АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 13 июля 2012 года  Дело N А40-74586/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 13 июля 2012 года

Арбитражный суд в составе: судьи Немовой О.Ю. (единолично)

При ведении протокола судебного заседания секретарем Брода М.А.

по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО

к заинтересованному лицу -  ООО «ВОДОЛЕЙ А»

о привлечении к административной ответственности по ч .4 ст. 14.17  КоАП РФ

при участии:

от заявителя  (истца) -  Малышева Е.В. по доверенности от 28.12.2011 г. № 77, удостоверение

от заинтересованного лица  (ответчика) - Бородин Е.Д. по дов. от 11.07.2012 г. №1-10

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО «ВОДОЛЕЙ А»  к административной ответственности по ч.4 ст. 14.17 КоАП РФ в связи с выявленным осуществлением хранения алкогольной продукции на складе без наличия действующей лицензии.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям письменного отзыва и дополнения к нему, ссылаясь на отсутствие в его действиях вмененного административного правонарушения, нарушение процедуры привлечения его к административной ответственности, а также пропуск срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и ответчика, оценив представленные суду доказательства, проверив доводы заявления, судом признаются заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО «ВОДОЛЕЙ А» имело лицензию от 13.10.2006 А 621590 на осуществление деятельности, связанной с закупками, хранением и поставками алкогольной продукции сроком действия до 13.10.2011.

26.04.2012 года при проведении проверки, осуществленной должностными лицами лицензирующего органа на основании приказов врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Куршаева Х.М. от 17.04.2012 № 1-613 и руководителя МРУ Росалкгольрегулирования по Центральному федеральному округу Касьянова Ю.В. от 19.04.2012 № 1-623, во исполнение поручения начальника управления лицензирования Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка О.В. Бакулина от 11.04.2012 № 7714/01-02 установлено, что на площади складского помещения: город Москва, ул. Вилюйская, д. 2, стр. 1, помещение VIII, 1 этаж, комната № 5 ООО «ВОДОЛЕЙ А» осуществляется хранение алкогольной продукции (коньяк, вино натуральное, вино игристое) в количестве 19 518 бутылок.

По результатам осмотра составлен протокол осмотра № 09-12/309-3 от 26.04.2012, выявленная алкогольная продукция арестована согласно протоколу ареста от 26.04.2012 № 09-12/3009-2, определением от 09.12.2012г. № 09-12/309-1 ООО «ВОДОЛЕЙ А» возбуждено дело об административном правонарушения и по факту хранения алкогольной продукции в отсутствие действующей лицензии  должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в отношении ООО «ВОДОЛЕЙ А» составлен протокол об административном правонарушении от 02.05.2012г. № 09-12/309-4 ю по ч.4 ст. 14.17 КоАП РФ.

Материалы проверки, с заявлением о привлечении ООО «ВОДОЛЕЙ А» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, направлены в Арбитражный суд города Москвы.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно п.64 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных п. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

В соответствии с п.5.7 Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Согласно п.4 Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом заявителя в пределах его полномочий.

Доводы заявителя о нарушении процедуры привлечения ООО «ВОДОЛЕЙ А» к административной ответственности судом отклоняются.

В силу п. 24, 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении, которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.

При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

При этом материалами дела подтверждается, что извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении № 09-11/309-3 генеральным директором ООО «ВОДОЛЕЙ А» было получено.

Действительно, данное извещения содержит исправления дат, а именно, дата извещения исправлено с «25» апреля, на «26» апреля, а также исправлены дата и время, на которое законный представитель общества приглашается на составление протокола об административном правонарушения, а именно «29 апреля» 2012г. в «12» час. 00 мин.» исправлено на «02 мая» в «11» час. 00 мин.

Доводы ответчика о том, что генеральному директору ООО «ВОДОЛЕЙ А» было неизвестно о данных исправлениях, судом отклоняется.

Как следует из объяснений представителя ответчика, изменение времени и даты составления протокола об административном правонарушения было обусловлено просьбой самого законного представителя ответчика, который указал на невозможность его явки в административный орган 29 апреля.

При этом соответствующие исправления заверены лицом, составившим извещение.

Как следует из данного извещения, его копия получена генеральным директором ООО «ВОДОЛЕЙ А», о чем свидетельствует его подпись. Доказательства того, что копия извещения № 09-11/309-3, полученная генеральным директором ООО «ВОДОЛЕЙ А», не содержала вышеуказанных исправлений, в материалы дела не представлены.

