АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2012 года  Дело N А40-2024/2012

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 30 января 2012 года

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Автотранспортный комбинат» Управления делам Президента Российской Федерации (117342, г.Москва, ул.Обручева, д.42, ОГРН 1027700443319)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу

об оспаривании постановления от 22.11.2011г. №10 - 35/2172

с участием:

от заявителя: Зленко А.А. (дов. от 19.12.2011г. №145), Басмин В.И. (дов. от 23.01.2012г. №12)

от ответчика: Кутляев Р.Х. (дов. от 18.11.2011г. №14/102)

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Автотранспортный комбинат» Управления делам Президента Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 22.11.2011г. №10 - 35/2172 о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований указано на то, что в действиях учреждения отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Ответчик возражает против удовлетворения требований заявителя, указывая на законность и обоснованность оспариваемого постановления, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно ч.7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, ч.2 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

С заявлением об оспаривании постановления от 22.11.2011г., учреждение обратилось в Арбитражный суд г.Москвы, согласно отметке отделения связи на конверте 01.12.2011г., то есть в пределах установленного срока.

Как следует из материалов дела, 07.11.2011г. на основании приказа начальника Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу № 2623 - пр от 27.09.2011 была проведена плановая выездная проверка ФГБУ «Автотранспортный комбинат» на соблюдение требований природоохранного и экологического законодательства.

В процессе деятельности ФГБУ «Автотранспортный комбинат» образуются опасные отходы производства и потребления 1 - 4 класса опасности, на площадках, расположенным по адресам: г.Москва, ул.Обручева, вл.42; г.Москва, ул.Литвина - Седого, вл.6/28; г.Москва, Звенигородское шоссе, вл.27.

На 25 наименований опасных отходов отсутствуют паспорта, составленные в установленном порядке.

На площадке по адресу: г.Москва, ул.Обручева, вл.42 образуется 25 наименований опасных отходов, на 9 наименований опасных отходов паспорта отсутствуют.

На площадке, расположенной по адресу: г.Москва, ул.Литвина - Седого, вл.6/28 образуется 16 наименований опасных отходов, на 10 наименований опасных отходов паспорта отсутствуют. На площадке, расположенной по адресу: г.Москва, Звенигородское шоссе, вл.27 образуется 14 наименований опасных отходов, на 6 наименований опасных отходов паспорта отсутствуют.

Указанные обстоятельства послужили для составления 10.11.2011г. в отношении учреждения протокола об административном правонарушении №10 - 33/1830, по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 22.11.2011г. Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу было вынесено оспариваемое постановление, ФГБУ «Автотранспортный комбинат» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Проверив порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, суд установил, что срок привлечения заявителя к ответственности административным органом не пропущен.

Требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, судом не установлено.

Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Частью 2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. №89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон об отходах) установлено, что Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Таким органом до принятия Постановления Правительства РФ от 13.09.2010г. №717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» была Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и его территориальные органы.

Согласно п.2.1 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007г. №570 документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе является Паспорт опасных отходов, который в силу ч.3 ст.14 Закона об отходах должен быть составлен на отходы 1 - IV класса опасности.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно Порядку организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю от 16.08.2007г. №570 (далее - «Порядок»), деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителем сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представленных заявителем, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтвеждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности для окружающей среды свидетельство о классе опасности отходов для окружающей природной среды); согласование паспортов опасных отходов.

Как следует из материалов дела, заявитель в соответствии с п.2.4. Порядка подготовил и направил на рассмотрение территориального органа Ростехнадзора (Московское МТУ) материалы, содержащие сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Указанные материалы с заявлениями об утверждении паспорта и выдаче свидетельств об установлении класса опасности отходов получены адресатом и зарегистрированы им за входящими №3821 - В4 и №3822 - В/4 от 25.06.2009г.

В связи с тем, что поданные заявления продолжительное время не рассматривались, в Роспотребнадзор направлялось письмо с просьбой ускорить рассмотрение материалов и выдачу заявителю соответствующих документов, которое получено адресатом 07.07.2010г.

Таким образом, по независящим от заявителя обстоятельствам на момент проверки и вынесения постановления ответа на обращение заявителя не последовало.

Одновременно Заявитель во исполнение требований ч.1 ст.26 федерального закона от 24.06.1998г. №89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» установленным порядком организует и практически осуществляет производственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Учитывая изложенные обстоятельства, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что учреждение  предпринимало действия для надлежащего соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что свидетельствуют об отсутствии вины учреждения в отсутствии паспортов опасных отходов и как следствие в отсутствии состава вмененного учреждению правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах требование заявителя об оспаривании постановления Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 22.11.2011г. №10 - 35/2172 о привлечении ФГБУ «Автотранспортный комбинат» Управления делам Президента Российской Федерации  к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, подлежат удовлетворению в соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ, поскольку оспариваемое постановление и порядок его принятия не соответствует закону, не доказана вина заявителя в совершении правонарушения, не доказано событие правонарушения.

На основании ст.ст.1.5, 2.1, 4.1, 4.2, 8.2, 24.5, 25.1, 26.2, 28.2, 29.7, 29.10, 30.3, 30.7 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст.65, 71, 123, 156, 167 - 170, 176, 207 - 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 22.11.2011г. №10 - 35/2172 о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения «Автотранспортный комбинат» Управления делам Президента Российской Федерации (117342, г.Москва, ул.Обручева, д.42, ОГРН 1027700443319) к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:  Кузин М.М.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка