АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2012 года  Дело N А40-43679/2012

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2012г.

Полный текст решения изготовлен 12 июля 2012г.

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорока Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «ОТД «Ясенево» (117049, Москва, ул.Коровий Вал, д.1, ОГРН 1027705018692)

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконным решения об отказе в приведении разрешенного использования земельного участка

с участием:

от заявителя: Авдеева М.В. (дов. от 08.12.2009г.)

от ответчика: Карнаух О.Т. (дов. от 10.01.2012г. №33-И-7/12)

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «ОТД «Ясенево» (далее -заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы  (далее - ДЗР г. Москвы ) о  признании незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленное письмом от 16.01.2012г. №33-5ТО-2687/11-(0)-1, об отказе в приведении в соответствие с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011г. №228-ПП разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006011:6 по адресу: г.Москва, ул.Коровий Вал, вл.1.; обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы принять решение о приведении в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011г. №228-ПП разрешенного использования земельного участка площадью 4226 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0006011:6 по адресу: г.Москва, ул.Коровий Вал, вл.1 с установлением разрешенного использования земельного участка «земельный участок для размещения торгово-бытовых объектов» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 28.06.2012г. до 05.07.2012г., что отражено в протоколе судебного заседания.

Требования заявления мотивированы тем, что решение ДЗР г. Москвы не соответствует законно и нарушает права и законные интересы заявителя, оспариваемое решение Департамента не содержит ссылок на правовые основания для отказа в удовлетворении заявления нашей организации, поэтому такой отказ нельзя признать мотивированным. Также данное решение не содержит рекомендаций по дальнейшим действиям заявителя. Решение Департамента является незаконным, поскольку не соответствует нормам Постановлений Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП, от 30.06.2009 N 643-ПП, от 11.03.2011 N 65-ПП, а также нормам ЗК РФ и Градостроительного кодекса РФ.

Ответчик заявленные требования не признал, представил письменные пояснения, мотивированные тем, что поскольку департамент в настоящее время более не осуществляет правомочия собственника спорного по настоящему делу земельного участка, право на обращение в орган кадастрового учета с заявлением об изменении объекта недвижимости отсутствует. Вместе с тем, принимая во внимание положения постановления Правительства Москвы 11.03.2011 № 65-ПП, обязанности по подготовке запрашиваемого Заявителем - ОАО «ОТД «Ясенево» документа у департамента не возникло. Заявителем был представлен в материалы дела отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006011:6 со ссылкой на п.5.7 постановления Правительства Москвы от 11.03.2011 № 65-ПП, мотивированный необходимостью обратиться в департамент за подготовкой соответствующего распоряжения. Департамент не является уполномоченным органом власти по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности у юридических и физических лиц. Заявитель не был лишен права в самостоятельном порядке оспорить действие органа кадастрового учета., который несмотря на прямое указание федерального законодательства (п.З ст. 20 № 221-ФЗ) отказал собственнику земельного участка в изменении вида разрешенного использования участка.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Письмом от 08.12.2011г. №33-5Т3-1379/11/0/1 Департамент земельных ресурсов г. Москвы  отказал в выпуске распоряжения ДЗР города Москвы  об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: ул. первомайская, вл. 77, стр.2, в соответствии с п. 5.3 приложения 2 постановления  Правительства Москвы от 30.06.2009г. №643-ПП. Оспаривая ненормативный правовой акт, заявитель  обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, 27.01.2012г. (согласно штампу канцелярии суда).

Таким образом, срок, установлены для оспаривания ненормативного правового акта, установленный ч. 4 ст. 198 АПК заявителем не пропущен.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что  ОАО «ОТД «Ясенево» является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006011:6, площадью 4226 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Коровий вал, вл. 1.

Данный земельный участок используется для размещения и эксплуатации объектов торгового назначения.

Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости (ГКН) разрешенным использованием данного участка является «эксплуатация Гбез улучшений) существующих зданий, строений и сооружений земельных участков универмагов».

Однако пунктом 1.4 Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства от 25.05.2011 № 228-ПП, для размещения и эксплуатации объектов торгового назначения предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков: «участки размещения торгово-бытовых объектов».

09.12.2011г. ОАО «ОТД «Ясенево» обратилось в Департамент земельных ресурс города Москвы  в службу «одного окна» по вопросу выпуска распоряжения департамента  об изменении размерешонного  использования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Коровий вал, вл. 1, с кадастровым номером 77:01:0006011:6.

Письмом от 16.01.2012 № 33-5ТО-2687/11-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) отказал нашей организации в приведении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006011:6 в соответствие с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 № 228-ПП.

По мнению Заявителя, отказ Департамента является незаконным и необоснованным и нарушает его права

В соответствии с п. 5.7Постановления Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65- ПП Департамент земельных ресурсов города Москвы принимает решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.

Согласно п. 5.2 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме «одного окна», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, отказ в выдаче запрашиваемого документа должен быть мотивированным, оформленным в письменном виде и по возможности содержать рекомендации по дальнейшим действиям заявителя, необходимым для получения запрашиваемого документа.

Однако оспариваемое решение Департамента не содержит ссылок на правовые основания для отказа в удовлетворении заявления нашей организации, поэтому такой отказ нельзя признать мотивированным. Также данное решение не содержит рекомендаций по дальнейшим действиям заявителя.

При этом правовые основания для такого отказа, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 5.1 указанного Регламента, в действительности отсутствовали; государственная регистрация ограничения права на земельный участок, указанный в заявлении, к таким основаниям не относится.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Однако до настоящего времени Правила землепользования и застройки в городе Москве не утверждены.

Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден ранее упомянутый Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.

При этом согласно преамбуле названного ППМ № 228 данный Перечень принят в целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы.

Таким образом, законодатель определил виды разрешенного использования, применяемые в городе Москве до их установления градостроительным регламентом.

С учетом того, что наименование разрешенного использования Заявителя  земельного участка, указанное в ГКН, не соответствует актуальному виду разрешенного использования, названному в данном ППМ № 228, заявление подлежало удовлетворению.

При этом существующее разрешенное использование, по сути, оставалось бы прежним - для эксплуатации объектов торгового назначения, только подлежало уточнению (приведению в соответствие). В этой связи непонятна причина оспариваемого отказа и такого усложнения процедуры принятия Департаментом испрашиваемого распоряжения.

При таких обстоятельствах каких-либо препятствий для выпуска распоряжения Департамента об изменении разрешенного  использования земельного участка по адресу: ул. Коровий вал, вл. 1, с кадастровым номером 77:01:0006011:6 судом не установлено. Заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а оспариваемый отказ  подлежит отмене.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, суд в своем решения указывает на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ  расходы по госпошлине подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст.  167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Земельному законодательству, признать незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленное письмом от 16.01.2012г. №33-5ТО-2687/11-(0)-1, об отказе в приведении в соответствие с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011г. №228-ПП разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006011:6 по адресу: г.Москва, ул.Коровий Вал, вл.1.

Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы принять решение о приведении в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011г. №228-ПП разрешенного использования земельного участка площадью 4226 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0006011:6 по адресу: г.Москва, ул.Коровий Вал, вл.1 с установлением разрешенного использования земельного участка «земельный участок для размещения торгово-бытовых объектов» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу Открытого акционерного общества «ОТД «Ясенево» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей (две тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:   М.М.Кузин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка