АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2012 года  Дело N А40-26952/2012

Резолютивная часть объявлена 13 марта 2012 г.  139 - 247

Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи  Корогодова И.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лапиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ЗАО "ОСМП"

к МИ ФНС России № 49 по г. Москве

о признании незаконным постановления от 01.02.2012 г. № 0000013 о привлечении к административной ответственности

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Кудряшов К.А., дов. от 20.12.2011 г. № 335/11

от ответчика - Докучаев С.А., дов. от 10.01.2012 г. б/н; Попленкин А.Н., дов. от 13.03.2012 г. № 13

УСТАНОВИЛ:

ЗАО "ОСМП" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление МИ ФНС России № 49 по г. Москве от 01.02.2012 г. № 0000013 о привлечении ЗАО "ОСМП"  к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований, ЗАО "ОСМП" ссылается на отсутствие в действиях Общества события и состава вменяемого ему административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

МИ ФНС России № 49 по г. Москве по заявлению возражает, ссылаясь на то, что факт наличия состава административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, срок и порядок привлечения ЗАО "ОСМП"  к административной ответственности не нарушены.

На обозрение суда в судебное заседание 13.03.2012 г. ответчиком были представлены подлинные материалы административного дела, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания от 13.03.2012 г.

Выслушав представителей участников процесса, рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Как  следует  из даты  вынесения оспариваемого Постановления  и даты обращения заявителя в Арбитражный суд с указанными требованиями,  суд считает, что заявителем был соблюден 10 - дневный срок, предусмотренный  ч.1 ст.30.3 ,ч.2 ст.208 АПК РФ на его обжалование  в Арбитражный суд.

На основании ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Суд установил, что срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен, процессуальный порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ, соблюден.

Как следует из материалов дела, сотрудниками отдела оперативного контроля № 1 Межрайонной ИФНС России № 49 по г Москве на основании поручения № 0047071 от 24.01.2012 года заместителя начальника Инспекции советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса В.М. Мозжухина, проведена проверка выполнения Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54 - ФЗ «О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ЗАО «ОСМП» ИНН 7707510721 по месту установки платежного терминала № 9154794, принадлежащего обществу, по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 125.

При проведении проверки свидетель Трушин А. В. внес через платежный терминал № 9154794 денежные средства в размере 250 руб. 00 коп. на номер счета мобильного телефона МТС 89153737771. В момент осуществления платежа свидетелю выдан кассовый чек, отпечатанный на ККТ: Pay VKP - 80K, з/н 00529526, ЭКЛЗ 0872065217, который им был представлен сотрудникам налогового органа. При этом денежные средства на данный счет поступили незамедлительно, претензий к наличию всех необходимых реквизитов в контрольно - кассовом чеке у налогового органа не возникло.

В ходе дальнейшей проверки установлено, что ККТ: Pay VKP - 80K, з/н 00529526, ЭКЛЗ 0872065217, в соответствии с Карточкой регистрации контрольно - кассовой техники № 177/ПТ, установлена в составе платежного терминала по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 15, что делает незаконным использование указанной ККТ в составе платежного терминала № 9154794, установленного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе д. 125, что является нарушением ст. 4 Федерального Закона РФ № 54 - ФЗ «О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и ст. 6 Федерального закона РФ № 103 - ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Составлен акт проверки №0381104 от 24.01.2012 г.

По факту выявленного нарушения сотрудниками ответчика 31.01.2012 г. был составлен протокол об административном правонарушении №0000013.

01.02.2012 г. сотрудниками ответчика в отношении ЗАО «ОСМП» было вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно - кассовой техники, применение контрольно - кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу действия пункта 2 статьи 5 ФЗ N 54 - ФЗ, организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны: использовать контрольно - кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; осуществлять регистрацию применяемой контрольно - кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно - кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно - кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно - кассовой техники; применять исправную контрольно - кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; эксплуатировать контрольно - кассовую технику в фискальном режиме; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом; обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно - аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно - кассовой техники, ходом регистрации контрольно - кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно - кассовой технике и документации; предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 ФЗ N 54 - ФЗ, контрольно - кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом.

