• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 05 августа 2009 года  Дело N А27-8654/2009

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 05 августа 2009 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Семенычевой Е.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новожиловой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Шакурова Сергея Леонидовича, г. Кемерово

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово

о признании незаконным решения № 296 от 14.05.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании инспекции возвратить госпошлину, оплаченную за государственную регистрацию юридического лица в размере 2000 рублей

при участии:

от Шакурова С.Л.- Ивановой С.А., представителя по доверенности от 29.06.2009, паспорт;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - Фролова Д.С., специалиста юридического отдела, доверенность от 24.06.2009, удостоверение

у с т а н о в и л:

Шакуров Сергей Леонидович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово № 296 от 14.05.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании инспекции возвратить госпошлину, оплаченную за государственную регистрацию юридического лица в размере 2000 рублей.

В обоснование заявленных требований представитель заявителя, ссылаясь на Федеральный закон № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», полагает, что отказ в государственной регистрации юридического лица является незаконным, тем самым нарушает права и законные интересы заявителя. По мнению представителя заявителя у инспекции не было права отказывать в государственной регистрации юридического лица, поскольку для регистрации были представлены документы в полном объеме, а сотрудник инспекции, принимающий документы не указал на то, что код классификации видов экономической деятельности не соответствует классификатору, и принял документы. По мнению представителя заявителя, налоговый орган должен вернуть государственную пошлину, поскольку государственная пошлина уплачивается за регистрацию юридического лица, а не за любые действия касающиеся вопроса регистрации.

Представитель налогового органа требования заявителя считает необоснованными, полагая, что отказ в государственной регистрации законен и обоснован. По мнению представителя налогового органа, поскольку в заявлении о государственной регистрации юридического лица были неверно указаны коды и наименования видов экономической деятельности, он не может считаться поданным, в связи с несоответствием его требованиям, предъявляемым к заполнению. Подробно возражения изложены в письменном отзыве.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим:

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 167-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статья 12 указанного закона закрепляет исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица при его создании.

В отношении некоторых из них законодательством предусмотрено, что они должны быть представлены в специальных, заранее утвержденных формах. В частности, такие требования распространяются на заявление и документ об уплате государственной пошлины.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 № 439 утверждены «Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В частности утверждена форма № Р11001 - «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», в которой на листе «И» указываются сведения о видах экономической деятельности с указанием кодов по ОКВЭД.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности должны содержаться в Едином государственной реестре юридических лиц. Сведения о видах экономической деятельности должны быть заполнены с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст.

В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона в заявлении подтверждается, что сведения, содержащиеся в представленных учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации являются достоверными.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем заявителя, коды ОКВЭД указанные заявителем в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании не соответствуют Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Следовательно, указание в заявлении на соответствие содержащихся в нем сведений установленным законодательством требованиям не соответствует действительности, а сведения о кодах ОКВЭД, указываемых на листе «И» заявления о государственной регистрации юридических лиц при создании, являются недостоверными.

Строки заявления, содержащие недостоверные сведения, считаются незаполненными, а заявление считается не представленным.

Поскольку заявление содержит недостоверные сведения, следовательно, указанное заявление должно рассматриваться как поданное ненадлежащим образом.

Указанная позиция согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.01.2009 № 16130/08.

Таким образом, инспекцией правомерно, на основании статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателе» принято решение об отказе в государственной регистрации. Оснований для признания недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лиц от 14.05.2009 № 296 не имеется.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает, что заявление о государственной регистрации должно заполняться с соблюдением установленной формы. Несоблюдение формы должно влечь за собой неблагоприятные последствия для заявителя, так как подача заявления, оформленного в установленном порядке, является существенным условием государственной регистрации юридического лица.

Регистрирующий орган не наделен правом изменения сведений, включенных заявителем в заявление. У регистрирующего органа отсутствуют полномочия по устранению по собственной инициативе выявленных в заявлении противоречий. Действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность до вынесения решения по результатам рассмотрения заявления по извещению лица, обратившегося за регистрацией юридического лица, о причинах отказа в регистрации или выявленных противоречиях в поданных на регистрацию документах. При этом заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган после устранения допущенных в оформлении заявления несоответствий.

Таким образом, включение в Единый государственный реестр юридических лиц заведомо недостоверной информации о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности общества противоречит нормам Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Суд, исходя из положений, установленных статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» приходит к выводу о том, что недостоверность сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых податель заявления в установленном законом порядке гарантировал достоверность, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, в связи с чем соглашается с доводом налогового органа, который расценивает данный факт как не представление документа.

В силу статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Заявитель не представила регистрирующему органу и суду доказательств, подтверждающих, что сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании относительно вида экономической деятельности, достоверны.

При изложенных обстоятельствах, решение от 14.05.2009 № 296 об отказе в государственной регистрации юридического лица законно и обосновано. Нарушение прав и законных интересов заявителя в ходе судебного разбирательства не установлено.

Суд также не находит правовых оснований для удовлетворения требования об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово возвратить госпошлину, оплаченную за государственную регистрацию юридического лица в размере 2000 рублей.

Статьями 3 и 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что за государственную регистрацию юридического лица при создании уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица 2 000 рублей.

Согласно статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина».

Государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий, в том числе на совершение регистрационных действий (подпункт 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).

При этом пункт 1 статьи 333.40 Налогового кодекс Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, подлежит возврату частично или полностью.

Исходя из данного перечня возврат уплаченной государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица возможен в случае: - уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Кодекса; - отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Таким образом, в случае отказа регистрирующим органом в государственной регистрации создаваемого юридического лица уплаченная государственная пошлина за совершение данного юридически значимого действия возврату не подлежит.

Уплата государственной пошлины, являющейся федеральным сбором, направлена на совершение уполномоченным органом в отношении ее плательщика юридически значимых действий. При этом действия уполномоченного органа могут привести как к положительному (например, предоставление определенных прав или выдача разрешений), так и к отрицательному (например, отказ в предоставлении определенных прав или отказ в выдаче разрешений) для плательщика госпошлины результату. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают зависимости между уплатой плательщиком сбора и получением им положительного результата.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование Шакурова Сергея Леонидовича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо в двух месячный срок с момента вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Е.И.Семёнычева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-8654/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 05 августа 2009

Поиск в тексте