Копия протокола об административном правонарушения от 02.05.2012г. № 09-12/309-4 ю ООО «ВОДОЛЕЙ А» была направлена и им получена (л.д.27).

Доказательств, свидетельствующих о неисполнении работниками организации связи требований "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. № 221 в материалы дела не представлены.

Нарушение сроков составления протокола, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ, обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, не является, при условии, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, что подтверждено правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 09.12.2003 № 10964/03.

Сроки, установленные ст. 28.5, 28.7 и 29.6 КоАП РФ, пресекательными не являются.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в привлечении заявителя к административной ответственности  согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом, вопреки утверждению заявителя об обратном, не установлено.

Согласно части 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 этого Закона лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

Абзацем 7 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ определено, что оборот алкогольной продукции - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Согласно п.  19 и  20 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что в лицензии в том числе указываются организационно- правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Таким образом, по смыслу приведенных норм организация вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности (включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) в местах нахождения ее обособленных подразделений при условии указания их в лицензии и при наличии действующей лицензии.

Таким образом, деятельность по хранению алкогольной продукции в отсутствие действующей лицензии, образует состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

В силу п. 5 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Срок действия лицензии от 13.10.2006 А 621590, выданной ООО «ВОДОЛЕЙ А», истек 13.10.2011.

Однако, как следует из материалов дела, 26.04.2012 г. на площади складского помещения: город Москва, ул. Вилюйская, д. 2, стр. 1, помещение VIII, 1 этаж, комната № 5 ООО «ВОДОЛЕЙ А» осуществляется хранение алкогольной продукции (коньяк, вино натуральное, вино игристое) в количестве 19 518 бутылок.

Каких-либо лицензий на осуществление деятельности по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции (включая хранение) по указанному адресу у ООО «ВОДОЛЕЙ А»  не имеется. Указанный адрес осуществления деятельности в лицензии от 13.10.2006 А 621590 поименован также не был.

Указанные обстоятельства ответчиком по существу не оспорены, подтверждаются материалами дела, в том числе, протоколом осмотра № 09-12/309-3 от 26.04.2012 и протоколом об административном правонарушении  от 02.05.2012г. № 09-12/309-4 ю и свидетельствуют о наличии в действиях ООО «ВОДОЛЕЙ А» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 14.17 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемом судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

В силу пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Оспариваемое правонарушение является длящимся и днем его обнаружения следует считать день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Доводы ответчика о том, что срок привлечения к административной ответственности начинает течь со следующего дня, после окончания срока действия лицензии, т.е. с 14.10.2011г., а также что после окончания срока действия лицензии - 13.10.2011г. направляло в адрес контролирующего органа декларации об объемах закупки, поставки и оборотах этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности, за 4 квартал 2011г. и за 1 квартал 2012г., в связи с чем, на момент вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении, 26.04.2012г. МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО располагало не только сведениями об окончании срока лицензии, т.к. этот факт установлен декларациями, но и о наличии нереализованной продукции на складе общества, об истечении срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ не свидетельствует.

Хранение ООО «ВОДОЛЕЙ А» алкогольной продукции в отсутствие лицензии имеет длительный и непрекращающийся характер, в связи с чем, является длящимся правонарушением.

Запрет на возможность неоднократного выявления длящегося правонарушения действующее законодательство не содержит.

При этом в представленных в материалы дела деклараций об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2011 г. и 1 квартал 2012г. не содержится сведений о хранении ООО «ВОДОЛЕЙ А» алкогольной продукции именно по адресу город Москва, ул. Вилюйская, д. 2, стр. 1, помещение VIII, 1 этаж, комната № 5

Таким образом, учитывая положения части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует вывод, что днем обнаружения правонарушения следует считать 26.04.2012, поскольку из материалов дела следует, что вменяемое обществу правонарушение, выразившееся в хранении  ООО «ВОДОЛЕЙ А» алкогольной продукции на площади складского помещения: город Москва, ул. Вилюйская, д. 2, стр. 1, помещение VIII, 1 этаж, комната № 5 без лицензии выявлено МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в день составления протокола осмотра № 09-12/309-3 от 26.04.2012г.

Таким образом, с учетом даты обнаружения заявителем указанного административного правонарушения, срок привлечения ответчика к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ с учетом положений абз. 2 ч.2 ст.176 АПК РФ, т.е.  до даты  изготовления решения  в полном объеме,  не истек.

Как следует из содержания ст. ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ, а также правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 7-П от 27.04.2001 юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения только в случае, если будет установлено, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.