ЗАО «ОСМП» вменяется осуществление приема платежей физических лиц без использования контрольно - кассовой техники в составе платежного терминала №9154794. При этом в Определении № 0381104 от 24.01.2012, а также в Акте № 0381104 от 24.01.2012 Инспекцией учтено, что на чеке, напечатанном платежным терминалом №9154794, указаны данные контрольно - кассовой машины Pay VKP - 80K, з/н 00529526, ЭКЛЗ 0872065217, которая выбила данный чек, а также все необходимые реквизиты контрольно - кассового чека.

Вместе с тем, контрольно - кассовая техника в составе платежного терминала №9154794 в полной мере соответствует требованиям ч. 1.1. ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54 - ФЗ, что подтверждается представленными в материалы дела Карточкой регистрации контрольно - кассовой техники №177/ПТ, письмом ЦТО ООО «КМ - Технолоджи», журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ, паспортом АТ012.00.00 ПС контрольно - кассовой машины PayVKP - 80K, описанием работы аппаратно - программного комплекса «Удаленный фискальный регистратор», отчетами суточными с гашением за 08.11.11, 18.01.11,23.01.12, 24.01.2012, отчетом из ЭКЛЗ за 24.01.2012, журналом кассира - операциониста, справкой - отчетом кассира - операциониста за 24.01.2012, приходным кассовым ордером № 3 от 24.01.2012, Вкладными листами кассовой книги за 24.01.2012, 25.01.2012, расходным кассовым ордером №2 от 25.01.2012 Отчетом кассира за 25.01.2012, копиями чеков платежных терминалов № 9154748, № №9154794 на общую сумму принятых 24.01.2012 наличных денежных средств, выпиской из биллинга ПО «Система обработки и проведения платежей» ЗАО «ОСМП» за 24.01.2012, сертификатом соответствия на ПО «Система обработки и проведения платежей».

Таким образом, материалами проверки подтверждается, что Общество при осуществлении приема платежей от физических лиц с использованием платежных терминалов пользуется контрольно - кассовой техникой, все предусмотренные законодательством реквизиты имеются на кассовом чеке, выданном платежным терминалом в момент совершения платежа. Соответствие чека требованиям законодательства не оспаривается.

Из представленных сторонами материалов следует, что  используемая Обществом при приеме платежей посредством терминала контрольно - кассовая техника Pay VKP - 80K, з/н 00529526, ЭКЛЗ 0872065217 хотя и находится не внутри корпуса платежного терминала №9154794, однако входит в состав единого программно - аппаратного комплекса и осуществляет по защищенным каналам связи передачу данных между терминалом и контрольно - кассовой техникой в некорретируемом виде обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно - кассовой техники.

Суд установил, что заявителем прием платежей через платежный терминал и выдача фискального чека осуществляются следующим образом.

Плательщик выбирает провайдера, вводит номер телефона/договора/счета, подтверждает правильность реквизитов платежа, вносит наличные. После принятия наличных платежным терминалом и нажатия в интерфейсе платежного терминала кнопки «Оплатить» платеж отправляется в процессинг ОСМП. Процессинг, приняв такой платеж, выполняет сохранение транзакции в Системе, после чего делается запрос на фискальный сервер ЗАО "ОСМП" за реквизитами для печати. А также инициализирует проведение платежа у провайдера по стандартным механизмам. Фискальный сервер, получив запрос фискальных реквизитов, выполняет проверку наличия всех необходимых данных для пробития фискального чека, готовности ФР к печати. Далее подает команду пробития продажи, считывает фискальные реквизиты из памяти фискального регистратора и передает в ответе процессингу. Процессинг обрабатывает ответ, сохраняет в системе фискальные реквизиты с привязкой к платежу, и передает их на платежный терминал. Платежный терминал, получив фискальные реквизиты, выполняет проверку наличия обязательных данных, производит печать фискального чека со всеми реквизитами и признаками.

