АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 07 апреля 2008 года  Дело N А27-870/2008

Резолютивная часть решения оглашена  :  «07» апреля  2008 г.

Полный текст решения изготовлен  :  «07» апреля  2008 г.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе: судьи  Петраковой С.Е.

при ведении протокола судебного заседания : помощником судьи Швайко И.А.

рассмотрев  в  судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью « НЭМО», г. Новосибирск

к  Инспекции Федеральной налоговой службы  по  г.  Киселевску  Кемеровской области,  г. Киселевск

о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы  по  г.  Киселевску  Кемеровской области,  г. Киселевск по отказу в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес

при участии:

от заявителя: Веткин Г.Б.- директор, протокол внеочередного собрания от 31.01.2007

от налогового органа:  Леонов И.С.- специалист 1 категории, доверенность от 22.02.2006 № 16-03-16/897;  Красновская А.А.- главный государственный налоговый инспектор юридического отдела, доверенность  от 08.02.2008 № 16-03-16/01433; Прокофьев Е.В.- начальник отдела, доверенность  от 08.02.2008 № 16-03-16/01432; Енина Н.Н.- начальник отдела, доверенность от 08.02.2008  № 16-03-16/01431

Установил: Общество с ограниченной ответственностью «НЭМО» (Свидетельство о регистрации юридического лица Серия 42 № 00161174 от 28.11.2002 г.), г. Новосибирск обратилось  в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления об уточнении требований)  о признании  незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы  по  г.  Киселевску  Кемеровской области,  г. Киселевск  выразившиеся  в  отказе  в  регистрации  объектов налогообложения  на  игорный бизнес  изложенном в письме от 10.12.2007 № 16-04-38/9743.

Определениями суда от 11.02.2008,  04.03.2008  рассмотрение спора откладывалось в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании, поддержал требования, изложенные в заявлении, мотивировав тем, что налоговым органом необоснованно отказано в  регистрации  объектов налогообложения на игорный бизнес.

Сославшись на то, что в силу статьи 366 Налогового кодекса РФ режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный, а  не  разрешительный  характер, полагал, что отказ налогового орган, изложенный в письме от 10.12.2007 № 16-04-38/9743 не основан на нормах действующего налогового законодательства.

Мотивировав тем, что Общество не прекращало деятельность  по организации и содержанию игорного заведения, полагал, что вывод налогового органа о прекращении деятельности игорного заведения безоснователен.

Представитель налогового органа в судебном заседании  возражал против доводов заявителя, сославшись на то, что отказ налогового органа в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес  основан на нормах действующего федерального законодательства.

И пояснил, что, поскольку,  по мнению налогового органа, деятельность общества не отвечает требованиям Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»  № 244-ФЗ от 29.12.2006  (Федеральный закон № 244-ФЗ от 29.12.2006) и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 (Закон о лицензировании № 128-ФЗ от 08.08.2001),  то, у налогового органа отсутствовало право на регистрацию объектов налогообложения на игорный бизнес. Более подробно возражения изложены в письменном отзыве и дополнениях к отзыву.

Как установлено в судебном заседании 03.12.2007 Обществом с ограниченной ответственностью «НЭМО», г. Новосибирск  в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области, г. Киселевск подано заявление о регистрации  объектов  налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов, находящихся по адресу: г. Киселевск, ул. Томская, 20А.

10.12.2007 налоговый орган  № 16-04-38/9743, со ссылкой на нарушения норм Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 и  Закона о лицензировании № 128-ФЗ от 08.08.2001,  отказал обществу в регистрации игровых автоматов.

Не согласившись с  законностью и обоснованностью отказа налогового органа, общество обратилось в суд.

Заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучены письменные материалы и обстоятельства дела.

Суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «НЭМО» (далее - ООО «НЭМО») зарегистрировано в качестве юридического лица 28.11.2002, о чем Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области выдано Свидетельство Серии 42 № 00161174 и присвоен основной государственный  регистрационный номер 1024201473251.

28.11.2002 г. обществу присвоен ИНН 42170544873 и выдано Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица Серии 42 № 001756703.

20.03.2003 Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму ООО «НЭМО», Кемеровская область, г. Новокузнецк, была  выдана лицензия № 000834 на осуществление  деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, сроком действия до 20.03.2008.

В качестве юридического адреса ООО «НЭМО», как следует из лицензии № 000834, выданной  Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму указано: Кемеровская область, г. Новокузнецк,  ул. Орджоникидзе, д. 35

07.02.2007 общество, согласно его заявлению,  в связи со сменой места нахождения,  поставлено на налоговый учет  в Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска.

О чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска выдано Свидетельство Серии 54 № 003295342 от 07.02.2007.

Согласно учетным данным налогоплательщика, в качестве «нового» адреса значится : г. Новосибирск, проспект Дзержинского, 4.

05.04.2006 г.  ООО «НЭМО» обратилось в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области с заявлением  о постановке налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

10.04.2006 общество поставлено на учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу г. Киселевск, ул. Томская, 20А, о чем налоговым органом выдано  уведомление.

Во исполнение требования, предусмотренного пунктом 2 статьи  366 Налогового кодекса РФ, согласно которому каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 данной статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее,  чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения, общество 03.12.2007 г. обратилось в Инспекцию ФНС России по г. Киселевску  с  заявлением о регистрации 50 игровых автоматов.

10.12.2007 налоговый орган в письме  за № 16-04-38/9743 отказал обществу в регистрации игровых автоматов, по мотивам не соответствия  игорного заведения (зала игровых автоматов) по адресу : г. Киселевск, ул. Томская, 20А требованиям Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и требованиям Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

И указал,  что в нарушение пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 на используемые  игровые автоматы, в количестве 50, у налогоплательщика отсутствовали документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования требованиям законодательства о техническом регулировании,  техническим регламентам, стандартам, а также иным обязательным требованиям;

Сославшись на то, что в документе, подтверждающем наличие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, отсутствуют адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и изменения мест осуществления данной деятельности, полагал,  что обществом нарушены  статьи 10, 11 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001.

Мотивировав тем, что по заявлению общества от 13.09.2007 инспекцией с налогового учета сняты все 50 объектов игорного бизнеса - игровых автомата, инспекция полагала, как пояснил представитель в судебном заседании,  что общество «закрыло» игорное заведение.

Данное обстоятельство, также было положено инспекцией в основу отказа в регистрации  объектов налогообложения, поскольку, открытие нового игорного заведения законом не предусмотрено.

Суд,  признавая в качестве состоятельного довод заявителя о незаконности отказа в регистрации объектов игорного бизнеса, исходил из следующего.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса РФ игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес.

В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации таких  объектов.

В силу пункта 3 статьи 366 Налогового кодекса РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

Налоговые органы в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика об изменении количества объектов налогообложения обязаны, в соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ выдать налогоплательщику свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Иных полномочий,  в целях реализации  обязанности налогоплательщика  зарегистрировать установленные им объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес, законодатель налоговому органу не предоставил.

Поскольку налоговые органы в силу п. 3 ст. 30 Налогового кодекса РФ действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, то они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.

Следовательно, у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в регистрации объектов налогообложения.

Ссылка налогового органа на нарушение  обществом  требований  Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в обоснование законности отказа в регистрации объектов налогообложения по игорному бизнесу судом не принимается, поскольку данный закон не регулирует спорные налоговые правоотношения.

Сферой деятельности Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и его  концепцией,  как следует из его названия,  является  государственное регулирование деятельности в сфере игорного бизнеса, а предусмотренные законодательные ограничения на осуществление игорной деятельности устанавливаются «в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан» (ст. 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006).

В связи с тем, что нормы Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не регулируют налоговые правоотношения, то есть, не являются составной частью налогового законодательства, у налогового органа отсутствовали законные основания для применения их в целях регулирования налоговых правоотношений.

Кроме того, нарушение субъектами предпринимательской деятельности правил организации и проведения азартных игр не  прекращает их обязанность уплачивать налоги, и, соответственно, не освобождает от обязанности регистрировать объекты налогообложения, равнозначно, как  не влечет за собой освобождение  налоговых органов от исполнения обязанностей по осуществлению налогового контроля, и взиманию налогов.

Поскольку Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001, также регулирует правоотношения в сфере административных, а не налоговых правоотношений,  то у налогового органа отсутствовали основания  для применения данного закона к налоговым правоотношениям.

В связи с изложенным, судом в обоснование законности отказа в регистрации объектов налогообложения,  не принимается доводы налогового органа о том, что в документе, подтверждающем наличие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, отсутствуют адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и данные об изменении мест осуществления данной деятельности, поскольку данные обстоятельства  спорным правоотношениям не относятся.

Однако,  оценивая законность вывода налогового органа  об утрате обществом права на осуществление  деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений,  по основаниям несоответствия лицензионных документов требованиям  Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001, суд находит необходимым  указать на следующее.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 предусмотрено, что федеральный орган, осуществляющий лицензирование конкретных видов деятельности, определяется Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» лицензирование деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений осуществлялось Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту.

Судом установлено, что Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту 20.03.2003 г. ООО «НЭМО», Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 35 (ИНН 4217054873) выдана Лицензия  № 000834 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений  со сроком действия до 20.03.2008 г.

Статья  10 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001, и принятое в его развитие Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений», действительно, содержит норму, согласно которой  «в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии», указываются в том числе, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

При этом пунктом  2 статьи 10 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 предусмотрено, что «документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ по форме, утвержденной Правительством РФ».

Однако, форма документа, подтверждающего наличие лицензии,  в котором, в том числе требуется указать «места осуществления лицензируемого вида деятельности» утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 г. № 208, которое вступило в силу только с 01.07. 2006 г.

Форма, документа,  подтверждающего наличие лицензии, выданного ООО «НЭМО» государственным лицензирующим органом 20.03.2003 г.  не содержит подобного реквизита и места для его заполнения.

В связи с этим, довод налогового органа о несоответствии лицензии, выданной  ООО «НЭМО» 20.03.2003 г. требованиям  действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности не состоятелен.

Сославшись на факт того, что общество, изменив 07.02.2007 место нахождения юридического лица,  не заявило  об этом в лицензирующий орган, чем,  по мнению инспекции,  нарушило  требования пункта 1 ст. 11 Закона о лицензировании.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 11  Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 в случае изменения места  нахождения юридического лица, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат - юридическое лицо обязан подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Судом установлено, что 07.02.2007 в связи со сменой места нахождения,  общество поставлено на налоговый учет  по месту своего нахождения  в Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска.

Однако,  заявления,  в лицензирующий орган не направило.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 предусматривает, что  в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензирующим органом деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений определена Федеральная налоговая служба.

Таким образом,  вышеназванные полномочия возложены законодателем только лицензирующий орган, то есть, на Федеральную налоговую службу, г. Москва,  которые могут быть реализованы только в рамках полномочий и в порядке, регламентированными нормами  Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001.