АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 06 августа 2012 года  Дело N А40-71795/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 08 августа 2012 года

Арбитражный суд  г. Москвы в составе:председательствующего судьи Дранко Л.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бойковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Орглот"

к МРУ Росфинмониторинга по ЦФО

об оспаривании постановления от 12.05.2012 № 07-12/76/68ПЮЛ2

с участием:от заявителя - Латунов П.М. дов. №16 от 28.05.2012 г.

от ответчика - Жохова Д.А. дов. № 04-10/11 от 17.01.2012 г.

установил:

ООО «Орглот» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МРУ Росфинмониторинга по ЦФО)далее Управление или административный орган) №07-12/76/68ПЮЛ2 от 12.05.2012 о назначении Обществу административного наказания по ч. 2 ст.15.27 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности, на истечение установленных ст.4.5 КоАП РФ сроков давности, на не осуществление Обществом операций, подлежащих обязательному контролю (выплаты выигрышей).

Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительных пояснениях к нему.

Срок, установленный ч.2 ст.208 АПК РФ, заявителем соблюден.

В заседании суда 17.07.2012г. в порядке ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв до 13-00 23.07.2012г.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ. Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.

Из материалов дела следует, что на основании Приказа от 06.04.2012 года № 22-01-16/690, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в период с 10.04.2012 по 02.05.2012 проведена выездная проверка соблюдения ООО «Орглот» законодательства о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем.

По результатам проверки составлен акт от 02.05.2012 года № 07-12/76/76/АВ и протокол от 02.05.2012 об административном правонарушении.

На основании вышеуказанного протокола 02.05.2012 г. административным органом было вынесено постановление № 07-12/76/68ПЮЛ2 о привлечении ООО «Орглот» к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ  и на него, с учетом ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и  наложен административный штраф в размере 200 000 рублей.

Согласно ч. 2 ст.15.27 КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В соответствии с ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, административный орган обязан доказать наличие в действиях (бездействии) общества состава вмененного административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, а также вины в его совершении.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В качестве оснований для привлечения общества к административной ответственности административный орган указывает на неисполнение им законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, выразившееся в том, что, осуществляя деятельность, как организация, осуществляющая деятельность по организации и проведению лотереи, общество в нарушение п. 6, 8 Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 N 245 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом", направлено на бумажном носителе более 80 сообщений, без направления запроса в уполномоченный орган о согласовании направления сообщений на бумажном носителе.

Таким образом, административным органом сделан вывод о том, что обществом не предприняты действия, направленные на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в целях соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Орглот» обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Субъектами данного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ, и является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;

организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи;

проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);

оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства;

распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", лотерея в зависимости от организатора лотереи подразделяется на государственную и негосударственную.

Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут быть организаторами негосударственной лотереи.

Административным органом в ходе проведения проверки было установлено, что в соответствии с п. 2.4. Устава, утвержденного Протоколом Общего собрания участников ООО «Орглот» № 3 от 14.09.2009, кодами ОКВЭД, присвоенными Федеральной службой государственной статистики, а именно: 92.71 - деятельность по организации азартных игр (Выписка Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики от 07.10.2009 № 28-902-47/02-92686), Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 5436062УД от 06.03.2012, а также Государственным контрактом по подготовке условий, технико-экономического обоснования и проведение Всероссийской государственной лотереи в режиме реального времени, право на участие в которой связано с внесением платы № 285 от 22.11.2006, заключенного между Федеральным Агентством по физической культуре и спорту (Организатор лотереи) и ООО «Орглот» (Оператор лотереи), заявитель в соответствии со ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п. 2.2 Контракта ООО «Орглот» обязуется от имени и по поручению организатора провести Всероссийскую государственную лотерею, в соответствии с подготовленными Оператором и утвержденными Организатором условиями ВГЛ, с использованием необходимого Лотерейного оборудования, и осуществлять целевые отчисления в доход федерального бюджета от ВГЛ в объеме и сроки, установленные Контрактом.

В силу ст. Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии легализации, Закон N 115-ФЗ) данный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со статьей 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.

Внутренний контроль - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ (статья 3 Закона N 115-ФЗ).

В указанной статье определено, что под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Как усматривается из материалов дела, ООО «ТД «Гослото» по Договору № 74-2010 от 12.11.2010 г., заключенному с ООО «Орглот», является Распространителем лотерейных билетов (квитанций). Согласно п. 2.1 договора Распространитель (ООО «ТД «Гослото») обязуется по заданию Оператора (ООО «Орглот») оказать последнему комплекс услуг по Распространению лотерейных билетов (квитанций) и выполнению других обязательств, связанных с исполнением договора (в том числе, выплате выигрышей - п. 3.1.10 договора).

Между тем, суд приходит к выводу о том, что наличие состава административного правонарушения, вмененного административным органом ООО «Орглот», не доказано.

Довод административного органа том, что ООО «Орглот» допущены нарушения в результате неисполнения требований законодательства на основании того, что необходимые сведения предоставлялись на бумажном носителе, не может являться безусловным основанием для установления вины общества.

Как указано в тексте оспариваемого постановления, в ходе проверочных мероприятии установлено, что ООО «Орглот» в течение 2010-2011 г.г. направлено более 80 сообщений. Запрос в уполномоченный орган о согласовании направления сообщений на бумажном носителе ООО «Орглот» не направлялся.

Таким образом, по мнению административного органа, ООО «Орглот» в течение длительного времени не исполняет законодательство в части осуществления внутреннего контроля».

Между тем, в п. 5 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 г. № 245 указано, что информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе. По согласованию со Службой указанная информация может представляться на бумажном носителе.

В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утв. Приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 г. № 245, по согласованию с Росфинмониторингом информация может представляться организацией (лицом) в виде формализованного сообщения на бумажных носителях (далее - СПД), удостоверенного подписями уполномоченных лиц организации (лица) и заверенного печатью организации (лица), по форме 4-СПД, приведенной в Приложении 1 к настоящей Инструкции.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что все сведения об операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, представлены ООО «Орглот» в виде формализованного сообщения на бумажных носителях по форме 4-СПД, приведенной в Приложении 1 к указанной Инструкции непосредственно в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, что МРУ Росфинмониторинга по ЦФО не оспаривается.

Отказа в принятии указанных сведений от МРУ Росфинмониторинга по ЦФО при их представлении ООО «Орглот» заявлено не было и все отчеты были приняты от ООО «Орглот» указанным уполномоченным органом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, как территориальным органом Росфинмониторинга, было согласовано получение (представление ООО «Орглот») всех вышеуказанных сведений на бумажных носителях, при каждом случае их представления, тем более, что сам порядок согласования законодательно не установлен.

В связи с чем, ООО «Орглот»  были выполнены обязанности, возложенные на него законом (соответствующие сведения были предоставлены в уполномоченный орган).

Кроме того, как усматривается из материалов дела, сроки давности привлечения к административной ответственности в отношении выявленных административным органом выплат денежных средств в виде выигрышей, полученных от участия в лотерее, сумма которых превышает 600 000 рублей» (7 подобных выплат по 5 выигрышам) истекли.

Так, на момент вынесения Постановления о назначении административного наказания от 12.05.2012 г. истекли сроки привлечения к административной ответственности по  указанным случаям (обязанность по представлению сведений в уполномоченный орган об осуществленных выплатах денежных средств в виде выигрыша в лотерею) - 7 выплат по 5 выигрышам (в отношении   Бирюкова В.Г.-12.05.2010, Косарева В.К.  -13.05.2010, Нефедова К.В.-17.05.2010, Иванова Ю.В.- 15.06.2010, Жамиашвили П.И. 18.06.2010).

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ (в редакции ФЗ от 17.07.2009 г. № 163-ФЗ, действовавшей на момент осуществления операций), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.