• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 18 июля 2012 года  Дело N А40-32037/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2012г.

Решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2012г.

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорока Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья «КВАРТ-27» (119415, г.Москва, ул.Удальцова, д.27, ОГРН 1047796394711)

к Департаменту имущества города Москвы (127006, г.Москва, ул.Каретный ряд, 2/1, ОГРН 1027700149410), Правительство Москвы (125032, Москва, Тверская улица, д.13, ОГРН 1027739813507)

3-е лицо: Государственное казенное учреждение города Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЗАО»

о взыскании денежных средств

с участием:

от истца: Зотова О.В. (председатель правления ТСЖ), Сухорукова С.В. (в порядке ч.4 ст.61 АПК РФ), Макарова Е.И. (дов. от 21.03.2012г.)

от Департамента имущества города Москвы: Милова О.В. (дов. от 10.01.2012г. №48-Д)

от Правительства Москвы: Милова О.В. (дов. от 12.05.2012г. №4-47-392/2)

от 3-го лица: Басова Ю.В. (дов. от 17.01.2012г. №1-05/6)

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «КВАРТ-27» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту имущества города Москвы о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и содержанию нежилых помещений №ХII, тип: бытовое обслуживание этаж 1, площадью 128,3 кв.м. и №ХII, тип: торговые, этаж 1, общей площадью 91,6 кв.м., в размере 610675,01 руб.

Определением от 19.04.2012г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГКУ г. Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЗАО».

Определением от 31.05.2012г. суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Правительство г. Москвы.

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, изложил доводы, указанные в исковом заявлении.

Представители ответчиков просят в заявленных требованиях отказать, в связи с недоказанностью заявленных требований.

Третье лицо поддерживает позицию ответчиков, указало, что предоставленные сметы за спорный период не подтверждены документально, отсутствует документальное подтверждение понесенных расходов и экономическое обоснование сложившихся расценок.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д.27, расположены нежилые помещения № XII, тип: бытовое обслуживание этаж 1, площадью 128,3 кв.м. и № XIII, тип: торговые, этаж 1, общей площадью 91,6 кв.м. Собственником данных помещений является город Москва. Согласно Положению о департаменте имущества г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы № 49-ПП от 25.02.2011 Об утверждении Положения о Департаменте имущества города Москвы, полномочия по управлению имуществом, принадлежащим городу Москва осуществляет Департамент имущества г. Москвы.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 27, управляется ТСЖ «КВАРТ-27», что подтверждается учредительными документами ТСЖ.

В соответствии с п. 33 Правил на содержание общего имущества в многоквартирном доме размер обязательных платежей и (или) взносов на содержание общего имущества для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяется органами управления ТСЖ на основе утвержденной органами управления ТСЖ сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В силу п. И правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, в ходящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт; подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Общими собраниями ТСЖ «КВАРТ-27», состоявшимися 18.03.2008, 14.05.2009 г., 12.05.2010 года, 27.09.2011 года были утверждены сметы расходов на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и размеры обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества для собственников нежилых помещений на 2009г.,2010 г., 2011г.

Во исполнение смет ТСЖ «КВАРТ-27» заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями и подрядчиками (прилагаются).

Согласно ст. 249 ГК РФ участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществ у, а также в издержках по его содержанию и сохранению. При этом издержки по ведению и сохранению имущества, находящегося в долей собственности определяются соразмерно с долей и должны быть обоснованными.

Статьей 37 ЖК РФ установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Установленные требования по содержанию общего имущества многоквартирного дома относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно п.З ст. 137 ЖК РФ в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.

Департамент имущества г. Москвы на протяжении 2009-2011 года не оплачивал коммунальные услуги и содержание нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве.

По данным ТСЖ «КВАРТ-27» Департамент имущества г. Москвы не производил оплату коммунальных услуг и расходов по содержанию нежилого помещения № XIII, тип: торговые, этаж 1, общей площадью 91,6 кв.м. с 31.03.2009 года. Задолженность Департамента по оплате указанного помещения на декабрь 2011 года составляет 484 005 руб. 72 коп.

По данным ТСЖ «КВАРТ-27» Департамент имущества г. Москвы не производил

оплату коммунальных услуг и расходов по содержанию нежилого помещения № XII, тип: бытовое обслуживание этаж 1, площадью 128,3 кв.м. и № XIII, тип: торговые, этаж 1, общей площадью 91,6 кв.м. с 31.08.2011 года. Задолженность Департамента по оплате указанного помещения на декабрь 2011 года составляет 88 474 руб. 68 коп.

Истцом неоднократно направлялись Департаменту имущества г. Москвы письма с просьбой погасить указанную задолженность (копии писем прилагаются). Однако на письменные обращения Ответчик не реагирует и задолженность не погашает.

Суд установил, что в собственности города Москвы по указанному адресу находится нежилое помещение общей площадью 219,9 кв.м, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В силу ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектом Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 20 Устава города Москвы от 28.06.1995 г. от имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 3 ст. 5, п. 1 ст. 44 Устава высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы является Правительство Москвы.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти.

В соответствии с п. 2.1.4.4 постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» на Государственное учреждение г. Москвы «Инженерная служба Административного округа возложены функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы «Расходы по эксплуатации жилищного фонда», направляемые на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на содержание и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, управляющим организациям, товариществам собственников жилья и перечисления бюджетных субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖК, ЖСК.

С 01 января 2010 года, учитывая положения Жилищного Кодекса РФ, постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 г. № 1357-ПП «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы» установлен порядок предоставления организациям, управляющим многоквартирными домами, бюджетных субсидий на содержание, текущий ремонт и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, как для организаций, применяющих порядок и цены, установленные Правительством Москвы, так и применяющих цены, установленные собственниками помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с утвержденным порядком функции получателя бюджетных средств по статье «Субсидии управляющим организациям на содержание нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы» возложены на Государственное учреждение города Москвы «Инженерная служба Административного округа» (п. 3.4 постановления).

Согласно утвержденному порядку (п. 7) Департамент имущества города Москвы ежеквартально направляет в префектуры административных округов информацию о наличии нераспределенных нежилых помещениях с указанием даты начала выплаты субсидии для последующей передачи в ГУ ИС округа.

Письмом от 27.12.2011 № 08-11/2239 Департамент направил необходимую информацию по нераспределенным нежилым помещениям площадью 91,6 кв. и 128,3 кв.м по адресу: Москва, ул. Удальцова, д. 27 с указанием даты начала выплаты субсидии 14.09.2006 г. и 01.08.2011 г.

Истец, ТСЖ «КВАРТ-27», был уведомлен Департаментом об установленном порядке возмещения расходов по содержанию нераспределенных помещений, находящихся в собственности города, письмом от 27.01.2012 № 08-12/135.

Департамент имущества города Москвы является органом исполнительной власти, осуществляющим предоставленные ему полномочия на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.02.2011 г. № 49-ПП (ранее от 01.04.2008 г. № 255-ПП).

Согласно Положению на Департамент имущества города Москвы не возложены функции по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг в отношении объектов, находящихся в собственности города Москвы

Таким образом, суд приходит к выводу, что возмещение расходов по содержанию нераспределенных нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, включая услуги по отоплению, должно осуществляться в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 г. № 1357-ПП, а потому иск заявлен к ненадлежащему ответчику.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (ст. 36 ЖК РФ).

Согласно ст. 249 ГК РФ участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Пунктом 1 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество.

Таким образом, дифференциация размера платежей за содержание общей долевой собственности многоквартирного дома в зависимости от вида помещения (жилое, нежилое, машиноместо в подземном гараже-стоянке) не основано на законе. Порядок определения доли в праве общей собственности на общее имущество установлен п. 1 ст. 37 ЖК РФ и не предусматривает иного способа определения долей (в зависимости от того, является ли помещение квартирой, офисом либо машиноместом).

Однако, согласно представленным Сметам ТСЖ «КВАРТ-27», в 2009 году стоимость содержания, приходящаяся на долю нежилых помещений, составила 154,63 руб. за 1 кв.м в месяц, в 2010 году - 168,52 руб. за 1 кв.м в месяц, в 2011 году - 173,69 руб. за 1 кв.м в месяц, на долю жилых помещений составила в 2009 году - 58,74 руб. за 1 кв.м в месяц, в 2010 году -62,17 руб. за 1 кв.м в месяц, в 2011 году - 65,32 руб.

При этом, согласно Выписке из технического паспорта на здание № 2550/113 по состоянию на 26.05.2006 г. площадь многоквартирного дома всего с летними составляет 25 484,2 кв.м.

Согласно Акту о результатах реализации инвестиционного проекта от 07.07.2006 г. полезная нежилая площадь составляет 641,1 кв.м. Следовательно, доля в праве общей собственности на общее имущество в доме собственников нежилых помещений составляет 2,5%.

Однако, исходя из представленных истцом расчетов, ежемесячные затраты на нежилые помещения составляют 6,239 % в 2009 году, 6,359 % - в 2010 году, 6,346% - в 2011 году от общей суммы затрат в месяц.

При этом истец не обосновывает завышение затрат на содержание нежилых помещений.

Из представленных договоров, также, не следует, что затраты на содержание нежилых помещений значительно превышают затраты на содержание жилых помещений в доме.

В соответствии с п. 2 ст. 12 ЖК РФ установление требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В обоснование заявленных требований истцом представлены Сметы расходов ТСЖ «КВАРТ-27» на 2009 г., 2010 г. и 2011 г., из которых следует, что истцом в составе заявленных расходов учтены не только затраты по содержанию и ремонту общего имущества, но и расходы аренда помещения ТСЖ, приобретение и обслуживание оргтехники и оборудования ТСЖ, услуги связи, нотариальные и юридические услуги, судебные издержки, приобретение программного обеспечения, представительские расходы, а также отчисления в фонд непредвиденных затрат.

На основании п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме указанные расходы не относятся к расходам по содержанию и ремонту общего имущества.

Согласно ч. 6 ст. 155 ЖК РФ и п. 28 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. При этом собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ.

Согласно указанной норме при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенным с ТСЖ.

В соответствии с ЖК РФ такими договорами являются: договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений (как являющимися, так и не являющимися членами товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме с ТСЖ ( п. 1 ч. 1 ст. 137, ч. 5 и 6 ст. 155 ЖК РФ); договор о содержании и ремонте общего имущества, заключаемый в соответствии с п. 2 ст. 138 ЖК РФ.

Указанные договоры истцом не представлены.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета.

Согласно п. 5.1.1 договора энергоснабжения № 1010036 от 01.12.2004 г. абонент обязуется ежемесячно на 00-00 часов первого числа месяца, следующего за отчетным, производить снятие показаний приборов и средств учета и представлять их в энергоснабжающую организацию.

Документы, подтверждающие такие показания в спорном периоде, не представлены, в связи с чем, не представляется возможным определить размер расходов по оплате отопления, подлежащих отнесению именно на ответчика.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд установил, что истцом не представлены доказательства понесенных истцом расходов по статье «Фонд оплаты труда». Не представлены штатное расписание сотрудников, трудовые договоры, иные документы, подтверждающие выплату заработной платы либо иного вознаграждения сотрудникам.

Кроме того, из представленных в материалы дела Смет расходов ТСЖ «КВАРТ-23» следует, что в заявленные расходы включены благоустройство и озеленение дома и территории. Однако, доказательств, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован, истцом не представлено.

В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» неразмежеванные земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, и их содержание не может быть включено в расчет размера ставки на содержание и ремонт помещения.

В обоснование заявленных требований истцом представлен Договор № Э-09-09/27 от 30.04.2009 г. на техническую эксплуатацию жилищного фонда и инженерных систем жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 27, согласно Приложению 1 к указанному договору цена услуг по настоящему договору составляет 440 360,00 руб. в месяц, в т.ч. НДС. Договор действует с 01.05.2009 года (ст. 6 договора).

Иных доказательств по цене технического обслуживания многоквартирного дома в дело не представлено. Однако, в представленных Сметах ТСЖ указанная статья расходов Раздел 1 не соответствует представленному в дело договору.

Кроме того, в соответствии с Приложением 7 к настоящему договору приобретение быстроизнашиваемых инженерных элементов и вывоз в течение сезона снежных масс с придомовой территории выполняются Исполнителем за свой счет, соответственно, включены в стоимость услуг по договору. Однако, в представленных истцом Сметах вывоз снежных масс (Раздел 1) и приобретение быстроизнашиваемых инженерных элементов (Раздел 2) выделены в отдельные статьи расходов.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, суд так же не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании расходов на оплату услуг представителей в сумме 60000 руб.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

На основании ст.ст. 12, 309, 310, 330, 331, 395 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 64-68, 71, 75, 110, 123, 156, 167-170, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Товарищества собственников жилья «КВАРТ-27» - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: М.М. Кузин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-32037/2012
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 18 июля 2012

Поиск в тексте