АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 22 марта 2012 года  Дело N А40-111176/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 22 марта 2012 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению: ООО «Элита - Фудс»

к ответчикам/ заинтересованным лицам: 1) ЦТУ ФТС России, 2) Московской областной таможне

о признании незаконным решения ЦТУ ФТС России от 07.07.11 №101000000/070711/109; признании незаконным решения Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 07.08.11 в отношении ГТД №10125320/160610/0011115; признании незаконным решения ЦТУ ФТС России от 07.07.11 № 101000000/070711/111; признании незаконным решения Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 07.08.11 в отношении ГТД №10125320/040710/0013859,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Дудликова Е.Н. (дов. б/н от 12.09.2011 г.);

от ответчика: от ЦТУ ФТС России - Безрукова М.В. (дов. № 52 - 30/547 от 11.01.2012 г.), от Московской областной таможни - Великий А.В. (дов. №03 - 17/313 от 30.12.2011 г.)

УСТАНОВИЛ:

ООО «Элита - Фудс» обратилось в суд с требованиями о признании незаконным решения ЦТУ ФТС России от 07.07.11 №101000000/070711/109; признании незаконным решения Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 07.08.11 в отношении ГТД №10125320/160610/0011115; признании незаконным решения ЦТУ ФТС России от 07.07.11 № 101000000/070711/111; признании незаконным решения Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 07.08.11 в отношении ГТД №10125320/040710/0013859.

Требования мотивированы тем, что заявление таможенной стоимости товаров по спорной ГТД в соответствии с выбранным декларантом методом основано на представлении комплекта документов, подтверждающих заявленные в ГТД сведения, содержащие полные и достоверные сведения об этих товарах.

Представитель Московской областной таможни не признал заявленные требования, представил письменный отзыв, в котором указал, что оспариваемые решения приняты в порядке п.п. 27, 28 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" на основании ст. 10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".

Представитель ЦТУ ФТС России не признал заявленные требования, представил письменный отзыв, указав, что оспариваемые акты приняты уполномоченными органами при наличии достаточных на то законных оснований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч.ч. 4, 5 ст. 200АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно - правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно - правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ на основании исследования представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд также установил следующие фактические обстоятельства.

«24» ноября 2009 года между ООО «Элита - Фудс» (Россия) и AMSA INTERNATIONAL INC (США) заключен Контракт № 2411/АЕ - 09, предметом которого является купля - продажа продуктов питания (Товар), где покупателем является ООО «Элита - Фудс». Наименование, ассортимент, количество Товара указываются в Дополнительных соглашениях, являющихся неотъемлемой частью Контракта (п. 1.2. Контракта № 2411/АЕ - 09).

Дополнительными соглашениями № 03 от 24.11.2009 года к Контракту № 2411/АЕ - 09 от 24.11.2009 года сторонами определены наименование, ассортимент, количество и цена товара, а именно Свинина на кости мороженная - ребра.

В мае 2010 года в адрес ООО «Элита - Фудс» во исполнение Контракта № 2411/АЕ - 09 от 24.11.2009 ввезено 20 000 (Двадцать тысяч) килограмм свинины мороженной на кости, домашних пород свиней - свиные ребра, общей стоимостью 36 800 (Тридцать шесть тысяч восемьсот) долларов США (согласно условиям Контракта стоимость определена в долларах США и все расчеты согласно настоящего Контракта производятся в долларах США (п. 2.1. Контракта).

ООО «Элита - Фудс» задекларировало товар, и «18» июня 2010 года Зеленоградской таможней выпуск товаров был разрешен по ГТД № 10125320/160610/0011115.

Дополнительными соглашениями № 18 от 05.04.2010 года к Контракту № 2411/АЕ - 09 от 24.11.2009 года сторонами определены наименование, ассортимент, количество и цена товара, а именно - замороженные куриные ножные четвертины.

В адрес ООО «Элита - Фудс» во исполнение Контракта № 2411/АЕ - 09 от 24.11.2009 ввезено 38 600 (Тридцать восемь тысяч шестьсот) килограмм необваленной четвертины ножные, мороженные, домашних кур, общей стоимостью 50 566 (Пятьдесят шесть тысяч пятьсот шестьдесят шесть) долларов США.

Таможенная стоимость задекларированных товаров заявлена декларантом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003 - 1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон).

При таможенном оформлении товаров, в целях подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, декларантом представлены документы, установленные Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным Приказом ФТС России от 25.04.2007 № 536.

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров в ходе таможенного оформления Ленинградским таможенным постом Зеленоградской таможни оснований для не принятия заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами установлено не было, таможенная стоимость не уточнялась, дополнительные документы не запрашивались. Ленинградским таможенным постом была принята заявленная таможенная стоимость, товар выпущен 18.06.2010 в соответствии с заявленным таможенным режимом по ГТД № 10125320/160610/0011115.

При таможенном оформлении товаров, в целях подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, декларантом представлены документы, установленные Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным Приказом ФТС России от 25.04.2007 № 536.

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров в ходе таможенного оформления Ленинградским таможенным постом Зеленоградской таможни были запрошены дополнительные документы. 04.07.2010 ООО «Элита - Фудс» не представило запрошенные таможенным органом документы и сведения и в ходе консультаций с Ленинградским таможенным постом выразило согласие самостоятельно определить таможенную стоимость товара методом, отличным от метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами и произвести корректировку таможенной стоимости. В процессе таможенного оформления ООО «Элита - Фудс» самостоятельно определила таможенную стоимость товаров по резервному методу и представила в таможенный орган заполненные бланки ДТС - 2 и КТС. Ленинградским таможенным постом Зеленоградской таможни была принята заявленная таможенная стоимость, товар выпущен 24.07.2010 в соответствии с заявленным таможенным режимом по ГТД № 10125320/040710/0013859.

Письмом ФТС России от 18.05.2011 № 05 - 44/22924 в Управление направлены по принадлежности письма ФСБ России от 11.05.2011 № 8/К/7 - 2297 и № 8/К/7 - 2300 с приложенными документами на данные торговые поставки, полученными из таможенной службы Франции, а именно: инвойс от 10.06.2010 № РАМ FV10 - 05 - 91, декларация страны отправления товара 10Е003756С0001 и документы из таможенной службы Польши: инвойсы от 29.06.2010 № 2010/06/29/0067 и 2010/06/30/0068, декларации страны отправления товара № ECS/394010/00/014718/2010 и ECS/394010/00/014768/2010.

В результате анализа представленных документов установлено, что во исполнение условий внешнеторгового контракта от 02.06.2010 № 15/10 на условиях FCA Le Mans осуществлена товарная поставка из Франции свинины мороженой в адрес ООО «Элита - Фудс» стоимостью 40 400 Евро.

В ГТД № 10125320/160610/0011115, принятой Ленинградским таможенным постом Зеленоградской таможни, таможенная стоимость свинины мороженой, классифицированных кодом 0203295901 ТН ВЭД ТС, на условиях поставки СРТ Москва составляет 36 800 долл. США.

При этом, номера инвойсов, веса нетто, номера транспортных средств (прицепов) и страна происхождения товаров в представленной копии ГТД и документах, представленных из таможенной службы Франции, совпадают.

В результате анализа представленных документов установлено, что на условиях EXW осуществлена товарная поставка из Польши необваленной четвертины ножные, мороженые, домашних кур в адрес ООО «Элита - Фудс» стоимостью 57 900 Евро.

В ГТД № 10125320/040710/0013859, принятой Ленинградским таможенным постом Зеленоградской таможни, таможенная стоимость свинины мороженой, классифицированных кодом 0207142001 ТН ВЭД ТС, на условиях поставки СРТ Москва составляет 50 566 долл. США.

При этом, номера инвойсов, веса нетто, номера транспортных средств (прицепов) и страна происхождения товаров в представленной копии ГТД и документах, представленных из таможенной службы Польши, совпадают.

Таким образом, представленные таможенной службой Франции и Польши, документы, направленные в адрес ФТС России письмами ФСБ России от 11.05.2011 № 8/К/7 - 2297 и № 8/К/7 - 2300, свидетельствуют о недостоверном заявлении сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО «Элита - Фудс» по ГТД № 10125320/160610/0011115 и ГТД № 10125320/040710/0013859.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля, направленных в таможенные органы письмом ФТС России от 18.07.2007 № 01 - 06/26709, обращение государственных органов и органов прокуратуры в таможенный орган является поводом для проведения ведомственного контроля.

На основании выявленных расхождений Управлением было принято решение о проведении ведомственного контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003 - 1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон), заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 19 Закона определено, что таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость сделки не может быть количественно определено.

В ходе проведения Управлением ведомственного контроля установлено, что решение о принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО «Элита - Фудс» по ГТД № 10125320/160610/0011115 и ГТД № 10125320/040710/0013859, принято Ленинградским таможенным постом Зеленоградской таможни в нарушение пункта 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 12, статьи 19 Закона.

По результатам проведенного ведомственного контроля Управлением вынесены решения от 07.07.2011 № 10100000/070711/109 и № 10100000/070711/111 в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» об отмене решений Ленинградского таможенного поста Зеленоградской таможни по таможенной стоимости товаров, ввезенных в адрес ООО «Элита - Фудс» и задекларированных по ГТД № 10125320/160610/0011115 и ГТД № 10125320/040710/0013859.

Письмом от 12.07.2011 № 66 - 11/15870 ЦТУ оригиналы Решений от 07.07.2011 №№ 10100000/070711/109, 10100000/070711/111 были направлены в Московскую областную таможню для принятия новых решений по таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД №№ 10125320/160610/0011115, 10125320/040710/00013859.

В соответствии с положениями приказа ФТС России от 08.11.2010 № 2065 «О реорганизации таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области» и письма ЦТУ от 06.12.2010 № 21 - 17/29502 «О направлении информации» Ленинградским таможенным постом Московской областной таможни продолжена процедура определения таможенной стоимости.

В связи с тем, что в ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товара были обнаружены недостоверные сведения о таможенной стоимости, на основании п. 27 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 Ленинградским таможенным постом в адрес ООО «Элита Фудс» направлены Решения о корректировке таможенной стоимости от 10.08.2011.

В соответствии с п. 28 Порядка контроля таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) декларантом ООО «Элита - Фудс» осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и представлены на Ленинградский таможенный пост надлежащим образом заполненные бланки декларации таможенной стоимости (ДТС - 2) и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС), а также уплачены таможенные платежи с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров.

В соответствии с п.2 ст.323 Таможенного кодекса РФ, действовавшего в период спорных отношений, и п.3 ст.12  Закона о таможенном тарифе заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

В соответствии с п.1 ст.19 Закона о таможенном тарифе таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при продаже на экспорт в РФ.

Пунктом 2 ч.2 ст.19 Закона о таможенном тарифе определено, что таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, не которых на стоимость сделки не может быть количественно определено.

Таким образом, в ходе проведения ведомственного контроля процесса декларирования товаров по указанным ГТД Управлением установлено, что решение о принятии таможенной стоимости товаров  принято Ленинградским таможенным постом Зеленоградской таможни в нарушение п.2 ст.323 Таможенного кодекса РФ и п.3 ст.12 и ст.19 Закона о таможенном тарифе, в связи с чем Центральное таможенное управление решением в порядке ведомственного контроля признало не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменило решения Ленинградского таможенного поста Зеленоградской таможни о принятии таможенной стоимости товаров.

В силу ст.412 ТК РФ вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Как правомерно установлено Управлением и достоверно следует из имеющихся в материалах дела доказательств, стоимость поставляемого товара, указная в документах на данные торговые поставки, полученных из таможенной службы Франции, а именно в инвойсе от 10.06.2010 № РАМ FV10 - 05 - 91, декларации страны отправления товара 10Е003756С0001 и документах из таможенной службы Польши: инвойсах от 29.06.2010 № 2010/06/29/0067 и 2010/06/30/0068, декларации страны отправления товара № ECS/394010/00/014718/2010 и ECS/394010/00/014768/2010, существенно отличается от стоимости поставляемого товара, указанной в графе 42 ГТД № 10125320/160610/0011115 и ГТД № 10125320/040710/0013859, принятых Ленинградским таможенным постом Зеленоградской таможни.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о недостоверном заявлении декларантом сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО «Элита - Фудс» по ГТД № 10125320/160610/0011115 и ГТД № 10125320/040710/0013859.

Согласно ст.65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом и какие именно оспариваемые действия ответчика нарушают его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования указанные требования к ответчику.

Кроме того суд указывает, что в соответствии с ч.1 ст.4 АПК РФ в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Таким образом, обращение в суд за защитой своих нарушенных прав ставит своей целью восстановление этих прав.

Согласно п.1 ст.12 Закона о таможенном тарифе таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определяется путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: 1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами; 3) метода по стоимости сделки с однородными товарами; 4) метода вычитания; 5) метода сложения; 6) резервного метода.