• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 03 августа 2009 года  Дело N А27-8652/2009

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2009г., полный текст решения изготовлен 03 августа 2009г.


Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Лежнина Д.Л.

при ведении протокола помощником судьи Титовой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «АрмКузбасс», г. Кемерово

к Управлению по недропользованию по Кемеровской области, г. Кемерово

третьи лица:

Администрация Кемеровской области, г. Кемерово

Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, г. Кемерово

о признании недействительным приказа от 05.03.2009 № 36

при участии:

от заявителя: Сыркашев С.В., определение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.03.2009, паспорт; Антонов Г.А., доверенность от 01.07.2009 (со спец. полн.), паспорт

от Управления по недропользованию по Кемеровской области: Мамлин А.Н., начальник Управления, приказ от 20.11.2006 № 1053-к, паспорт; Пах И.Э., заместитель начальника отдела геологии и лицензирования, доверенность от 09.01.2008 (со спец. полн.), паспорт

от Администрации Кемеровской области: неявка

от Управления Росприроднадзора по Кемеровской области: Федорова С.В., начальник отдела правового и кадрового обеспечения, доверенность от 02.02.2009, паспорт; Калачикова Елена Е.Б., ведущий специалист - эксперт отдела правового и кадрового обеспечения, доверенность от 27.07.2009 № 26, паспорт,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «АрмКузбасс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа от 05.03.2009 №36 Управления по недропользованию по Кемеровской области «О досрочном прекращении права пользования недрами общества с ограниченной ответственностью «Фирма «АрмКузбасс», предоставленного с целью геологического изучения и добычи россыпного золота на месторождении р.Нижняя Суета в рамках лицензии КЕМ 00698 БР».

Предъявленное требование мотивировано тем, что в соответствии с пунктом 8 Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с досрочным прекращением права пользования участками недр при нарушениях условий пользования недрами, утвержденных распоряжением МПР РФ от 26.12.2002 №511-р (далее: Временные методические рекомендации), решение о досрочном прекращении права пользования участками недр подписывается органами, предоставившими лицензию. В случае, если по определенным видам пользования недрами право пользования недрами предоставлено на основании решения МПР РФ или его территориального органа по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, то решение о досрочном прекращении права пользования недрами подписывается МПР РФ или его территориальным органом и согласовывается с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Поскольку лицензия КЕМ 00698 была выдана по согласованию с Администрацией Кемеровской области, лицензионное соглашение было подписано первым заместителем Губернатора Кемеровской области, право пользования недрами было прекращено оспариваемым приказом без согласования с органами государственной власти Кемеровской области, то есть в нарушение указанного выше порядка.

Кроме того, по мнению заявителя, приказ необоснованно ссылается на нарушение пользователем недр существенных условий лицензии и систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами.

Невыполнение годового объема добычи золота должно быть отнесено к основанию прекращения права пользования недрами, предусмотренному пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах», а именно - пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.

Таким образом, общество полагает, что право пользования недрами было прекращено по несуществующим основаниям.

Общество сослалось также на нарушения процедуры прекращения права пользования недрами.

В частности, при рассмотрении протокола от 10.02.2009 ООО «Фирма «АрмКузбасс» не участвовало.

Уведомление №13-51795 от 28.08.2008 о нарушениях ссылается на акт проверки от 23.06.2008 №НВЗ-216 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области. Этот акт общество не получало, в его составлении не участвовало, о проведении проверки не извещалось. Акт составлен с грубейшими нарушениями действующего законодательства о проведении проверки.

Управление по недропользованию по Кемеровской области (Кузбасснедра) считает предъявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Из акта проверки от 23.06.2008 следует, что недропользователь систематически не выполняет установленный пунктом 5 лицензионного соглашения уровень добычи золота в объеме не менее 40 кг в год. Условие по уровню добычи является обязательной составной частью содержания лицензии, и, соответственно, является существенным условием лицензии. Нарушение указанного условия может являться основанием для принятия решений о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона РФ «О недрах». Поскольку нарушение условий лицензии имело систематический характер, в результате недропользователем систематически нарушались установленные правила пользования недрами, а именно пункт 10 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах».

Квалификация нарушения по систематическому невыполнению установленного уровня добычи золота при принятии оспариваемого приказа выполнена правильно, и указанное нарушение соответствует основаниям, предусмотренным пунктам 2, 3 части 2 статьи 20 Закона РФ «О недрах».

Решение о прекращении права пользования недрами принято Кузбасснедра с соблюдением предварительной процедуры, предусмотренной статьей 21 Закона РФ «О недрах».

Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и последующими законами в Закон РФ «О недрах» были внесены изменения в части полномочий федеральных органов исполнительной власти и полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Изменены основания возникновения права пользования участками недр. В компетенции субъектов Российской Федерации осталось распоряжение участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Распоряжение всеми другими участками недр (в том числе содержащими россыпное золото) отнесено к полномочиям Российской Федерации. Совместное распоряжение участками недр со стороны Российской Федерации и субъекта Российской Федерации упразднено.

Соответственно, Временные методические рекомендации действуют в той мере, в какой не противоречат положениям статей 10.1, 13.1, 16 Закона РФ «О недрах», не предусматривающим согласования с органами государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения о досрочном прекращении права пользования недрами по участкам недр, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

В настоящее время Администрация Кемеровской области имеет право распоряжения только участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, к которым золото не относится.

Акт проверки от 23.06.2008 являлся не единственным документальным подтверждением того, что установленный уровень добычи золота не выполняется.

Данные о фактическом уровне добычи ООО «Фирма «АрмКузбасс» за 2001-2008г.г., повлиявшие на принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, базировались на четырех источниках:

- данные государственной отчетности ООО «Фирма «АрмКузбасс» о состоянии и изменении запасов на лицензионном участке по форме 5-гр;

- данные Государственного баланса запасов;

- сведения, предоставленные Кузбасснедра внешним управляющим ООО «Фирма «АрмКузбасс» (письмо от 26.09.2008 №039);

- результат проверки Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области (акт №НВЗ-216 от 23.06.2008).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечены Администрация Кемеровской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее: Управление Росприроднадзора по Кемеровской области).

Администрация Кемеровской области представила возражения против заявленных требований, поддержала позицию Управления по недропользованию по Кемеровской области. В соответствии с действующим законодательством в компетенции субъекта Российской Федерации осталось распоряжение участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Распоряжение всеми другими участками недр отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Управление Росприроднадзора по Кемеровской области считает требование заявителя необоснованным.

В соответствии с действующим Положением Управление Росприроднадзора по Кемеровской области осуществляет полномочия по контролю и надзору в сфере природопользования, в том числе осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Проверка ООО «Фирма «АрмКузбасс» была проведена на основании плана проверок на 2008 год, утвержденного приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 09.01.2008 №01.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» по результатам контрольных мероприятий был составлен Акт проверки соблюдения ООО «Фирма «АрмКузбасс» требований природопользования и охраны окружающей среды №НВЗ-216 от 23.06.2008. в котором были отражены выявленные в ходе проверки нарушения существенных условий лицензии, а именно невыполнение установленного лицензией уровня годовой добычи золота, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона РФ «О недрах» является основанием для прекращения права пользования недрами.

24.06.2008 в соответствии с приказом МПР России от 06.09.2007 №233 «О координации и контроле деятельности Федерального агентства по недропользованию и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при подготовке и рассмотрении материалов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами» материалы проверки ООО «Фирма «АрмКузбасс» для начала процедуры по досрочному прекращению права пользования недрами были направлены в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с лицензией на право пользования недрами КЕМ 00698 БР со сроком действия до 01.01.2025 заявитель проводил работы по геологическому изучению и добыче россыпного золота на месторождении р.Нижняя Суета.

В период с 09 по 27 июня 2008 года комиссией Управления Росприроднадзора по Кемеровской области проведена плановая комплексная проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования ООО «Фирма «АрмКузбасс».

На основании акта проверки Управление по недропользованию по Кемеровской области 28.08.2008 направило заявителю уведомление №13-5/1795 о нарушениях, допущенных при пользовании недрами, в соответствии с которым обществу было предложено принять меры по устранению нарушений и направить в адрес Кузбасснедра соответствующую информацию по истечении трех месяцев с момента получения уведомления.

