция указала  на  недостоверность сведений  в  грузовых  таможенных  декларациях (ГТД)  о  производителе  угля - Осинниковский  угольный  разрез -  филиал  ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (при  проведении  контрольных  мероприятий  Межрайонной  инспекцией  установлено, что уголь приобретён  у  ОАО  «УК «Южный Кузбасс»).

Так же,  контролирующий  орган установил, что  удостоверение качество  угля,  представленное  налогоплательщиком,  не  содержит  обязательных  реквизитов.

По мнению  суда,  данные основания  не  могут  являться  достаточными  для  отказа  в  возмещении  НДС  и  не принятии  налоговым  органом  нулевой  ставки  по  НДС.

Статья 165  Налогового  кодекса  РФ  устанавливает перечень  документов, подтверждающий  фактических  вывоз  товара за  пределы  Российской  Федерации, то есть,  применение  налоговой  ставки 0 процентов,  прежде  всего,  обусловлено  фактическим  вывозом  товара  в  режиме  экспорт, а  не  содержанием  документов.

Приоритет  содержания  хозяйственной  операции  над  оформлением  документов  подтвердил и  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  Постановлении  от  14.07.2003  №  12-П, в  котором  так же  указано, что  перечню  документов, содержащемуся в  статье  165  Налогового  кодекса  РФ,  придаётся  исчерпывающий  и  обязательный  характер  и  не  допускается  подтверждение  факта  экспорта  товаров  копиями иных  документов.

Поскольку,  для  подтверждения  нулевой ставки  НДС  и  налоговых  вычетов, действующее  налоговое  законодательство  (статья  165  Налогового  кодекса  РФ) не  предусматривает  представление  информации  о  производителе  товара  и  качестве  экспортированного  товара,  то  у  Межрайонной  инспекции  ФНС  России  №  8  по  Кемеровской  области  отсутствовали  правовые основания для  отказа  в  возмещении  НДС  в  размере  394 704 руб.  и  признании  необоснованном  применении  налоговой  ставки  0 процентов,  в  связи  неверным указание в  ГТД  производителя  угля,  экспортируемого  за  пределы  Российской  Федерации, и  в  связи с отсутствием  необходимых  реквизитов в  удостоверении  качества  угля.

В отношении  достоверности  сведений  о  производителе  угля,  указанного  в  ГТД  (Осинниковский  угольный  разрез - филиал  ОАО  «КУ «Кузбассразрезуголь»),  суд  отмечает,  что  до   проведения  камеральной  проверки  налоговым  органом,  Отделом  дознания  Кемеровской  таможни  - 11.09.2009, возбуждено  два  уголовных  дела  №  597  и  № 598  в  отношении  Грисик В.В. - руководителя  ООО  «Торнадо»,  в  деяниях  которого  усматривалось  признаки  преступления  предусмотренного  часть. 1  статьи 188  Уголовного  кодекса  РФ  (контрабанда).

Основанием  возбуждения  уголовных дела  явились  недостоверность  сведений  о  производителе  угля, экспортируемого  за  пределы  Российской  Федерации.

Как  следует из  представленного  в  материалы дела  постановления  о  прекращении  уголовного  дела  от  28.12.2009 (данный  документ  был  представлен  должностным  лица  налогового  органа, проводившим камеральную  налоговую проверку),  в  ходе  расследования  установлено, что  фактически  производителем  экспортируемого  угля  является  организация, указанная  в  ГТД, а  именно -  Осинниковский  угольный  разрез - филиал  ОАР  « УК « Кузбассразрезуголь».

С учётом  статей  124, 131 Таможенного  кодекса  РФ, приказом  Федеральной  таможенной  службы  от 25.04.2007  №  536  «Об утверждении  перечня  документов  и  сведений, необходимых для  таможенного  оформления  товаров  в  соответствии с  выбранным  таможенным  режимом»  и  приказом  Федеральной  таможенной  службы от 04.09.2007  №  1057  «Об утверждении  Инструкции  о порядке  заполнения  грузовой  таможенной  декларации  и  транзитной  декларации»,  следователи  дознания  Кемеровской  таможни установили  отсутствие  состава  преступления.

Представленное  в  материалы  арбитражного  дела  постановление  о  прекращении  уголовного  дела  от  28.12.2009  является  доказательством  того, что  по  таможенному  законодательству,  неверное  указание в ГТД  изготовителя  экспортируемого  товара  является  основанием  для  отказа  в  перемещении  товара  за  пределы  территории  Российской  Федерации (отказа  в  факте  экспорта).

Для  определения  правомерности применения  нулевой  ставки  налогоплательщиком  и  для  налоговых  вычетов  по  экспорту, действующее  налоговое  законодательство  так же  не  предусматривает  достоверность сведений  о  производителе  экспортируемого  товара.

Межрайонная  инспекция  ФНС  России  № 8  по  Кемеровской  области  ссылалась  только  на  статью  165  Налогового  кодекса  РФ, которая  не  содержит  условий  достоверности сведений  о производителе  экспортируемого  товара.

Федеральный  Закон  от  21.11.1996  №  129-ФЗ  «О  бухгалтерском  учёте»  действительно  предусматривает  о  достоверности  сведений в  первичных  бухгалтерских  документах, но  эти  сведения  должны относиться  непосредственно  к  сделке,  заключённой  налогоплательщиком с  его  контрагентом.

В  данном  случае,  ООО  « Торнадо»  не  заключало  с  производителями  угля  ни  какой  сделки, в  связи с  чем,  суд считает, что  и  ссылка  Межрайонной  инспекции,  по  данным  обстоятельствам (в  отношении  достоверности  сведений),  на  Постановление  №  53, является  необоснованной.

В  отношении  доводов  Межрайонной  инспекции  о  наличии  каких-либо  замечаний к  удостоверениям  качества  угля, суд  так же  считает, что  данные обстоятельства не  являются  нарушением  статьи 165  Налогового  кодекса  РФ.

В  свою  очередь, налоговый  орган  не  сослался  на  другие  нормы  налогового  законодательства, в  соответствии с  которыми  неверное  заполнение, либо  отсутствие  удостоверения  качества  (сертификат)  товара  реализуемого  на  экспорт,  является  основанием  для отказа в  применении  нулевой  ставки  по  НДС  и  расчёте  налоговых  вычетов.

Кроме  этого,  Межрайонная  инспекция  ссылалась на  недостоверность  сведений  в  представленных налогоплательщиком  документах  в  отношении  количества вывезенного  за  пределы  территории  Российской    Федерации.

Суд отмечает, что  по  данным  обстоятельствам  Межрайонная  инспекция  установила  различные  факты.  Так,  на  странице  8  решения  № 204  от 05.03.2010  и  на  странице  9  решения  № 283 от 05.03.2010 контролирующий орган  первоначально  сравнивал  количество вывезено  угля  между  двумя счетами - фактурами, представленными  как  налогоплательщиком,  так и  контрагентом  - ООО « Торговый  Дом  « Сибторг»  (1 928,5 тонн и  1 791 тонн  соответственно),  а  в  дальнейшем Межрайонная  инспекция  сравнивала  количество  угля  по  контракту  (2 209 тонн) и  фактически  вывезенного  угля  (1 928, 5 тонн).

Однако, в  судебном  заседании  представители  Межрайонной  инспекции  ФНС  России  №  8 по  Кемеровской  области ссылались  на  наличие  несоответствия  количества  угля  по  счету- фактуре  №  29  от 05.11.2008,  представленному  налогоплательщиком, и представленному  поставщиком  угля.