• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 09 июля 2012 года  Дело N А40-27846/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2012г.

Решение в полном объеме изготовлено 09 июля 2012г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи Куклиной Л.А., единолично,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Селивановым К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Трубная транспортная компания» (ОГРН 1097746003992)

к ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295)

о взыскании 4374 498 руб. 27 коп.

при участии:

от истца Шинкарюк Н.В. по доверенности от 21.12.2011г.

от ответчика Деряга А.С. по доверенности от 20.09.2011г.

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен, с учетом заявления истца об уменьшении размера исковых требований, о взыскании с ОАО «РЖД» в пользу ООО «Трубная транспортная компания» 4374 498 руб. 27 коп. пени за просрочку в доставке грузов.

В обоснование исковых требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по своевременной доставке груза.

Ответчик против иска возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, в период с 18.08.2011г. по 17.10.2011г. между истцом и ответчиком в лице его структурных подразделений были заключены договоры перевозки 352 порожних железнодорожных вагонов.

Перевозчиком выступает ОАО «РЖД».

Перевозка вагонов осуществлялась по железнодорожным накладным, приобщенным к материалам дела.

Как усматривается из материалов дела, истец уплатил ответчику провозную плату за перевозку вагонов по маршрутам, указанным в железнодорожных накладных, на общую сумму 7702373 руб. 00 коп.

Факт оплаты провозной платы подтверждается записям, сделанных в железнодорожных накладных, приобщенных к материалам дела.

При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.

В силу ч.2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с ч.2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно ст. 2 Федерального закона 153-ФЗ от 25.08.1995г. «О федеральном железнодорожном транспорте» определено: груз - это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта РФ ответственность.

В соответствии со ст. 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со ст. 400 ГК РФ, ст. 133 Устава железнодорожного транспорта РФ ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограничений ответственности в пределах, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, а в случаях им установленных - соглашением сторон.

Согласно ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик, выдавший груз уплачивает отправителю пени в размере 9% за каждые сутки просрочки в доставке каждого порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику.

Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

Из транспортных железнодорожных накладных усматривается, что груз прибыл с просрочкой.

На основании ст. 97. 120 УЖТ РФ истцом начислены пени в размере 4374 498 руб. 27 коп. за просрочку доставки груза.

Проверив расчет истца, суд находит расчет завышенным, поскольку в отношении железнодорожных накладных №№ ЭЯ6132244, ЯЭ613583, ЯЭ662912 ЭЯ662995 на общую сумму 57363 руб. 15 коп. истцом не представлено доказательств соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Су четом изложенного, требования истца в указанной сумме подлежат оставлению без рассмотрения по основаниям ч. 1 п. 2 ст. 148 АПК РФ.

В остальной части требований на сумму 4317134 руб. 84 коп. суд находит расчет правильным произведенным на основании договора сторон. Вместе с тем, суд считает неустойку несоразмерной последствиям нарушения обязательства, и уменьшает на основании ст. 333 ГК РФ.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, но не должна служить средством дополнительного обогащения кредитора за счет должника.

В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Критериями несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и др.

Из материалов дела усматривается, что ответчик допустил просрочку в доставке грузов. Принимая во внимание размер неустойки, суд считает возможным снизить сумму неустойки до 3500 000 руб. 00 коп. Суд считает сумму 3500 000 руб. 00 коп. справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом претензионного порядка по требованиям на сумму 866938 руб. 16 коп., судом отклоняются, поскольку истцом в материалы дела представлены претензионные письма и ответ ОАО «РЖД» на данные претензии. Между истцом и ответчиком заключен договор об электронном обмене документами, в связи с чем, приложение электронных накладных к претензии, суд считает правомерным.

В соответствии с п. 6.3. Правил исчисления сроков доставки грузов сроки доставки увеличиваются на все время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не с зависящим от перевозчика причинам.

В соответствии со статьей 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяется перевозчиком. Поэтому именно перевозчик отвечает за техническую неисправность и для освобождения от ответственности дожжен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него не зависящей.

Таким образом, факта наличия технической неисправности вагона в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагона для его необходимого ремонта, сам по себе не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность.

Изложенная правовая позиция поддержана в определении ВАС РФ от 12.08.2010г. № ВАС-10388/10.

Ответчик доказательств того, что вагоны были поданы перевозчиком в технически пригодном состоянии и технические неисправности возникли по причинам, не зависящим от перевозчика не представил.

Расходы по госпошлине относятся на ответчика по правилам ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.309, 310, 400, 784, 785, 797, РФ, ст.ст. 65, 67, 68, 71, 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление в части взыскания 57363 руб. 43 коп. пени оставить без рассмотрения.

В остальной части в удовлетворении ходатайства ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295) об оставлении иска без рассмотрения - отказать.

Взыскать с ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295) в пользу ООО «Трубная транспортная компания» (ОГРН 1097746003992) 3500000 руб. 00 коп. пени, а также 44585 руб. 67 коп. расходов по госпошлине.

В остальной части иска отказать.

Возвратить ООО «Трубная транспортная компания» (ОГРН 1097746003992) из федерального бюджета 3996 руб. 38 коп. госпошлины по иску, перечисленную по платежному поручению № 12406 от 01.02.2012г.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: Куклина Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-27846/2012
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 09 июля 2012

Поиск в тексте