Внешний управляющий ООО «Фирма «АрмКузбасс» письмом №039 от 26.09.2009. направленным в Кузбасснедра, сообщил, что определением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.05.2008 в отношении ООО «Фирма «АрмКузбасс» введена процедура банкротства - внешнее управление; в настоящее время в связи с финансовыми трудностями добыча золота не осуществляется. На собрании кредиторов 22.08.2008 принят план внешнего управления, после выполнения которого добыча золота будет возобновлена.

Приказом Управления по недропользованию по Кемеровской области (Кузбасснедра) №38 от 05.03.2009 на основании пунктов 2, 3 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах» в связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензии и систематическим нарушением установленных правил пользования недрами с 05.03.2009 прекращено право пользования недрами общества с ограниченной ответственностью «Фирма «АрмКузбасс», предоставленное лицензией КЕМ 00698 БР с целью геологического изучения и добычи россыпного золота на месторождении р.Нижняя Суета.

В чем состоит нарушение пользователем недр существенных условий лицензии и систематическое нарушение установленных правил пользования недрами, в приказе не отражено.

Согласно статье 20 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в частности, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2), систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами (пункт 3 части 2).

Статья 22 Закона Российской Федерации «О недрах» регламентирует порядок досрочного прекращения права пользования недрами.

В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 части 2 статьи 20 Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Приказ о прекращении права пользования недрами издан на основании рекомендаций Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Кемеровской области, отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Кемеровской области (далее: Комиссия).

Указанная Комиссия образована приказом Федерального агентства по недропользованию №435 от 17.11.2994.

Как указано в Положении о Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении и права пользования участками недр на территории Кемеровской области, отнесенных к компетенции Территориального агентства по недропользованию по Кемеровской области (приложение №4 к приказу Федерального агентства по недропользованию от 17.11.2004 №435), одной из основных задач Комиссии является рассмотрение и выдача рекомендаций по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами.

В материалах дела имеется протокол №73 заседания Комиссии от 10.02.2009, согласно которому Комиссия рекомендовала Кузбасснедра в пределах его полномочий принять решение о досрочном прекращении права пользования недрами ООО «Фирма «АрмКузбасс» предоставленного с целью геологического изучения и добычи россыпного золота на месторождении р.Нижняя Суета по лицензии КЕМ 00698 БР на основании пунктов 2, 3 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах», а именно в связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензии и систематическим нарушением установленных правил пользования недрами.

При этом Комиссия установила, что выданной обществу лицензией на право пользования недрами КЕМ 00698 БР со сроком действия по 01.01.2005 установлен уровень добычи золота с 2001 года не менее 40 кг в год. Фактические уровни по данным статотчетности по форме гр-5 по годам составили: 2001г. - 13 кг, 2002г. - 2 кг, 2003г. - 8 кг. 2004г. - 0 кг, 2005г. - 35 кг. 2006г. - 7 кг, 2007г. - 0 кг.

В протоколе имеется ссылка на проведенную Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области проверку деятельности предприятия, по результатом которой составлен Акт проверки №НВЗ-216 от 23.06.2008.

Комиссия пришла к выводу, что ООО «Фирма «АрмКузбасс» за время своей деятельности никогда не выполняло существенное условие лицензии КЕМ 00698 БР по уровню добычи золота, а в последние 2 года вообще прекратило добычу.

Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что при решении вопроса о досрочном прекращении права пользования участками недр необходимо было согласование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что лицензия на право пользования недрами КЕМ 00698 БР была выдана ООО «Фирма «АрмКузбасс» в январе 2000 года двумя государственными органами: со стороны Российской Федерации - Комитетом природных ресурсов по Кемеровской области, со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Администрацией Кемеровской области.

Однако Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ в Закон Российской Федерации «О недрах» были внесены изменения в части разграничения предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции от 22.08.2004) оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют распоряжение участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №293 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию» агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Полномочия Кузбасснедра по досрочному прекращению права пользования недрами закреплены в Положении об Управлении по недропользованию по Кемеровской области, утвержденном приказом Федерального агентства по недропользованию МПР РФ от 19.01.2007 №57.

Суд считает, что Управление по недропользованию по Кемеровской области (Кузбасснедра) обладает полномочиями по распоряжению участками недр, за исключением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

С учетом изложенных обстоятельств, суд соглашается с позицией заинтересованного лица, согласно которой Временные методические рекомендации в настоящее время действуют в той мере, в какой не противоречат положениям Закона Российской Федерации «О недрах», не предусматривающим согласование с органами государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

Не принят во внимание судом и довод заявителя о неправильной квалификации Управлением по недропользованию по Кемеровской области оснований для досрочного прекращения права пользования недрами.

По мнению заявителя, необеспечение недропользователем годового уровня добычи золота в 40 кг является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона РФ «О недрах» - если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.

Лицензионное соглашение, в котором был предусмотрен годовой уровень добычи золота, является неотъемлемой частью лицензии КЕМ 00698 БР. Соответственно, нарушение указанного условия является существенным нарушением.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Суд соглашается с Управлением по недропользованию по Кемеровской области, что обязанности недропользователя составляют основные правила, которые он должен соблюдать при пользовании недрами.

Таким образом, в случае систематического невыполнения условия лицензии о годовом уровне добычи золота, право пользования недрами может быть прекращено досрочно по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах».

Вместе с тем суд полагает, что при проведении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами были допущены существенные нарушения, являющиеся основанием для признания оспариваемого приказа незаконным.

Как установлено в судебном заседании, Акт № НВЗ-216 от 23.06.2008 проведенной Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области проверки соблюдения ООО «Фирма «АрмКузбасс» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 4 Регламента взаимодействия Федерального агентства по недропользованию и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при подготовке и рассмотрении материалов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами (утв. Приказом МПР России от 06.09.2007) был направлен в Федеральное агентство по недропользованию письмом от 14.07.2008 №ВК-02-33/5952.

В дальнейшем акт проверки был направлен в Управление по недропользованию для рассмотрения и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 00698 БР.

Таким образом, указанный акт проверки от 23.06.2008 явился непосредственным основанием для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами Комиссией для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Кемеровской области, отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Кемеровской области.

Вместе с тем, проверка соблюдения ООО «Фирма «АрмКузбасс» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды проведена с нарушением требований действующего законодательства.

В соответствии с положениями статьи 7 действующего на момент проведения проверки Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 №134-ФЗ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

наименование органа государственного контроля (надзора);

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Как указано в статье 9 Федерального закона №134-ФЗ, по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются, в частности, сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона;

посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 12 Федерального закона №134-ФЗ).

Согласно статье 13 Федерального закона №134-ФЗ должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из Акта проверки №НВЗ-216 от 23.06.2008, по юридическому адресу общества направлено уведомление о проведении плановой проверки.

Однако доказательства направления уведомления в деле отсутствуют.

В судебном заседании представители заявителя отрицают получение указанного уведомления.

При проведении проверки комиссия установила, что в 2008 году работы не ведутся. Предприятие систематически не выполняет установленный лицензией уровень добычи золота.

Каким образом установлено указанное нарушение, в акте не отражено.

По сути. проверка свелась лишь к выезду комиссии по юридическому адресу общества и констатации отсутствия там работников недропользователя.

Кроме того, Акт проверки был вручен представителю общества лишь 01.06.2009, то есть после издания приказа о прекращении права пользования недрами.

Учитывая изложенное, суд считает, что при проведении проверки соблюдения обществом требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды были существенно нарушены права и законные интересы заявителя.

Указанные нарушения являются основанием для признания недействительным оспариваемого приказа Управления по недропользованию по Кемеровской области.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины отнесены на заинтересованное лицо.

При этом суд учитывает следующее.

Суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что ответчиком (заинтересованным лицом) является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ истцу (заявителю) в возмещении его судебных расходов.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование ООО «Фирма «АрмКузбасс» удовлетворить.

Признать недействительным приказ от 05.03.2009 №36 Управления по недропользованию по Кемеровской области «О досрочном прекращении права пользования недрами общества с ограниченной ответственностью «Фирма «АрмКузбасс», предоставленного с целью геологического изучения и добычи россыпного золота на месторождении р.Нижняя Суета в рамках лицензии КЕМ 00698 БР».

Взыскать с Управления по недропользованию по Кемеровской области в пользу ООО «Фирма «АрмКузбасс» 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья Д.Л.Лежнин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-8652/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 03 августа 2009

Поиск в тексте