АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 05 июля 2012 года  Дело N А40-31657/2012

Резолютивная часть решения объявлена  28.06.2012.

Полный текст решения изготовлен 05.07.2012.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи Григорьевой И.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савицкой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС»

к Министерству энергетики Российской Федерации

третьи лица: ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «МРСК Юга», ОАО «ТЮМЕНЬЭНЕРГО», ОАО «МРСК Волги», ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «МРСК Урала», ОАО «Томская распределительная компания»

о признании недействительным приказа от 25.08.2011 №374 в части

при участии:

от заявителя: Барабанова Д.А. - по доверен. от 20.02.2012 №22/1, Суладзе Н.Т. - по доверен. от 20.02.2012 №19/1, Цветков В.А. - по доверен. от 26.04.2012 №75, Ковалев С.И. - по доверен. от 26.04.2012 №75,

от ответчика: Виханский А.Э. - по доверен. от 27.04.2012 №СШ-3762/03,

от третьих лиц: ОАО «ФСК ЕЭС»: Мартель И.В. - по доверен. от 20.02.2012 №79-12,

ОАО «МРСК Центра и Приволжья»: Комлева Н.А. по доверен. от 26.12.2011, Исхакова Н.С. - по доверен. от 05.12.2011 №52 АА 0813186,

ОАО «МРСК Юга»: Дерягин К.Е. - по доверен. от 30.12.2011 №МРЮ-1/172-Д,

ОАО «ТЮМЕНЬЭНЕРГО»: Наконечный Д.В. - по доверен. от 05.04.2012 №07/12-39,

ОАО «МРСК Волги»: Канцуров Д.А. - по доверен. от 01.03.2012 №Д/12-131,

ОАО «МРСК Северо-Запада»: Понькин И.С. - по доверен. от 31.08.2009,

ОАО «МРСК Урала»: Васина Е.А. - по доверен. от 01.01.2012 №199/2012,

ОАО «Томская распределительная компания»: не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 25.08.2011 №374 «О согласовании (отказе в согласовании) передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям» в части согласования и утверждения передачи в аренду территориальным сетевым организациям объектов  в части строк №972-983, 998-999, 1001, 2944-2956, 3012-3015, 3089, 3115, 3361-3364, 3441-3444, 3462-3465, 3794-3807, 3815-3820, 3824-3829, 4091, 4150-4207, 5217-5220 приложения к приказу от 25.08.2011 №374 «О согласовании (отказе в согласовании) передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям».

В обоснование заявленного требования заявитель указывает на то, что согласование передачи в аренду объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, произведено при наличии действующего договора оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, заключенного с ОАО «ФСК ЕЭС», при отсутствии доказательств письменного обращения руководителя субъекта РФ о его согласии на передачу в аренду объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, т.е. с нарушением установленного порядка. Считает, что указанное в оспариваемом приказе имущество не является объектами, входящими в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Определением от 28.03.2012 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «МРСК Юга», определением от 27.04.2012 - ОАО «ТЮМЕНЬЭНЕРГО», ОАО «МРСК Волги», ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «МРСК Урала», ОАО «Томская распределительная компания».

Ответчик представил письменный отзыв, дополнения к нему, в которых указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленного требования.

Третьи лица в письменных отзывах указали на соответствие оспариваемого приказа положениям действующего законодательства и отсутствие нарушений прав и интересов заявителя.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы и возражения, изложенные в отзывах и письменных пояснениях.

Третье лицо - ОАО «Томская распределительная компания» в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

На основании ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие извещенного третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 29 июня 2011 года ОАО «ФСК ЕЭС» обратилось в Министерство энергетики Российской Федерации с заявлением о согласовании передачи в аренду территориальным сетевым организациям (далее - ТСО) объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС) сроком на один календарный год с 01.01.2012 по 31.12.2012.

25 августа 2011 года Министерством энергетики Российской Федерации издан приказ №374 «О согласовании (отказе в согласовании) передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям», пунктом 1 которого утверждены прилагаемые перечни объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в отношении которых принято решение о согласовании передачи в аренду территориальным сетевым организациям.

В строках №972-983, 998-999, 1001, 2944-2956, 3012-3015, 3089, 3115, 3361-3364, 3441-3444, 3462-3465, 3794-3807, 3815-3820, 3824-3829, 4091, 4150-4207, 5217-5220 приложения «Перечень объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, передаваемых в аренду территориальным сетевым организациям» к приказу от 25.08.2011 №374 согласована передача в аренду на срок с 01.01.2012 по 31.12.2012 объектов электросетевого хозяйства.

Заявитель, не согласившись с приказом от 25.08.2011 №374 в части указанных строк, обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) до 1 января 2014 года организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации устанавливает порядок согласования передачи объектов ЕНЭС, в аренду ТСО.

Данный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1173, которым утверждены Правила согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую в аренду территориальным сетевым организациям (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 данных Правил передачу объектов ЕНЭС в аренду ТСО согласовывает Минэнерго России.

В данном случаем, ОАО «ФСК ЕЭС» в порядке п. 3 Правил представлено в Министерство энергетики Российской Федерации соответствующее заявление о согласовании передачи спорных объектов в аренду территориальным сетевым организациям и представлены документы в соответствии с пунктом 4 Правил.

В соответствии с пунктом 12 Правил Министерство энергетики Российской Федерации с 2012 года отказывает в согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям при наличии любого из следующих условий:

а) совокупное и по отдельным уровням напряжения влияние отказа в согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям в субъекте Российской Федерации на уровень цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) для конечных потребителей соответствующего субъекта Российской Федерации (за исключением потребителей, которые непосредственно присоединены к объектам, планируемым к передаче в аренду соответствующей территориальной сетевой организации) в соответствии с заключением составляет менее 2 процентов уровня цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) текущего года;

б) сведения, представленные вместе с заявлением, противоречат плану передачи объектов, ранее утвержденному уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 12 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа Минэнерго России в согласовании передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО, начиная с 2012 года.

В пункте 13 Правил предусмотрено, что отказ в согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям по основаниям, указанным в пункте 12 настоящих Правил, не допускается в следующих случаях:

а) отсутствие в представленном субъектом Российской Федерации плане передачи объектов источника возмещения выпадающих доходов территориальных сетевых организаций, связанных с прекращением передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям;

б) несоблюдение субъектом Российской Федерации при принятии тарифных решений на текущий год плана передачи объектов в части покрытия выпадающих доходов территориальных сетевых организаций, возникающих вследствие отмены передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям;

в) представление уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключения, не соответствующего методическим указаниям, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно п. 14  Правил Министерство энергетики Российской Федерации согласовывает передачу в аренду территориальным сетевым организациям объектов, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии и в отношении которых по состоянию на 1 января 2011 г. действуют договоры оказания услуг по передаче электрической энергии между указанными потребителями электрической энергии (энергосбытовыми компаниями) и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, при условии расторжения указанных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и поступления в Министерство энергетики Российской Федерации письменного обращения руководителя субъекта Российской Федерации о его согласии на передачу в аренду объекта.

По информации, представленной в Минэнерго России  ОАО «ФСК ЕЭС»,  договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 22.01.2007 № 230/П, заключенный между ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» и ОАО «ФСК ЕЭС», действовал до 31 декабря 2011 г.

Правилами согласования на Минэнерго России не возложена обязанность по проверке законности представленных организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью сведений в части действия или расторжения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

Так, перечень документов, прилагающихся к заявлению организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, утвержденный пунктом 4 Правил, не предусматривает представление документов, подтверждающих расторжение договора между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми компаниями) и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а в соответствии с пунктом 12 Правил наличие действующих договоров не является основанием отказа в согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям.

Доказательств того, что на дату принятия решения о согласовании либо об отказе в согласовании передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО в Минэнерго России имелись сведения о заключении между ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» дополнительного соглашения от 12.07.2011 №12 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной общероссийской) электрической сети от 22.01.2007 №230/П, в соответствии с которым ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» и ОАО «ФСК ЕЭС» продлили действие указанного договора на срок до 24 час. 00 мин. 31 декабря 2013 года, не представлено.

При этом, пунктом 4 Правил установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Требование о предоставлении организацией по управлению ЕНЭС доказательств расторжения договоров с конкретными потребителями Правилами согласования передачи объектов ЕНЭС не предусмотрено.

Обязанность по проверке сведений, представленных  организацией по управлению ЕНЭС в части действия или расторжения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии на Минэнерго России данными Правилами также не возложена.

Кроме того, исходя из толкования п. 14 Правил, в зависимость от расторжения договоров ставится не согласование Минэнерго России передачи объектов ЕНЭС, а сама передача объектов, и Минэнерго России в данном случае согласовывает право на передачу объектов под условием, в случае невыполнения которого передача не может быть осуществлена.

Регулирование отношений между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и ТСО по заключению соответствующих договоров аренды, а также отношений между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и потребителями электрической энергии или действующими в их интересах лицами по заключению договоров оказания услуг по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и не относится к компетенции Минэнерго России.

Исходя из системного толкования пунктов 11, 12 и 14 Правил последний пункт (14) подлежит применению только в случае согласования передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО на 2011 год.

Поскольку Минэнерго России оспариваемым приказом согласовало передачу объектов ЕНЭС в аренду ТСО на 2012 год, ссылка заявителя на нарушение ответчиком пункта 14 Правил является необоснованной.

Рассмотрев довод заявителя о том, что оспариваемым приказом согласована передача в аренду имущества, не являющегося объектом ЕНЭС, суд признает его необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Следовательно, территориальным сетевым организациям может быть передана в аренду часть объекта ЕНЭС, с использованием которой ТСО вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №41 утверждены Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в пунктах 5, 6 которых перечислены трансформаторные и иные подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт и выше, соединенные с линиями электропередачи, указанными в пунктах 1 - 3 настоящего документа, а также технологическое оборудование, расположенное на этих подстанциях, за исключением распределительных устройств электрических станций, входящих в имущественный комплекс генерирующих энергообъектов; оборудование распределительных устройств напряжением 110 (150) киловольт и связанное с ним вспомогательное оборудование на трансформаторных и иных подстанциях, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) киловольт, обеспечивающие транзитные перетоки электрической энергии по линиям электропередачи напряжением 110 (150) киловольт, указанным в пункте 4 настоящего документа.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными Критериями к объектам ЕНЭС относятся соответствующие линии электропередачи независимо от их протяженности, а также не только соответствующие подстанции, но и технологическое оборудование этих подстанций и оборудование распределительных устройств и связанное с ним вспомогательное оборудование на подстанциях.

В соответствии с пунктом 9 Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 №648, объекты электросетевого хозяйства, образующие единый технологический комплекс, могут быть включены в реестр объектов ЕНЭС под единым реестровым номером.

Передача в аренду частей объектов ЕНЭС не противоречит положениям действующего законодательства.

При принятии решения суд также учитывает, что согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 6, Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 8 от 01.06.1996 г. при рассмотрении дел, возникших в связи с оспариванием юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, суд может признать данный акт недействительным только в том случае, если будет установлено, что оспариваемый акт как не соответствует закону или иным правовым актам, так  и ограничивает права и охраняемые законом интересы юридического лица.

Нарушения прав и законных интересов заявителя приказом  Министерства энергетики Российской Федерации от 25.08.2011г. № 374 в оспариваемой части суд не усматривает, поскольку данный приказ возникновение, прекращение, или изменения прав и обязанностей  заявителя не порождает,  и правоотношения  по передаче электрической энергии в соответствии с  заключенными договорами не регламентирует.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона об электроэнергетике ОАО «ФСК ЕЭС» наделено правом, но не обязанностью передавать в аренду ТСО объекты ЕНЭС, по согласованию с Минэнерго России.

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 25.08.2011г. № 374 в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике лишь закрепляет решение Минэнерго России о согласовании или об отказе в согласовании  передачи в аренду ТСО объектов ЕНЭС, планируемых к передаче в такую аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.