АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 13 июля 2012 года  Дело N А40-52190/2012

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 13 июля 2012 года

Арбитражный суд в составе судьи Быковой Ю. Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Росшельф"

к Федеральному агентству по недропользованию

о признании незаконными действий, оформленных письмом от 02.03.2012 № ПС-06-31/2040, обязании принять к рассмотрению заявку.

при участии представителей

от заявителя - Лукьянчиков М.И. по дов. от 01.12.2011г. №83;

от заинтересованного лица - Коростелев М.А. по дов. от 15.06.2012г. №АП-01-32/5893;

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Российская компания по освоению шельфа» (далее по тексту - Заявитель, общество, ЗАО «Росшельф») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по недропользованию (далее по тексту также - Роснедра) оформленных письмом от 02.03.2012г. №ПС-06-31/2040, по возврату заявочных материалов ЗАО «Росшельф», направленных сопроводительным письмом от 02.12.2011г. №189, на получение права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья и обязании принять к рассмотрению заявку.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, со ссылкой на отсутствие оснований для возврата заявки общества, поскольку последняя содержала сведения о размере доли Российской Федерации, который позволяет получить право на пользование участком недр континентального шельфа без проведения конкурсов и аукционов.

Ответчик представил отзыв на заявление, возражал против удовлетворения требований со ссылкой на то, что обществом представлен недостоверный расчет доли Российской Федерации, а также отсутствуют сведения о наличии 5-летнего опыта освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 02.12.2011г. ЗАО «Росшельф» обратилось в Роснедра с заявкой на получение права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья с приложением комплекта необходимых документов.

Федеральное агентство по недропользованию, рассмотрев заявку общества на получение права пользования недрами в соответствии Положением о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения конкурсов и аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009г. №4, решением, оформленным письмом от 02.03.2012 г. № ПС-06-31/2040, возвратило ее заявителю. В обоснование возврата Роснедрами указано на отсутствие документов, подтверждающих, что в доля (вклад) Российской Федерации в уставном капитале общества составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении общества Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставной капитал юридического лица.

Посчитав, что решение, оформленное письмом от 02.03.2012 г. № ПС-06-31/2040, необоснованно, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ЗАО «Росшельф» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем решения необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.

В силу абзаца 1 ст.2.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

В соответствии с перечнем оснований для отнесения участков недр к участкам недр федерального значения установлен абзацем 3 ст.2.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» рассматриваемый участок недр относится к участкам недр федерального значения, поскольку находится в континентальном шельфе Российской Федерации.

Распоряжение участками недр Федерального значения возложено на Роснедра ст.3 Закона О недрах и Положением о Федерального агентстве по недропользованию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004г. №293.

На основании абзаца первого статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В силу положений ст.9 Закона О недрах пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Основанием для возникновения права пользования участком недр континентального шельфа для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемый по совмещенной лицензии, является решение Правительства Российской Федерации без проведения конкурсов и аукционов (ст.10.1 Закона О недрах).

С целью реализации права пользования недрами заинтересованному лицу необходимо подать заявку в соответствии с п.4 Порядка, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009г. №4.

Согласно ст.14 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» и п.6 Порядка отказ в приеме заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случаях если: заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования; заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения конкурса или аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.

Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

На уточняющий вопрос суда в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что при подаче заявки ЗАО «Росшельф» предоставило недостоверные сведения в части расчета доли Российской Федерации на право прямо или косвенно распоряжаться голосующими акциями общества.

При этом, представители сторон подтвердили, что такая доля фактически составляет более 50%.

Представителем заявителя суду дополнительно представлено обоснование размера доли Российской Федерации, позволяющее прямо или косвенно распоряжаться голосующими акциями общества.

Представитель ответчика не возражал против наличия такого права, ссылаясь исключительно на неверный расчет доли Российской Федерации.

С учетом изложенного, судом установлено, что доля Российской Федерации позволяет прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосующий акций ЗАО «Росшельф». Данное условие является достаточным для принятия заявки общества к рассмотрению.

Таким образом, решение о возврате заявки ЗАО «Росшельф» противоречит ст. 2.1, 9 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», и необоснованно ограничивает право заявителя на пользование участками недр с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья.

Ссылки ответчика на отсутствие в составе заявки документов о наличии 5-летнего опыта освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации суд оставляет без рассмотрения, поскольку данное обстоятельство не указано Роснедрами в качестве оснований для возврата заявки общества и заявлено ответчиком только в ходе рассмотрения настоящего дела.

Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта органа государственной власти, в соответствии со ст.13 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Федерального агентства по недропользованию от 02.03.2012 г. № ПС-06-31/2040 не соответствует ст.ст.2.1, 10.1, 14 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в данном случае, имеются основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа государственной власти недействительным.

При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Кроме того,  положения п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, в связи с чем, суд полагает необходимым обязать Федеральное агентство по недропользованию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО «Росшельф» путем рассмотрения заявки на получение права пользования недрами от 02.12.2011 г. № 189 и приложенные к ней документы.

Согласно п.7 ч.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 г. № 139 «О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 г. № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 г. № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"» согласно ст.110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются гл.9 АПК РФ. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч.1 ст.110 АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требование заявителя удовлетворить.

Признать незаконными действия Федерального  агентства по недропользованию, оформленных письмом от 02.03.2012 года № ПС-06-31/2040, по возврату заявочных материалов ЗАО «Росшельф», направленных сопроводительных письмом от 02.12.2011 года № 189 на получение права пользования недрами участка Корякия - 1, расположенного на шельфе Охотского моря с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья.

Обязать ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять к рассмотрению заявку ЗАО «Росшельф».

Проверено на соответствие Закону Российской Федерации «О недрах».

Взыскать с ответчика в пользу заявителя сумму госпошлины в размере 2000 руб.

Возвратить заявителю из доходов федерального бюджета сумму излишне оплаченной госпошлины в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья   Ю.Л. Быкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка