АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 04 июля 2012 года  Дело N А40-30773/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен  04 июля 2012 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маршавиной А.М.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО "ПромРЭС" г.Владимир

к Федеральной службе по тарифам

третье лицо: Департамент цен и тарифов Администрации Владимирской области

о признании незаконными действий, выразившихся в исключении ООО "ПромРЭС"  из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2012 год, утвержденным приказом ФСТ России  от 26.07.2011 №180-э/4

при участии:

от заявителя - Антонов Н.Е. по дов от 01.11.2011 №11

Галайда С.В. по дов от 01.11.2011 №10

от ответчика - Михеев И.Р. по дов от 10.05.2011 №5/13

Мецаев Б.К. от 05.08.2011 7/13

УСТАНОВИЛ:

ООО "ПромРЭС" г.Владимир обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федеральной службы по тарифам России, выразившихся в исключении ООО "ПромРЭС"  из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2012 год, утвержденных приказом ФСТ России  от 26.07.2011 №180-э/4.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что действия ФСТ России не соответствуют Приказу Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 №125-э/1 «Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам», поскольку у общества отсутствует обязанность по предоставлению отчетности по форме № 46-ЭЭ, поскольку не оказывает услуги по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередачи. В судебном заседании представитель заявителя подержал заявленные требования.

Представитель ответчика возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что Федеральная служба по тарифам вправе самостоятельно принимать решения об исключении организации из сводного прогнозного баланса. Полагает, что ООО «ПромРЭС», являющееся сетевой организацией в пределах территории Владимирской области и  оказывающее услуги по передаче электрической энергии с использованием электросетевого хозяйства,  обязано представлять государственную статистическую отчетность по форме №46-ЭЭ (передача) в адреса и сроки , установленные указанным постановлением.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, ООО «Пром Рэс» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии. Тариф на услуги по передаче электроэнергии устанавливается Департаментом цен и тарифов Администрации Владимирской области, постановлением которого 26.12.2011  № 64/1 установлены с 01.01.2012 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области.

Тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевой организации имеет две составляющие: ставка за содержание электрических сетей и ставка на оплату технологического расхода (потерь).

Нормой ч.2 ст.24 Федерального закона «Об электроэнергетике» установлено, что Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Согласно п. 5.3.5. Положения о Федеральной службе по тарифам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332) ФСТ России формирует сводный прогнозный (плановый) баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с п. 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации») порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), а также внесения в него изменений и уточнений определяется Федеральной службой по тарифам.

Таким образом, оспариваемое действие совершено ФСТ России в рамках возложенных на нее полномочий.

Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с нормой ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют утверждение перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формы и порядка ее предоставления.

В рамках данной нормы Министерством энергетики Российской Федерации утвержден Перечень предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления (утв. Приказом Минэнерго от 07.08.2008 № 20, зарегистрирован в Минюсте РФ 05.09.2008 № 12232). Данный перечень не содержит требования о предоставлении данных по формам федерального государственного статистического наблюдения № 46-ЭЭ.

Во исполнение требования нормы ч. 2 ст. 24 Федерального закона «Об электроэнергетике» Приказом Федеральной службы по тарифам России от 10.06.2009 №125-э/1 (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.07.2009 № 14403) утвержден Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации» (Порядок формирования сводного прогнозного баланса).

Согласно п. 6-7 Порядка формирования сводного прогнозного баланса основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые, в том числе сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) для компенсации потерь и величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций; при формировании сводного прогнозного баланса в целом по Единой энергетической системе России учитывается и отражается прогнозный расход электрической энергии (мощности) на ее передачу в электрических сетях (объем электрической энергии (мощности) для компенсации потерь) по каждой сетевой организации.

Пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса установлено, что сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов (приложение 1). В соответствии с графиком прохождения документов для утверждения сводного прогнозного баланса органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по мере принятия решений в рамках проводимых в Федеральной службе по тарифам совещаний по согласованию предельных уровней тарифов, но не позднее 15 июня предшествующего года, должны представить в Федеральную службу по тарифам, а также субъектам ОРЭМ и поставщикам электрической энергии (мощности) предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях определенные сетевой организации (форма 3.1).

Как усматривается из содержания приказа ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1, данный нормативный акт не возлагает на сетевые организации обязанность предоставлять данные по формам федерального государственного статистического наблюдения № 46-ЭЭ при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).

Исходя из требований указанных норм и правил, с учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО «Пром РЭС» были выполнены необходимые действия и представлены предусмотренные документы для включения общества в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности).

При этом является несостоятельной ссылка ответчика на то, что ООО «ПромРЭС» обязано, согласно п.2 постановления Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 № 29, представлять данные по формам федерального государственного статистического наблюдения № 46-ЭЭ в адреса и сроки, установленные указанным постановлением.

Из содержания постановления Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 № 29 следует, что утвержденные формы федерального государственного статистического наблюдения предназначены для организации статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики.

Правила статистического наблюдения определены Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

В соответствии с нормой ст. 6 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности).

Названные обстоятельства подтверждают, что заявитель не может представить отчетность по форме № 46-ЭЭ в связи с ее объективным у него отсутствием, так как ООО«Пром РЭС» не является субъектом, обязанным подавать данные федерального статистического наблюдения в официальный орган статистики. Кроме того, сама обязанность предоставления всеми сетевыми организациями данных федерального статистического наблюдения по форме № 46-ЭЭ не закреплена нормативным правовым актом в установленном порядке.

При этом, как усматривается из приведенных норм и требований Федерального закона «Об электроэнергетике», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Федеральная служба по тарифам наделена полномочиями по определению порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии, что реализовано ФСТ России путем издания приказа от 10.06.2009 № 125-э/1.

Однако ответчиком не представлены доказательства наличия установленной нормативным правовым актом либо названным приказом ФСТ России обязанности организаций, представляющих предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях, представлять в числе прочих документов данные по формам федерального государственного статистического наблюдения № 46-ЭЭ, равно как не представлены доказательства наличия норм, ставящих в зависимость от предоставления данных по формам № 46-ЭЭ, включение либо не включение сетевой компании в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности).

Таким образом, оспариваемые действия ФСТ России привели к тому, что расходы ООО «Пром РЭС» на компенсацию потерь электрической энергии при передаче электроэнергии по сетям потребителям не включены в тариф на содержание электрических сетей в 2012 году, в связи с чем нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый не­нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют за­кону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и дей­ствий (бездействия) незаконными.

Указанные обстоятельства судом установлены, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Учитывая, что решение по данному делу принято в пользу заявителя, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб. взыскиваются с ответчика в пользу заявителя, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу (п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 №139).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 65, 71, 110, 167-170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действиями ФСТ России, выразившиеся с исключении ООО «ПромРЭС» из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2012 год, утвержденного приказом ФСТ России от 26.07.2011 №180-э/4.

Обязать ФСТ России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ПромРЭС» путем включения в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2012 год, утвержденный приказом ФСТ России от 26.07.2011 №180-э/4.

Проверено на соответствие Федерального закона «Об электроэнергетике».

Взыскать с Федеральной службы по тарифам (ОГРН 1047705032880) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Пром РЭС» (ОГРН 1033301804370) расходы по уплате госпошлины в размере 2000  (две тысячи) руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный  срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья         С.А. Кузнецова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка