АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 ноября 2008 года  Дело N А27-8701/2008

Резолютивная часть решения объявлена 05.11.2008 г.

Решение изготовлено в полном объеме 12.11.2008 г.

при ведении протокола  судебного заседания судьей Михаленко Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения «Кузбасский центр энергосбережения», г. Кемерово

к Муниципальному предприятию «Тепловые сети города Кемерово», г. Кемерово

о взыскании 2 324 500 руб.

при участии

от истца: Шульга В.И., доверенность от 15.07.2008г. № А-2-04/1066,

от ответчика: Маланьин В.Г., доверенность от 28.12.2007г.,

Установил:

Государственное учреждение «Кузбасский центр энергосбережения», г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Муниципальному предприятию «Тепловые сети города Кемерово», г. Кемерово о взыскании 2 324 500 руб. отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения на основании Положения «О порядке формирования и использования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения», утвержденного Распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 г. № 58-р в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.07.2006 г. № 139.

Ответчик исковые требования не признал, представил отзыв на иск, указал на отсутствие оснований для возникновения у него обязательств по перечислению целевых средств в связи с отсутствием соответствующих федеральных нормативных актов, а также договорных отношений между истцом и ответчиком (ст.ст. 8, 307 ГК РФ), полагает, что Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 229 от 30.11.2006г. и  № 277 от 31.12.2007г. не могут учитываться в качестве нормативных актов, обосновывающих требования истца. Кроме того, сославшись на оспаривание в настоящее время Постановления РЭК КО № 229 от 30.11.2006г. в судебном порядке (дело № А27-10109/2008-5), считает, что указанное Постановление не может применяться до принятия решения по заявлению о признании его недействующим, а рассмотрение настоящего дела подлежит приостановлению до вступления в законную силу судебного акта по заявлению о признании нормативного акта недействующим. Одновременно ответчик указал на недоказанность истцом размера исковых требований.

Истцом рассмотрение  вопроса о приостановлении производства по делу передано на усмотрение суда.

Ходатайство о приостановлении производства по делу принято  судом к рассмотрению.

Определением суда от 15.09.2008г. проведение предварительного судебного заседания отложено на 15.10.2008г. для получения от РЭК КО сведений о включении в тариф на 2008 год, применяемый ответчиком при расчетах с потребителями, целевых отчислений в размере 1% от стоимости отпущенной на потребительский рынок тепловой энергии.

Для выработки ответчиком позиции об оспаривании постановления РЭК КО № 277 от 31.12.2007г. в судебном порядке, представления доказательств обращения в суд с соответствующим требованием в порядке ст.136 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв до 20.10.2008г. до 15-30ч., после перерыва представитель ответчика сообщил об отсутствии намерения оспаривать постановление РЭК КО № 277 от 31.12.2007г. в судебном порядке.

Суд  отклонил  ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу, не лишая  его права на заявление ходатайства  о приостановлении производства по делу на стадии судебного разбирательства.

Определением  суда  от 20.10.2008 г. дело назначено к судебному разбирательству на  05.11.2008 г.

В настоящем судебном заседании истец заявил  ходатайство об увеличении суммы иска до  2 926 500 руб., представил расчет, просит взыскать с ответчика  задолженность  за период с 01.07.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 1 120 500 руб., с 01.01.2008 г. по 30.09.2008 г. в сумме 1 806 000 руб.

В порядке статьи 49 АПК РФ ходатайство  истца судом удовлетворено.

Истцом представлены письменные возражения от 10.09.2008 г.  на отзыв, в которых приведено нормативное обоснование исковых требований в части обязанности  ответчика как  энергоснабжающей организации по перечислению на отдельный счет ГУ «Кузбасский центр энергосбережения» 1% от необходимой валовой выручки.

Ответчик на приостановлении производства по делу не настаивает.

Как видно из материалов дела и установлено судом, во исполнение положений Федерального закона «Об энергосбережении» от 03.04.1996 N 28-ФЗ для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий 09.12.1999 был принят Закон N 78-ОЗ, в соответствии с которым 15.02.2002 г. утверждено Положение «О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения» (Положение).

Статьей  3 Закона КО № 78-ОЗ от 09.12.1999г. «О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению» определено, что порядок консолидации целевых отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм  включения в тарифы и порядок  использования  целевых средств определяется Коллегией Администрации кемеровской области.

В целях реализации указанных полномочий Коллегией Администрации Кемеровской области  принято постановление от 17.07.2006 г. № 139, которым утверждено Положение (в новой редакции) о порядке формирования  и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения и обеспечения энергоэффективности  экономики Кемеровской области, в соответствии с которым источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет. Размер отчислений составляет 1 % от необходимой валовой выручки (НВВ) энергоснабжающих организаций, которые обязаны ежемесячно письменно отчитываться перед ГУ «Кузбасский центр энергосбережения» о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту и производить перечисление целевых средств не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Требование о необходимости заключения с энергоснабжающими организациями соответствующих договоров  Положение не устанавливает.

Обращаясь с настоящими требованиями, истец указал, что ответчик при применении утвержденных постановлениями РЭК КО от 30.11.2006 N 229,от 31.12.2007 г. № 277, с учетом указанных выше отчислений тарифов на энергию, отпущенную им на розничный (потребительский) рынок в спорный период, не исполнил возложенных на него правовыми актами обязанностей по перечислению целевых средств.

Возражения против иска мотивированы тем, что постановления РЭК КО от 30.11.2006 N 229, от 31.12.2007 г. № 277  в части включения в тариф отчислений в размере 1 % от НВВ не соответствует федеральному законодательству. По делу № А27-10109/2008-5  о признании недействующим  постановления РЭК КО от 30.11.2006г. № 229 в части  включения в тариф  1% в счет формирования  целевых средств для реализации областной программы энергосбережния  заявитель отказался от  требования в порядке статьи 49 АПК РФ, производство по делу прекращено.

Постановление РЭК КО от 31.12.2007 г. № 277 не оспорено, является  действующим.

Исковые требования основываются также на письмах РЭК КО от 05.02.2007г. № А-4-9/80-02-1; от 22.01.2008 г. № А-2-12/66-02 о плановых объемах целевых средств энергосбережения  ответчика на 2007-2008г.г.

Судом в ответ на определение  об истребовании доказательств от 17.09.2008 г. получено письмо  РЭК КО от 09.09.2008 г. № С-6-21 /1223-01, которым подтверждено которым подтверждено, что в соответствии с действующим положением  о порядке формирования и использования целевых средств для реализации областной  Программы энергосбережения, утвержденным распоряжением Администрации Кемеровской области от 15.02.2002 г. № 97, размер отчислений, включаемых в структуру регулируемых тарифов на электрическую и (или) тепловую энергию, составляет один процент от валовой выручки энергоснабжающих организаций, в том числе по МП «Тепловые сети города Кемерово». К письму приложена расшифровка необходимой валовой выручки на передачу тепловой  энергии по данному поставщику тепла  на 2008 г.  с включением в тариф. Утвержденный  постановлением РЭК КО от 31.12.2007г. № 277 целевых средств энергосбережения.

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области  в пределах своих полномочий, предоставленных  Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Законом Кемеровской области от 19.11.2001 г. № 103-ОЗ «О региональной энергетической комиссии», Положения о ней, утвержденного  постановлением Администрации Кемеровской области от 18.12.2001 г. № 123, установила тарифы для ответчика, обязательные в применении при расчетах с потребителями.

Поскольку ежемесячные отчеты о теплоснабжении в нарушение пункта 2.2 Положения ответчиком истцу и в материалы дела не представлены, расчет истца основан на сведения, полученных из справок РЭК КО о плановом объеме отпущенной (переданной) ответчиком  энергии за спорный период.

Доводы ответчика о наличии перед ним  дебиторской задолженности потребителей (получателей)  энергии  перед ним судом во внимание не принимаются, поскольку обязанным лицом перед истцом  в силу вышеуказанных  нормативных актов является непосредственно МП «Тепловые сети города Кемерово».

Расчет суммы иска ответчиком не опровергнут ( статья 65 АПК РФ ).

Суд исходит из того, что названными  постановлениями РЭК КО, принятыми с учетом экономического обоснования затрат производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов на реализацию программ энергосбережения, включающие в тарифы 1 % отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения, фактически детализирует положения действующих нормативных актов к конкретной энергоснабжающей организации. Поскольку эти нормативно-правовые акты являются действующими и в установленном порядке не признаны противоречащими федеральному законодательству, то отсутствуют основания для признания  постановлений РЭК КО не подлежащим применению в рамках настоящего дела в порядке статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с  положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации( ГК РФ ) гражданские права и обязанности  возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления. которые предусмотрены законом в качестве  основания их возникновения.

Суд находит несостоятельными доводы   ответчика о несоответствии нормативных актов Кемеровской области в части включения в тариф в качестве отчислений 1 % от НВВ для формирования целевых средств на реализацию региональной целевой программы энергосбережения федеральному законодательству.

Согласно расчету суммы иска с 01.07.2007 г. по 31.12.2007 г.  задолженность ответчика по отчислениям составляет 1 120 500 руб., исходя из планового годового объема целевых средств 2 241 000 руб.; с 01.01.2008 г. по 30.09.2008 г. - 1 806 000 руб., исходя из планового объема целевых средств 2 408 000 руб.

Расчет судом проверен, составлен правильно, ответчиком не оспорен.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона: односторонний отказ от исполнения обязательства, изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ); надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).

Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме, с возмещением расходов по оплате госпошлины за счет ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Муниципального предприятия «Тепловые сети города Кемерово», г. Кемерово в пользу Государственного учреждения «Кузбасский центр энергосбережения», г. Кемерово 2 926 500 руб. основного долга, в счет возмещения расходов по оплате госпошлины 26 132 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Западно-Сибирского  округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Арбитражного суда

Кемеровской области    Е.Н. Михаленко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка