АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2011 года  Дело N А27-8711/2011

Резолютивная часть решения оглашена «15» сентября 2011 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен «19» сентября 2011 года.

при ведении  протокола секретарем судебного заседания Степановой Т.А.,

с использованием аудиозаписи

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г.Москва

к открытому акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г.Кемерово

о взыскании 704 030 руб. штрафа,

при участии:

от истца: Юшкова С.А.  - юрисконсульт, доверенность от 28.06.2011, паспорт,

Щербакова М.Б. - юрисконсульт, доверенность от 30.11.2010, паспорт;

от ответчика: Думлер А.А. - представитель, доверенность от 06.06.2011, паспорт.

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги», г.Москва обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» о взыскании 704 030 руб. штрафа, в том числе  по ст.98 Устава  железнодорожного транспорта РФ  в размере 352 015 руб.,  по ст.102 Устава  железнодорожного транспорта РФ  в размере 352 015 руб.

Представители истца исковые требования поддержали.

Представитель ответчика просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Рассмотрев материалы дела,  выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В соответствии с транспортной железнодорожной накладной  №ЭП 871548 от 11.11.2010  со станции Углерод Западно-Сибирской  железной дороги грузоотправителем ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» отправлено грузополучателю ООО ЦОФ «Шолоховская» три вагона  угля  каменного  общим весом нетто 201 600 кг по 67 200 кг  каждый.

20.11.2010 по прибытии на станцию им. Максима Горького  Приволжской  железной дороги было произведено контрольное взвешивание вагонов  №67237487 и №65192684  на электромеханических вагонных весах, в результате которого  установлен перегруз сверх грузоподъемности вагона №67237487 на 10 000 кг  и более трафаретной грузоподъемности на 8 200 кг, вагона №65192684 перегруз сверх грузоподъемности на 8 100 кг и более  трафаретной  грузоподъемности на 6 300 кг, о чем составлены  акт общей формы №3/907 от 21.11.2010 и коммерческий акт от 21.11.2010 №ПРВ 1000955/124.

Отдозированный груз из вагонов №67237487 и №65192684 перегружен  в вагон №60967346  вес нетто 17 400 кг и отправлен по досылочной дорожной ведомости №ЭР 567892.

Истец полагает, что   с ответчика подлежит взысканию штраф в соответствии со ст.98 Устава  железнодорожного транспорта РФ за искажение грузоотправителем сведений о грузе в транспортной железнодорожной накладной в размере  пятикратной платы за перевозку таких грузов, что составит  352 015 руб.,  и в соответствии  со ст.102 Устава  железнодорожного транспорта РФ  перегруз вагона сверх грузоподъемности в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза, что составит 352 015 руб.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения  ОАО «РЖД»  в суд с настоящим иском о взыскании с ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»  штрафа  за искажение сведений о грузе в транспортной железнодорожной накладной в размере 352 015 руб. и  за перегруз вагонов сверх грузоподъемности в размере 352 015 руб.

Оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ,  суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с транспортной железнодорожной накладной грузоотправителем №ЭП 871548 от 11.11.2010 ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  отправлено  грузополучателю  ООО ЦОФ «Шолоховская» три вагона угля каменного общим весом нетто 201 600 кг, в связи с чем произведена провозная плата  в размере 102 332 руб.

20.11.2010 по прибытии на станцию им. Максима Горького  Приволжской  железной дороги было произведено контрольное взвешивание вагонов  №67237487 и №65192684  на электромеханических вагонных весах, о чем составлены  акт общей формы №3/907 от 21.11.2010 и коммерческий акт от 21.11.2010 №ПРВ 1000955/124.

Указанными актами установлен перегруз сверх грузоподъемности вагона №67237487 на 10 000 кг  и более трафаретной грузоподъемности на 8 200 кг, вагона №65192684 перегруз сверх грузоподъемности на 8 100 кг и более  трафаретной  грузоподъемности на 6 300 кг.

В связи с  изложенными обстоятельствами истцом  исчислены  и предъявлены ко взысканию штрафы.

В соответствии со ст.98 Устава железнодорожного транспорта РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Согласно ст.102 Устава железнодорожного транспорта РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

Истец в исковом заявлении в качестве оснований для применения ст.98 Устава  железнодорожного транспорта РФ указывает, что в данном случае ответчиком искажены в транспортной железнодорожной накладной сведения о массе груза, в результате чего снизилась стоимость перевозки.

Однако, из акта общей формы №3/907 от 21.11.2010 и коммерческого акта от 21.11.2010 №ПРВ 1000955/124 следует, что был установлен перегруз только двух вагонов №67237487 на 10 000 кг  и №65192684 на 8 100 кг .

Масса груза, находившегося в третьем вагоне, указанного в транспортной железнодорожной накладной №ЭП871548,  истцом проверена не была,  доказательств того, что общая масса груза  в трех вагонах по транспортной железнодорожной накладной №ЭП871548 фактически превышает указанную в транспортной железнодорожной накладной в сведениях о грузе массу (нетто 201 600кг), а также доказательств искажения иных сведений о грузе,  суду не представлено.

В пункте 28.1  Постановления Пленума ВС РФ №30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»  указано, что в случае, если установлено превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, однако сведения о грузе, указанной в транспортной железнодорожной  накладной, соответствуют фактически перевозимой массе груза, к грузоотправителю могут быть применены только санкции, предусмотренные ст.102 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Не доказав несоответствие массы перевозимого по транспортной железнодорожной накладной массы груза (201 600 кг), истец не доказал, что ответчиком занижена и стоимость перевозки груза, то есть провозная плата в размере 102 332 руб., указанная в транспортной железнодорожной накладной.

Таким образом, условий для применения ответственности по ст.98 Устав железнодорожного транспорта РФ судом не установлено.

Суд приходит к выводу, что в данном случае подлежат применению только санкции, предусмотренные ст.102 Устава железнодорожного транспорта РФ. Указанный штраф  применяется к грузоотправителю  за сам факт превышения грузоподъемности, удостоверенный соответствующим актом в силу ст.119 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Определение массы груза производилось истцом на электромеханических  весах для взвешивания вагонов в движении, класс точности весов по ГОСТ 30414-96 при взвешивании  вагона в составе расцепки 1,01, госповерка 08.06.2010. Факт исправности  указанных  весов подтверждается заверенной копией свидетельства о поверке от 08.06.2010, выданного ФГУ «Волгоградский центр стандартизации, метрологии и сертификации», согласно которому указанное  средство измерений признано пригодным для использования.

Нарушений при составлении акта общей формы и коммерческого акта  судом  также не установлено.

В связи с изложенным, доводы ответчика, изложенные в отзыве,  суд считает необоснованными.

Согласно расчету  провозной платы, представленному истцом, за перевозку фактической массы груза вагона №67237487 составляет 35 343 руб., размер штрафа составляет 176 715 руб.; за перевозку фактической массы груза вагона №65192684 составляет 35 060 руб., размер штрафа составляет 175 300 руб. Общая сумма штрафа - 352 015 руб.

Ответчик просил применить ст.333 ГК РФ и снизить размер штрафа до 50 000 руб.

Суд считает возможным и необходимым уменьшить сумму заявленного ко взысканию штрафа в связи со следующими обстоятельствами.

В силу статьи 333 Гражданского кодекса РФ суд вправе уменьшить сумму неустойки по причине ее несоразмерности с учетом всех обстоятельств, связанных с нарушением обязательства.

Согласно пунктам 2, 3, 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1997г. №17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» критериями для установления явной несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть, в частности: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой убытков, вызванных нарушением обязательства; длительность неисполнения обязательства и др.




В силу ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Штраф, предъявленный ко взысканию в порядке ст.102 Устава железнодорожного транспорта РФ, суд считает чрезмерно высоким, в 5 раз превышает  размер провозной платы.

Кроме того, обеспечительная функция неустойки (штрафа) проявляется в том, что неустойка (штраф) компенсирует в определенной части последствия, вызванные нарушением ответчиком своих обязательств.

Истцом не доказано, что в результате превышения грузоподъемности ответчиком были нарушены какие-либо его права или возникли потери в объеме, соразмерном сумме штрафа, которую он требует взыскать.

Из представленного истцом расчета следует, что разница в тарифе по вагону  №67237487 составила 1 280 руб., по вагону  №65192684 - 997 руб., то есть всего 2 277 руб., тогда как  сумма штрафа исчислена в размере 352 015 руб.

Поскольку уменьшение неустойки (штрафа) является правом суда и наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым уменьшить штраф  до 50 000 руб.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит штраф в соответствии  со ст.102 Устава  железнодорожного транспорта РФ  в размере 50 000 руб.

Расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.167-170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г.Кемерово в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г.Москва 50 000 руб. штрафа на основании ст.102 УЖТ РФ, а также взыскать 8 540 руб. 30 коп. расходов от уплаты госпошлины.

В остальной части иска отказать.

Госпошлину отнести на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья     Е.П.Серафимович

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка