• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 12 апреля 2011 года  Дело N А27-861/2011

Резолютивная часть решения объявлена «05» апреля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен «12» апреля 2011 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Смычковой Ж.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Крамаренко М.В.

рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод», г. Новокузнецк

к Кемеровской таможне, г. Кемерово

об оспаривании постановления № 10608000-369/2010 от 28.12.2010 г.

при участии:

от заявителя - представителя Поданаевой Е.В.(доверенность от 29.04.2010 г.);

от Кемеровской таможни - представителя Боевой Т.В. (заместителя начальника правового отдела, доверенность от 25.01.2010 г., № 27-17/638), Солнцевой С.Е. (старшего государственного таможенного инспектора правового отдела, доверенность от 25.01. 2010 г. № 27-17/673), Когород В.А. (старшего уполномоченного отдела административных расследований Новокузнецкого таможенного поста, доверенность от 17.03.2011 г. № 27-12/2891)

у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод» (далее - ОАО «РУСАЛ Новокузнецк) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления об административном правонарушении №10608000-369/2010 от 28.12.2010 г. Кемеровской таможни.

В обоснование требования заявитель и его представители в судебном заседании, считают, что при открытии внутреннего таможенного транзита (дате - ВТТ) таможенным органом на железнодорожных накладных были проставлены штампы, определяющие срок и место завершения ВТТ прибывшего товара: «СВХ ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» 13.01.2010 г.». В соответствии с пунктом 5 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 № 958 у ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» возникла обязанность не позднее 13.01.2010 г. (срока, определенного таможенным органом для завершения ВТТ) поместить прибывший товар на свой склад временного хранения (далее - СВХ). Полагают, что после завершения процесса принятия товаров на СВХ возникает обязанность по предоставлению в таможенный орган отчетности ДО1. После завершения осмотра, подсчета принятие товаров к учету на СВХ произошло 12.01.2010 г., как и указано в ДО1. Такой подход, по мнению заявителя, соответствует принципу недопустимости представления в таможенный оран недостоверных данных. Также указывают, что в действиях ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» отсутствует противоправность и ввиду того, что действующим законодательством буквально не установлено, что является датой помещения товаров на СВХ. Подробнее доводы изложены в заявлении.

Кемеровская таможня требование не признала. Доводы заявителя о том, что приемка товара на СВХ осуществлялась им с 10.01.2010 г. по 12.01.2010 г. и дата помещения товара на склад указана в отчетности по форме ДО-1 исходя из даты окончания приемки, являются необоснованными. У владельца СВХ имелась правовая возможность осуществить принятие на учет спорного товара на основании сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах. Владелец СВХ обязан в течение суток с момента прибытия товара на СВХ представить в таможенный орган отчет ДО-1, включающий сведения о дате и времени помещения товара на СВХ. Считает, что связывать возникновение у владельца СВХ обязанности принять на учет товар с истечением срока доставки товаров, определенного таможенным органом при выдаче разрешения на ВТТ не верно, поскольку указанный подход заявителя допускает существование периода времени, в течение которого ни перевозчик (который сдал товар на СВХ), ни владелец СВХ, на складе которого находится товар (но который еще не осуществил учет товаров), не отвечают за сохранность товара, находящегося под таможенным контролем и за уплату таможенных платежей, что является недопустимым с учетом положений статей 88, 90, 112 Таможенного кодекса Российской Федерации. Таким образом, возникновение обязанности владельца СВХ по принятию товара на хранение закон связывает не с истечением срока таможенного транзита, а с прибытием транспортного средства на СВХ, с фактическим размещением товаров на складе. Полагает, что совершенное Обществом правонарушение стало возможным из-за ненадлежащей организации указанной работы. Подробнее доводы изложены в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» является владельцем склада временного хранения, включенным в Реестр владельцев складов временного хранения (свидетельство № 10608/200030). Склад расположен на территории ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» по адресу юридического лица в г. Новокузнецке (открытая площадка на территории ОАО «РУСАЛ Новокузнецк»).

В ходе рассмотрения результатов камеральной таможенной проверки, проведенной отделом таможенной инспекции Кемеровской таможни в отношении ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» в порядке статьи 131 Таможенного кодекса таможенного союза, обнаружено, что владельцем склада временного хранения - ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», представлен в таможенный оран отчет от 12.01.2010 г. по форме ДО1 №10608050/120110/1000015 о принятии товаров на хранение, содержащий недостоверные сведения (графа 2).

06.12.2010 г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении №10608000-369/2010 правомерно составлен 22.12.2010 г. в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя ОАО «РУСАЛ Новокузнецк».

Постановлением Кемеровской таможни №10608000-369/2010 от 28.12.2010 г. ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за предоставление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, назначено наказание в виде предупреждения. Не согласившись с указанным постановлением ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статьям 99, 100 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 г. №290-ФЗ в редакции, действовавшей на дату помещения товара на СВХ и представления ДО-1, далее - Таможенный кодекс Российской Федерации) иностранные товары до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до их помещения под иную таможенную процедуру находятся под временным хранением. Временное хранение осуществляется на СВХ, которые являются зонами таможенного контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 108 Таможенного кодекса Российской Федерации владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем.

Согласно пункту 1 статьи 364 Таможенного кодекса Российской Федерации владельцы СВХ по требованию таможенных органов обязаны предоставить в таможенные органы отчетность о хранящихся товарах по формам, определяемым федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

В связи с чем, необходимость представления таможенному органу отчетности возложена на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, то есть субъектом правонарушения в данном случае является владелец СВХ.

В пункте 27 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 № 958 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.10.2003 № 5183) (далее - Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров), предусмотрено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении по формам, в том числе по форме ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на СВХ (приложение 7). В графу 2 отчета ДО-1 подлежат внесению сведения о дате и времени помещения товара на склад.

Следовательно, форма отчетности ДО-1 формируется при принятии товаров на хранение на СВХ. Подача указанной формы отчетности в таможенный орган имеет своей целью довести до сведения таможенного органа достоверную информацию о тех товарах, которые пересекли таможенную границу Российской Федерации и были изначально помещены на СВХ.

С момента помещения товаров на СВХ у владельца СВХ в отношении иностранных товаров возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Как следует из материалов дела, обществом представлен в таможенный орган отчет № 1060850/120110/1000015 по форме ДО-1 о принятии на хранение иностранного товара - пек каменноугольный электродный гранулированный марки «Б1». В графе 2 отражены дата и время помещения на склад товара - 12.01.2010 г. 09 час. 40 мин. Вместе с тем, данный отчет недостоверен в части указания даты и времени помещения на склад товара, принятого на ответственное хранение, поскольку исходя из времени и даты возврата владельцем СВХ (ОАО «РУСАЛ Новокузнецк») порожних вагонов перевозчику (ОАО «РЖД»), 10.01.2010 г. 23 час. 20 мин. иностранный товар выгружен из вагона на территорию СВХ ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», что не отрицается обществом. Вагон грузополучателем возвращен на выставочный путь станции.

Указанные обстоятельства подтверждаются памяткой приемосдатчика № 98 на уборку вагонов, представленной станцией Обнорская Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД». Согласно указанному документу железнодорожный вагон № 66364803 по железнодорожной накладной №№ 81432 с иностранным товаром - пек каменноугольный электродный гранулированный марта «Б1», 10.01.2010 г. в 11 час. 00 мин. (местного времени) передан на выставочный путь грузополучателю ОАО «РУСАЛ Новокузнецк». 10.01.2010 г. в 23 час. 20 мин. (местного времени) указанный вагон грузополучателем возвращен на выставочный путь станции и в 23 час. 21 мин. (местного времени) 10.01.2010 г. данный вагон перевозчиком убран с данного пути, то есть фактически товар был помещен на СВХ.

Факт выгрузки иностранного товара 10.01.2010 г. непосредственно на территорию СВХ не отрицается заявителем и подтверждаются копией складского журнала за 2010 г.

Суд не принимает довод заявителя о том, что принятие товара на склад длилось с 10.01.2010 г. до 09 час. 40 мин. 12.01.2010 г. Заявитель полагает, что дата поступления товара на СВХ правомерно определена до окончания ВТТ, с учетом времени, необходимого для завершения осмотра, подсчета товара; что свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения. Приходный ордер №5000000750 не подписан и не является документом, которым в соответствии с таможенным законодательством может быть подтверждена приемка - передача товара. Заявителем не опровергнуто, что СВХ работал 10.01.2010 г. и 11.01.2010 г.

Как следует из пункта 31 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, владелец СВХ представляет в подразделение таможенного органа отчетность о хранимых товарах, находящихся под таможенным контролем, по форме ДО-1 (отчетность, формируемая при принятии товара на хранение) на СВХ в течение суток после прибытия транспортного средства на СВХ - если место размещения СВХ не совпадает с местом размещения подразделения таможенного органа.

Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации на владельца СВХ возложена обязанность вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенном контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.

Владелец СВХ приступает к исполнению своих обязанностей, предусмотренных названной нормой права, в соответствии с пунктом 13 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров после приема-передачи товара (проставления отметки о принятии товаров на хранение в виде оттиска штампа приема-передачи или подобной отметки, свидетельствующей о принятии товаров на хранение, заверенной подписями представителей сторон (перевозчика и владельца СВХ) с указанием даты передачи товаров на хранение в транспортных документах.

Для выполнения действий, предусмотренных разделом II Правил, владелец СВХ имеет право получить, а подразделение таможенного органа обязано выдать копии документов, представленных перевозчиком данному подразделению таможенного органа для завершения внутреннего таможенного транзита. Передачу документов подразделение таможенного органа осуществляет незамедлительно после устного обращения владельца СВХ (его уполномоченного представителя), а также представления договора хранения между владельцем СВХ и лицом, помещающим товары на СВХ (пункт 14 Правил).

По правилам подпункта 2 пункта 1 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации на СВХ его владелец обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенном контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении по форме ДО-1.

Нормами таможенного законодательства, в том числе и издаваемыми федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела нормативными правовыми актами точная регламентация порядка заполнения формы отчетности ДО-1 при принятии товаров на СВХ не предусмотрена.

Вместе с тем, исходя из буквального содержания вышеприведенных правовых положений, в основу сведений, на основании которых составляется форма отчетности ДО-1, формируемая при принятии товаров на СВХ, принимается информация, содержащаяся в товаросопроводительных документах, представленных перевозчиком.

Суд отмечает, что, если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы прилагаются к документам, представляемым при помещении товаров на СВХ (пункт 15 Правил).

Таким образом, возникновение обязанности владельца СВХ по принятию товара на хранение закон связывает не с истечением срока таможенного транзита, а с фактом прибытия транспортного средства на СВХ, с фактическим помещением товара на СВХ.

Указанный вывод следует из содержания статьи 92 Таможенного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи при перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80) завершение внутреннего таможенного транзита может осуществляться без предъявления товаров таможенному органу назначения.

Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. При этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на огражденной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.

Для завершения внутреннего таможенного транзита в таможенный орган назначения наряду с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в течение суток после прибытия транспортного средства в место доставки товаров представляются документы, подтверждающие принятие товаров. В течение трех дней со дня представления указанных документов таможенный орган удостоверяет доставку товаров по форме и в порядке, которые определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

В связи с чем, суд не принимает доводы заявителя о том, что обязанность поместить товары на временное хранение на СВХ возникает у импортера по истечении внутреннего транзита.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд установил, что ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», являясь владельцем СВХ, обязанность по представлению в таможенный орган достоверных сведений о дате поступления товара на СВХ не исполнило.

Событие административного правонарушения, вина юридического лица установлены административным органом в протоколе, постановлении об административном правонарушении и нашли подтверждение в судебном заседании. Наказание назначено в минимальном размере предусмотренной статьей санкции. При указанных обстоятельствах требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества «РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод», зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1024201821093, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10608000-369/2010 от 28.12.2010 г. Кемеровской таможни, отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Ж.Г. Смычкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-861/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 12 апреля 2011

Поиск в тексте