• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 10 июля 2012 года  Дело N А40-50030/2012

Резолютивная часть объявлена 03 июля 2012 г.

Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2012 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Т.И. Махлаевой

протокол ведет секретарь судебного заседания Федулов С.С.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению МЧС России

к ответчику: ФАС России

третьи лица: СОАО « ВСК»; ОСАО «Ингосстрах»

о признании недействительным решения и предписания от 27.02.2012 г. по делу № К-285/12

в предварительном заседании приняли участие:

от заявителя: Метиль О.С. - дов. №б/н. от 26.03.2012 г.

от ответчика: Черкасова Ю.А. - дов. №ИА/31977 от 22.08.2011 г.

от третьих лиц: от СОАО « ВСК» - не явился, извещен

от ОСАО «Ингосстрах» - Глаголев Н.И. - дов. №б/н. от 03.08.2011 г.

УСТАНОВИЛ:

МЧС России обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительными решение №ГЗ/00461 и предписание №ГЗ/00462 Федеральной антимонопольной службы от 27.02.2012 г. по делу №К-285/12 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

В обоснование заявленных требований МЧС России ссылается на следующие обстоятельства.

Как указывает заявитель, МЧС России проводило открытый конкурс № 11-к1 на право заключения государственного контракта на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств МЧС России.

На момент вскрытия конвертов с заявками в Конкурсную комиссию МЧС России поступило 5 запечатанных конвертов.

30.01.2012 Конкурсной комиссией осуществлялось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 11 -к 1.

Конверт №1 содержал заявку на участие в конкурсе ОС АО «Ингосстрах».

Во время процедуры вскрытия выяснилось, что в конверте, зарегистрированном под номером 4, находится комплект документов, оформленных в виде заявки на участие в конкурсе ОС АО «Ингосстрах».

Таким образом, от участника ОСАО «Ингосстрах» в Конкурсную комиссию МЧС России поступило две заявки на участие в конкурсе № 11-к1.

Однако при оформлении протокола вскрытия конвертов в Конкурсную комиссию поступило обращение ОСАО «Ингосстрах» о том, что указанная организация второго конверта с заявкой на участие в конкурсе не подавала, а также намерена обратиться в правоохранительные органы с заявлением о фальсификации и подлоге документов.

В последующем в конкурсную комиссию также поступило письмо ОСАО «Ингосстах» с образцами подписей лиц, имеющих право подписывать документы от имени ОСАО «Ингосстрах».

При рассмотрении представленных в Конкурсную комиссию документов выявлено, что печати на документах в конверте №4 не совпадает с печатями в заявке № 1, что подписи М.Н. Никишкина на документах в конверте №4 факсимильные и не совпадают с подписями М.Н. Никишкина в заявке №1, с образцами подписей, представленных ОСАО «Ингосстрах».

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона о размещении заказов основанием для отказа в рассмотрении заявки на участие в конкурсе является установление факта подачи двух или более заявок от одного участника.

В сложившейся при проведении открытого конкурса №11-к1 ситуации факт подачи заявок от одного участника нельзя считать установленным. Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение не принимать во внимание конверт № 4 и рассмотреть заявку на участие в конкурсе ОСАО «Ингосстрах», представленную в конверте № 1.

По утверждению заявителя, Решение и Предписание нарушают законные права и интересы МЧС России, так как препятствуют заключению государственного контракта на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств МЧС России в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

Ответчик возражает против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемых решения и предписания.

ОСАО «Ингосстрах» поддерживает требования МЧС России.

Представитель СОАО « ВСК», извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя СОАО « ВСК», в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителей явившихся участников процесса, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Оспариваемые решение и предписание были приняты ответчиком по результатам рассмотрения жалобы СОАО «ВСК» на действия заказчика - МЧС России.

Согласно текста жалобы СОАО «ВСК», его права и законные интересы нарушены тем, что Конкурсная комиссия при рассмотрении заявок на участие в конкурсе в нарушение требований Закона о размещении заказов, допустила участника размещения заказа ОСАО «Ингосстрах» к участию в конкурсе, несмотря на то, что ОСАО «Ингосстрах» подало две заявки на участие в конкурсе.

Как указывает ФАС России, согласно пунктам 10.1 и 10.4 протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 30.01.2012 № 1/12 ОСАО «Ингосстрах» подало две заявки на участие в Конкурсе.

В соответствии с частью 6 статьи 25 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота).

Согласно части 3 статьи 26 Закона о размещении заказов, Конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, которые поступили заказчику, уполномоченному органу до вскрытия заявок на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.

Однако, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 09.02.2012 № 2/12 ОСАО «Ингосстрах» допущено к участию в Конкурсе.

Таким образом, Конкурсная комиссия, допустив ОСОА «Ингосстрах» к участию в Конкурсе, нарушила часть 3 статьи 26 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба СОАО «ВСК» признана обоснованной, в связи с установлением в действиях Конкурсной комиссии нарушений ч. 3 ст. 26 Закона о размещении заказов.

На основании решения №ГЗ/00461 ФАС России выдало МЧС России предписание, которым указало Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 09.02.2012 № 2/12, протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 20.02.2012 № 3/12; Конкурсной комиссии Заказчика осуществить процедуру рассмотрения заявок на участие в Конкурсе с учетом решения от 27.02.2012 по делу № К-285/12 и требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов; Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика осуществить процедуру размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Комиссии от 27.02.2012 №К -285/12; Заказчику в срок до 14.03.2012 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (8(499) 254-83-00) и электронной почте vyalova@fas.gov.ru.; невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу действия части 3.3. статьи 25 Закона о размещении заказа все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных документов и сведений.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о размещении заказа участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

Как следует из части 3 статьи 26 Закона о размещении заказа, в случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота, все заявки на участие в конкурсе такого участника не рассматриваются и возвращаются такому участнику.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что для не рассмотрения и возвращения участнику конкурса поданных им заявок необходимо установить следующие факты: все поданные заявки должны быть скреплены печатью участника размещения заказа; все поданные заявки должны быть подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным на совершение указанных действий. Полномочия представителя участника размещения заказа должны подтверждаться доверенностью или ее нотариально заверенной копией.

Как следует из представленных материалов, в рамках рассматриваемого конкурса, проводимого МЧС России (реестровый номер торгов 0173100003411000252), конкурсной комиссией государственного заказчика было установлено следующее.

К заявке, поданной от имени ОСАО «Ингосстрах» и зарегистрированной под номером 4, не были приложены документы, подтверждающие полномочия лица на подписания конкурсной заявки, а именно - отсутствовал оригинал доверенности, а также не была представлена нотариально заверенная копия доверенности. Печать, которой были скреплены документы, вложенные в конверт, зарегистрированный под номером 4, не соответствовали печати, используемой ОСАО «Ингосстрах».

Следовательно, установить факт подачи ОСАО «Ингосстрах» двух заявок в рассматриваемом конкурсе, проводимым МЧС России (реестровый номер торгов 0173100003411000252), не представляется возможным. Требования, которые Закон о размещении заказа предъявляет к конкурсной заявке, при соблюдении которых заявку можно считать поданной от имени определенного участника, применительно к пакету документов, содержащихся в конверте № 4, соблюдены не были. Отсутствие оригинала и нотариально заверенной копии доверенности, для установления чего не требуется проведения специальных экспертных исследований, в силу части 3.3. статьи 25 Закона о размещении заказа исключает возможность считать данную заявку поданной от имени ОСАО «Ингосстрах». Отсутствие указанных документов также делает невозможным подтверждение подлинности и достоверности представленных документов и сведений, что является обязательным условием к установлению факта подачи заявки.

В силу действия указанного конкурсная комиссия государственного заказчика - МЧС России приняла правомерное решение не принимать к рассмотрению конверт №4, поданный якобы от имени ОСАО «Ингосстрах».

Правомерность позиции МЧС России подтверждается, имеющимися на момент принятия конкурсной комиссией соответствующего решения документами: письмом ОСАО «Ингосстрах» от 30.01.2012 № 022 о подаче ОСАО «Ингосстрах» одной заявки 23.12.2011, письмо ОСАО «Ингосстрах» от 03.02.2012 № ИГС-108 о направлении заявления в ГУ МВД г. Москвы о проведении расследования по факту подачи фальшивой заявки от имени ОСАО «Ингосстрах», заявления в Д/ч ГУ МВД РФ по г. Москве 02.02.2012 № 1778 на предмет наличия признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 159 и 327, ч. 3 УК РФ.

Вышеуказанные документы подтверждают факт обращения ОСАО «Ингосстрах» в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных лиц, которые, имея умысел на срыв участия ОСАО «Ингосстрах» в рассматриваемом конкурсе, изготовили и подали конверт № 4, содержащий документы, якобы поданные от имени ОСАО «Ингосстрах».

В настоящее время ОД Отдела МВД России по району Фили-Давыдково по заявлению ОСАО «Ингосстрах» возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении неустановленного лица, в действиях которого усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 УК РФ.

Принимая оспариваемое решение и предписание, антимонопольный орган не принял во внимание вышеуказанные обстоятельства. Антимонопольный орган не рассматривал вопрос, соблюдены ли требования, установленные в части 3.3. статьи 26 Закона о размещении заказа, на основании которых данный пакет документов можно считать поданным от имени ОСАО «Ингосстрах».

Оспариваемые решение и предписание нарушают законные права, интересы МЧС России, поскольку устанавливают незаконность его действий при проведении конкурса и возлагают на МЧС России как на Заказчика дополнительные обязанности, неисполнение которых может привести к принятию мер административного воздействия.

На основании изложенного требования заявителя признаются судом обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 8, 25, 26 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и руководствуясь ст.ст. 65, 66, 71, 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными решение №ГЗ/00461 и предписание №ГЗ/00462 Федеральной антимонопольной службы от 27.02.2012 г. по делу №К-285/12 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Проверено на соответствие положениям, Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Т.И.Махлаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-50030/2012
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 10 июля 2012

Поиск в тексте