• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2011 года  Дело N А27-8677/2011

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2011 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Дикаревой М.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Западно-Сибирская железная дорога», г. Новосибирск

к открытому акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово

о взыскании 2481955 руб. штрафа за превышение грузоподъемности вагона и 2481955 руб. штрафа за искажение сведений о грузе,

при участии:

от истца - Щербаковой М.Б., юрисконсульта, доверенность от 30.11.2010 № НЮ-16/207, паспорт;

от ответчика - Чевтайкиной Н.А., представителя по доверенности от 23.12.2010 № 911-2010/УК, паспорт;

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», г. Москва в лице филиала «Западно-Сибирская железная дорога», г. Новосибирск (далее - ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к открытому акционерному обществу Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово (далее - ОАО УК «Кузбассразрезуголь», ответчик) о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности в размере 2481955 руб., штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе в размере 2481955 руб. на основании статей 98, 102 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Определением суда от 03.08.2011 подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству в порядке статей 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ на 29.08.2011.

Протокольным определением судебное разбирательство отложено на 19.09.2011.

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представил письменные пояснения по делу.

Представитель ответчика иск оспорил, указав, что в коммерческом акте указано, что применена погрешность взвешивания +/- 1%, однако правильность применения размера погрешности проверить не представляется возможным, так как отсутствуют сведения о применяемом железной дорогой методе взвешивания - в статике или в динамике. Данные, полученные перевозчиком при контрольной перевеске на станции Дема, являются недостоверными. В квитанции № ЭР080334 о приемке на перевозку угля марки КСР указан объем каждого вагона, в часть из которых количество излишек, указанных перевозчиком в коммерческом акте, не могло вместиться. Истцом применена двойная ответственность по статьи 102 и по статье 98 УЖДТ. Просил применить статью 333 Гражданского кодекса РФ. Более подробно позиция ответчика изложена в письменном отзыве, дополнении к отзыву.

Заслушав пояснений представителей сторон, рассмотрев представленные документы, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 17 ноября 2010 года по транспортной железнодорожной накладной № ЭР-080334 со станции Углерод Западно-Сибирской железной дороги (станция отправления) до станции Грачи Северо- Кавказкой железной дороги (станция назначения) ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (грузоотправитель) в адрес ООО «ЦОФ «Шолоховская» (грузополучатель) отправлен груз - уголь каменный марки К (коксующийся), марка КСР класс 1, в вагонах 65021248, 67634873, 62231311, 64738131, 64171663, 67246108, 61100582, 62179528, 67032623, 64374622, 60089232, 62493283, 62307046, 62137732, общей массой 940800 кг.

В транспортной железнодорожной накладной указан вес нетто каждого вагона 67200 кг.

20 ноября 2010 года на станции Дема вагоны отцеплены, проведена комиссионная проверка и контрольное взвешивание с использованием 200 тонных тензометрических электромеханических вагонных весах ТС-Д-ЖД «ИнфаТрэк», заводской номер ИТ-03-053-03 (паспорт весов ТСНК.001043.03.03ПС, свидетельство о поверке № 7/407, копии которых представлены в материалы дела).

В ходе перевески установлено, что фактически вагон № 65021248 вес тары 22900 кг, вес брутто 100500 кг, вес массы нетто 77600 кг (с учётом предельных отклонений - 76552 кг), что более документа на 9352 кг и более грузоподъемности на 7552 кг; вагон № 67634873 вес тары 24000 кг, вес брутто 104500 кг, вес массы нетто 80500 кг (с учётом предельных отклонений - 79452 кг), что более документа на 12252 кг и более грузоподъемности на 9452 кг, вагон № 62231311 тары 22500 кг, вес брутто 100500 кг, вес массы нетто 78000 кг (с учётом предельных отклонений - 76952 кг), что более документа на 9752 кг и более грузоподъемности на 7952 кг; вагон № 64738131 тары 22000 кг, вес брутто 101500 кг, вес массы нетто 79500 кг (с учётом предельных отклонений - 78452 кг), что более документа на 11252 кг и более грузоподъемности на 9452 кг; вагон № 64171663 тары 24200 кг, вес брутто 100500 кг, вес массы нетто 76300 кг (с учётом предельных отклонений - 75252 кг), что более документа на 8052кг и более грузоподъемности на 5752 кг; вагон № 67246108 тары 22500 кг, вес брутто 101000 кг, вес массы нетто 78500 кг (с учётом предельных отклонений - 77452 кг), что более документа на 10252 кг и более грузоподъемности на 8452 кг; вагон № 61100582 тары 22200 кг, вес брутто 100000 кг, вес массы нетто 77800 кг (с учётом предельных отклонений - 76752 кг), что более документа на 9552 кг и более грузоподъемности на 7752 кг; вагон № 62179528 тары 24300 кг, вес брутто 103500 кг, вес массы нетто 79200 кг (с учётом предельных отклонений - 78152 кг), что более документа на 10952 кг и более грузоподъемности на 8652 кг; вагон № 67032623 тары 22200 кг, вес брутто 101000 кг, вес массы нетто 78800 кг (с учётом предельных отклонений -77752 кг), что более документа на 10552 кг и более грузоподъемности на 8752 кг; вагон № 64374622 тары 22200 кг, вес брутто 99000 кг, вес массы нетто 76800 кг (с учётом предельных отклонений - 75752 кг), что более документа на 8552 кг и более грузоподъемности на 6752 кг; вагон № 60089232 тары 24200 кг, вес брутто 103000 кг, вес массы нетто 78800 кг (с учётом предельных отклонений -77752 кг), что более документа на 10552 кг и более грузоподъемности на 8252 кг; вагон № 62493283 тары 23000 кг, вес брутто 102000 кг, вес массы нетто 79000 кг (с учётом предельных отклонений - 77952 кг), что более документа на 10752 кг и более грузоподъемности на 7952 кг; вагон № 62307046 тары 24100 кг, вес брутто 101500 кг, вес массы нетто 77400 кг (с учётом предельных отклонений - 76352 кг), что более документа на 9152 кг и более грузоподъемности на 6852 кг; вагон № 62137732 тары 22200 кг, вес брутто 100000 кг, вес массы нетто 77800 кг (с учётом предельных отклонений - 76752 кг), что более документа на 9552 кг и более грузоподъемности на 7752 кг.

О вышеуказанных нарушениях составлен акт общей формы от 22.11.2010 № 5345, коммерческий акт от 22.11.2010 № КБШ1000619/233.

Уведомлением ОАО УК «Кузбассразрезуголь» предложено уплатить штраф, начисленный на основании коммерческого акта от 22.11.2010 № 233 в соответствии со статьями 102 и 98 УЖДТ в сумме 4963 910 руб. в добровольной порядке (уведомление вручено начальнику грузовой службы Ролдугину С.В.).

ОАО УК «Кузбассразрезуголь» не согласилось с данными, указанными в коммерческом акте от 22.11.2010 № КБШ 1000619/233, указав, что погрузка угля грузоотправителем осуществлялась исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, в технически исправный вагон, для определения массы использовались исправные 100 тонные тензометрические весы ВТВ-С № 122, прошедшие государственную поверку 03.09.2010. Груз принят на станции Углерод без претензий.

В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке отказался удовлетворить требования об уплате штрафа, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Обязательственные отношения сторон квалифицируются как отношения, обусловленные договором перевозки груза железнодорожным транспортом с применением соответственно положений главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта РФ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

Заключение между сторонами договора перевозки груза подтверждается представленной в материалы дела железнодорожной накладной.

Из пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.

Ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, несет грузоотправитель.

Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам (статья 23 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

В силу статьи 27 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявленных на перевозку грузобагажа).

Согласно статье 98 Устава железнодорожного транспорта РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

На основании статьи 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в случае, если установлено превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, однако сведения о грузе, указанные в транспортной железнодорожной накладной, соответствуют фактически перевозимой массе груза, к грузоотправителю могут быть применены только санкции, установленные статьей 102 Устава. Если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.

Согласно пункту 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 № 43) при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил при обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45).

На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.

Исследовав акты общей формы, коммерческий акт от 22.11.2010 № КБШ 1000619/233, железнодорожную накладную в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу, что контрольное взвешивание спорных вагонов достоверно отражает факт превышения массы груза его грузоподъемности, а также факт искажения в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе, в результате чего снижается стоимость перевозок.

Суд признает необоснованным довод ответчика о непригодности железнодорожных весов ТС-Д-ЖД № 03-053-03, на которых производилось контрольное взвешивание и обнаружен перегруз, для коммерческого взвешивания, в подтверждение чего представлен акт осмотра железнодорожных весов от 23.11.2010, составленный главным специалистом по обеспечению весоизмерений Подолянчук С.В., начальником грузовой службы филиала «Краснобродский УР».

Исправность вагонных весов истца ТС-Д-ЖД «ИнфаТрэк», на которых производилась контрольная перевеска груза, подтверждена копией технического паспорта, заверенного станцией, свидетельством о государственной поверке.

Кроме того, факт превышения грузоподъемности также подтверждается тем, что излишки груза отгружены перевозчиком в вагоны № 67093526, 67475855, 61816708, 65132342, 61499901, 61332037, 64275944, 67129718, 63157309, 62051644, 67109512, 61339156, 67829218, 65043242, что подтверждается актами общей формы от 30.11.2010 № 5494, 5496, 5497, 5543, 5544, 5503, 5504, 5499, 5502, 5500, 5495, 5493, 5532, 5498.

Излишки груза в указанных вагонах направлены на станцию назначения Грачи по дополнительным отправкам и выданы грузополучателю ООО «ЦОФ «Шолоховская» на станции назначения Грачи Северо-Кавказкой железной дороги, что подтверждается штампами о выдаче груза в дорожных ведомостях ЭР594516, ЭР601343, ЭР 603082, ЭР 672313, ЭР608662, ЭР 673762, ЭР611470, ЭР613302, ЭР598, ЭР607174, ЭР605637, ЭР595836, ЭР592898, ЭР657001.

Кроме того, 07.12.2010 на станции назначении Грачи произведена контрольная перевеска груженных вагонов, отправленных ответчиком по основной отправке, а также вышеуказанных вагонов, в которые отгружены излишки груза, данный факт зафиксирован актами общей формы от 07.12.2010 № 2/878, от 08.12.2010 № 2/879, от 09.12.2010 № 2/880, от 13.12.2010 № 2/881, от 14.12.2010 № 2/882. Контрольная перевеска производилась в присутствии представителя грузополучателя, что подтверждается его подписями в актах общей формы. По результатам данного взвешивания разницы в массе, определенной на станции следования Дема, не установлено.

При расчете массы груза истцом учтена погрешность +/-1 %, расчет произведен в соответствии с рекомендациями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.05.2008 г. МИ 3115-2008 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем». Расчет провозной платы выполнен по правилам тарифного руководства № 1 (прейскуранта 10-01).

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ контррасчет штрафа ответчиком не представлен.

Согласно статье 333 Гражданского кодекса РФ в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В пункте 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» арбитражным судам разъяснено, что в случае установления при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.

Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для применения статьи 333 Гражданского кодекса РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства и др.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец не представил доказательств, свидетельствующих о причинении ему значительных убытков или наступления иных неблагоприятных последствий вследствие перегруза вагона сверх его грузоподъемности.

Оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд учитывает компенсационную природу штрафа, несоразмерность взыскиваемого штрафа последствиям нарушения обязательства, а также отсутствие каких-либо доказательств наличия у истца каких-либо особых негативных последствий, причиненных перегрузом сверх грузоподъемности, и считает возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании указанной нормы суд уменьшает размер начисленного истцом штрафа за превышение грузоподъемности вагона до 1240977 руб. 50 коп., штрафа за искажение сведений о грузе до 1240977 руб. 50 коп.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 168-171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Западно-Сибирская железная дорога», г. Новосибирск 1240977 руб. 50 коп. штрафа за превышение грузоподъемности вагона, 1240977 руб. 50 коп. штрафа за искажение сведений о грузе, всего 2481955 руб., а также 47819 руб. 55 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

В иске в остальной части отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-8677/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 26 сентября 2011

Поиск в тексте