При этом, заявитель использует контрольно - кассовую технику именно в составе платежного терминала при приеме платежей физических лиц, так как контрольно - кассовая техника работает синхронно с платежным терминалом в режиме реального времени, выполняет свою фискальную функцию, в частности, обеспечивает некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставляет информацию для печати кассового чека платежным терминалом в некорректируемом виде; эксплуатируется в фискальном режиме, а в иных режимах исключает возможность печати кассового чека платежным терминалом; передает в фискальном режиме в платежный терминал зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах Общества.

В отчете суточным с гашением за 24.01.2011 года указано, что контрольно - кассовая машина Pay VKP - 80K, з/н 00529526, ЭКЛЗ 0872065217 пробила 15 платежей на общую сумму 1750 рублей. Все платежи, включая платеж на сумму 250 рублей, проведенный свидетелем Трушиным А.В. на номер телефона МТС 915 - 373 - 77 - 71, отражены в фискальной памяти ККМ, указаны в детализированном Отчете из ЭКЛЗ, общая сумма принятых платежей зафиксирована в журнале кассира - операциониста, кассовой книге, справке - отчете кассира - операциониста и сдана на специальный счет 40821810300000007494, открытый Обществу в КИВИ БАНК (ЗАО). Данные обстоятельства подтверждаются прилагаемыми Журналом кассира - операциониста, Справкой - отчетом кассира - операциониста за 24.01.2012, Приходным кассовым ордером № 3 от 24.01.2012, Вкладными листами кассовой книги за 24.01.2012, 25.01.2012, Расходным кассовым ордером №2 от 25.01.2012, Отчетом из ЭКЛЗ за 24.01.2012, Отчетом кассира за 25.01.2012, копиями чеков платежных терминалов № 9154748, № №9154794 на общую сумму принятых 24.01.2012 наличных денежных средств, Квитанцией № 1174 от 25.01.2011 о поступлении средств на спецсчет Общества.

Данные обстоятельства налоговым органом по существу не оспариваются.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что соединенная с терминалом контрольно - кассовая техника является его частью, хотя и не входит непосредственно в корпус платежного терминала. То обстоятельство, что конкретная контрольно - кассовая машина не встроена в корпус проверяемого платежного терминала, не свидетельствует ни о том, что лицо, осуществляющее платеж не получает кассового чека, ни о том, что, контрольно - кассовая техника не входит в состав платежного терминала.

Поскольку во время работы платежного терминала контрольно - кассовая техника работает синхронно с платежным терминалом, обеспечивает выполнение его функций, то и фискальный регистратор Pay VKP - 80K, з/н 00529526 функционирует в составе платежного терминала, является его составной частью. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.

Доводов о несоответствии контрольно - кассовой машины, используемой Обществом, требованиям статьи 4 Закона N 54 - ФЗ, равно как и доказательств такого несоответствия налоговый орган не приводит.

В действующем законодательстве отсутствуют требования о включении в корпус каждого платежного терминала отдельной контрольно - кассовой машины. При условии соответствия платежного терминала требованиям Законов N 54 - ФЗ, 103 - ФЗ применение единой контрольно - кассовой техники для обслуживания нескольких платежных терминалов законом не запрещено.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, об отсутствии в действиях ЗАО «ОСМП» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении. МИФНС России №49 по г. Москве документально не подтвердила наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена  ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая изложенные обстоятельства, постановление МИ ФНС России № 49 по г. Москве от 01.02.2012 г. № 0000013 о привлечении ЗАО "ОСМП" к административной ответственности подлежит признанию незаконным в судебном порядке.

В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст.1.5, 2.1, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1 - 26.3, 28.2 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст.29, 65, 67, 68, 71, 106, 167 - 170, 176, 207 - 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление МИ ФНС России № 49 по г. Москве от 01.02.2012 г. № 0000013 о привлечении ЗАО "ОСМП" (г. Москва, ул. Азовская, д. 15, ИНН 7707510721) к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья  И.В. Корогодов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка