АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 10 июля 2012 года  Дело N А40-41593/2012

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 10 июля 2012 года

Арбитражный суд в составе:

судьи Карповой Г.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Автаевым А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Новые возможности Центр маркетинговых коммуникаций» (дата регистрации - 30.11.2000; 107140, г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 34; ОГРН 1037700099953; ИНН 7708149113) (далее - общество, заявитель)

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по г. Москве (129010, г. Москва, ул. Б. Спасская, д. 37, стр. 3; ОГРН 1047708061752; ИНН 7708034472) (далее - инспекция, налоговый орган)

об обязании возвратить суммы излишне уплаченных страховых взносов в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 5 880 руб., налога на добавленную стоимость в размере 100 554,55 руб., единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ, в размере 1 450 руб.

при участии:

от заявителя: представитель не явился,

от ответчика: Таировой В.Р., дов. от 28.12.2011 № 02-13/051204,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель просит обязать налоговый орган возвратить суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 5 880 руб., налога на добавленную стоимость в размере 100 554,55 руб., единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ, в размере 1 450 руб., указав, что имеет право на возврат излишне уплаченных сумм согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В судебное заседание не явился представитель заявитель, который извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя заявителя.

Инспекция требования не признала, указав, что с 2010 года главным администратором доходов бюджета ПФ РФ от уплаты страховых взносов является ПФ РФ, в связи с этим, заявителю необходимо обратиться с заявлением о возврате суммы переплаты по страховым взносов на выплату страховой части трудовой пенсии в территориальный орган ПФ РФ.

В отношении суммы переплаты по налогу на добавленную стоимость инспекция сослалась на пропуск заявителем срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Кодекса.

В отношении суммы переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ, инспекцией представлено решение о возврате от 13.06.2012 № 5784.

Выслушав объяснения представителя инспекции, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявление подлежит удовлетворению в части возврата суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 99 554,55 руб.

В остальной части суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Как следует из материалов дела, согласно справке № 865 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 15.09.2011 (л.д. 15-16) и акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 10737 по состоянию на 15.09.2011 (л.д. 19-36) у общества имеется переплата в общей сумме 107 884,55 руб., из которых:

- 5 880 руб. по страховым взносам в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 99 554,55 руб. и 1 000 руб. по налогу на добавленную стоимость;

- 1 450 руб. по единому социальному налогу, зачисляемого в ФСС РФ.

В отношении суммы переплаты по страховым взносам в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 5 880 руб. судом установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

Из положений статьи 2, пунктов 1 и 2 статьи 13, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», письма Федеральной налоговой службы от 01.12.2008 № ММ-6-1/873 «О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» следует, что обязанность по проведению зачетов (возвратов) страхователю излишне взысканных (уплаченных) страховых вносов на обязательное пенсионное страхование возлагалась на налоговый орган.

В соответствии с пунктом 22 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ статья 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» утратила силу.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.

Таким образом, возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в порядке, установленным Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в соответствии с которым обязанность по осуществлению возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возложена на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом письмом Федеральной налоговой службы № ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации № АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 «О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование» предусмотрен порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая службы.

Поэтому суд отказывает заявителю в удовлетворении заявления в части возложения обязанности на налоговый орган осуществить возврат суммы переплаты по страховым взносам в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 5 880 руб.

В отношении суммы переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ, в размере 1 450 руб., судом установлено, что на основании решения о возврате от 13.06.2012 № 5784 указанная сумма переплаты возвращена обществу в полном объеме (л.д. 62), поэтому суд отказывает в удовлетворении заявления в этой части.

В отношении суммы переплаты по налогу на добавленную стоимость 99 554,55 руб. и 1 000 руб. установлено следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.02.2009 № 12882/08 указал, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным налоговых деклараций, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Как установлено судом из пояснений налогового органа сумма переплаты по НДС образовалась при подаче налоговой декларации 01.11.2008, в которой было заявлено к возмещению 326 199 руб. за 3 квартал 2008 года.

Согласно п. 1 ст. 176 Кодекса камеральная проверка декларации, в которой заявлен НДС к возмещению, проводится в течение трех месяцев, следовательно, о подтверждении налоговым органам права на возмещение налога общество могло узнать только по окончании этой проверки, т.е. не ранее 01.02.2009.

Впоследствии общество исчисляло налог к уплате, но не уплачивало его, а налоговый орган зачитывал причитающиеся к уплате суммы налога из суммы, заявленной к возмещению.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2011 по делу № А40-43674/10-103-152 «Б» общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. По состоянию на 15.09.2011 налоговым органом и конкурсным управляющим общества произведена совместная сверка расчетов, о чем подписан акт сверки № 10737 от 23.01.2011.

Заявление о возврате оставшейся после зачетов суммы налога 99 554,55 руб. подано в инспекцию 31.01.2012 (направлено почтой) и получено 07.02.2012 (л.д. 38-39).

Исходя из изложенного, суд считает, что обществом не пропущен трехлетний срок на подачу заявления на возврат налога в сумме 99 554,55 руб.

НДС в размере 1000 руб. (налоговый агент) уплачен обществом 15.01.2008, т.е. на дату подачи заявления пропущен трехлетний срок, установленный п. 7 ст.78 Кодекса, поэтому в удовлетворении заявления в этой части суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по г. Москве возвратить конкурсному управляющему Общества с ограниченной ответственностью «Новые возможности Центр маркетинговых коммуникаций» суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 99 554,55 руб., отказав в удовлетворении заявления в остальной части.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья        Г.А. Карпова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка