АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2012 года  Дело N А40-102806/2012

Резолютивная часть объявлена 11 сентября 2012 г.  2-511

Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2012 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего  Махлаева Т.И.

судьей:  единолично

протокол ведет секретарь судебного заседания Бельмасова О.В.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Хамовнического межрайонного прокурора г. Москвы

к ответчику: ООО «Цезарь Системс»

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ

в заседании приняли участие:

от заявителя: Максимова И.Л., уд-е ТО № 135287

от ответчика: Субботина Е.А., паспорт, доверенность от 14.12.2011 г.

УСТАНОВИЛ:

Хамовническая межрайонная прокурора г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит привлечь ООО «Цезарь Системс» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ за использование находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества без надлежаще оформленных документов.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что ООО «Цезарь Системс», являясь юридическим лицом, в нарушение ст. 296 ГК РФ, не имея надлежащим образом оформленных договорных отношений, размещается в помещениях по адресу: г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 1, стр. 1, принадлежащих Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН» (далее - Институт) на праве оперативного управления, за что ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Из представленных прокурором документов следует, что проверкой исполнения законодательства о порядке использования федерального имущества, проведенной Хамовнической межрайонной прокуратурой города Москвы в Федеральном государственном бюджетном учреждение науки ГБУН «Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН» установлен факт использования ООО «Цезарь Системе» федерального недвижимого имущества без надлежаще оформленных документов.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН» (далее Институт) располагается по адресу г. Москва, Гоголевский бульвар, д.2\18\1 стр.3 (Волхонка д. 18\2). За институтом на праве оперативного управления закреплены объекты федерального недвижимого имущества по адресам: г. Москва, Гоголевский бульвар, д. 2, площадью 2200,0 кв.м. (право оперативного управления зарегистрировано 13.06.2001 №77-01\31-181\2001-866); Большой Знаменский пер., д.1, стр.1, площадью 2266,7 кв.м. (право оперативного управления зарегистрировано 03.09.2001 за №77-01 \31-18X2001-1648).

Согласно п. 1.3 Устава, ФГБУН «Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН» является подведомственной РАН некоммерческой научной организацией - учреждением Российской академии наук. В соответствии с п. 1.5 Устава Институт владеет, пользуется и распоряжается федеральным имуществом, закрепляемым за ним РАН и передаваемым ему в оперативное управление, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом РАН и Уставом Института.

Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" подведомственные государственным академиям наук организации владеют, пользуются, распоряжаются федеральным имуществом, принадлежащим им на  праве  оперативного управления или хозяйственного  ведения,  в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами таких организаций.

Распоряжение имуществом подведомственных государственным академиям наук организаций, которым такие организации не вправе распоряжаться без согласия собственников (учредителей), осуществляется указанными академиями наук по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом.

Согласно п. 78 Устава РАН, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 N 785 "О Российской академии наук" Российская академия наук (как научная организация) и подведомственные ей организации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения президиума академии, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом. Договор аренды заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с определением размера арендной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Аналогичные нормы предусмотрены п. 4.3 Устава Института.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

Согласно ч.1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение.

Согласно ч.1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1,3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

ООО «Цезарь Системе» осуществляет деятельность связанную с установкой противоугонных систем для автомобилей.

ООО «Цезарь Системе» фактически использует помещения подвал помещения 1,к. 2,9 , часть комнаты 6 общей площадью более 40 кв.м.

В качестве оснований использования помещений ответчиком были представлены: договор аренды №11-12 от 12.01.2009. Согласно условиям договора ООО «Цезарь системе» предоставлено помещение общей площадью 14,1 кв.м (подвал, пом.1, к.2) по адресу: Б. Знаменский пер.,д.1 для использования под офис на срок с 01.02.2010 по 29.01.2011. На договоре имеются отметки о согласовании с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по управлению имуществом РАН, дата согласования 30.01.2009. Документы подтверждающие проведение конкурса, аукциона на право аренды, протоколы о результатах проведения торгов в ходе проверки не представлены.

Дополнительным соглашением от 14.01.2009 №1 площадь арендуемых помещений увеличена, и составила 38,7 кв.м. ( подвал помещения 1,к. 2,9).

Дополнительное соглашение согласовано с РАН. Документы подтверждающие проведение конкурса, аукциона на право аренды дополнительных площадей Института протоколы о результатах проведения торгов в ходе проверки не представлены.

Дополнительным соглашением №1 от 01.02.2011 года договор возобновлен на неопределенный срок на основании ст. 610 ГК РФ. Дополнительное соглашение с Росимуществом, РАН не согласовано.

Договор аренды не предусматривает положений о возможности возобновления договора аренды на неопределенный срок.

Фактически используемые ООО «Цезарь системе» помещения не соответствуют условиям договора.

Согласно объяснений представителя Общества по доверенности Лайзан И.Ю. документами о согласовании договора аренды с Росимуществом, а также документами, подтверждающими получение арендуемого имущества по результатам торгов общество не располагает.

Согласно информации директора ФГБУН «Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН» Каленчук М.Л., представителя по доверенности Волкова В.Ю. институт не располагает сведениями и документами, подтверждающими проведение торгов при сдаче имущества в аренду, и согласование договоров аренды и дополнительных соглашений с Росимуществом.

Согласно ч. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Проверкой установлено, что государственная регистрация договора аренды №12-09 от 12.01.2009 не произведена.

Согласно ч. 2 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при применении ч. 2 ст. 7.24 в части привлечения лиц к административной ответственности за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.

Учитывая изложенное, Учреждением и Обществами нарушаются требования Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона №122-ФЗ, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии Гражданским кодексом Российской Федерации.

Учреждением также нарушены требования ч. 1 ст. 296, ч. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и,  если  иное  не  установлено  законом,  распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества, а также бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Поскольку ООО «Цезарь Системс» использует находящийся в федеральной собственности  объект нежилого фонда без надлежащим образом оформленных документов, в его действиях содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Документов свидетельствующих о регистрации договора аренды №12-09 от 12.01.2009 не представлено.

Факт использования ООО «Цезарь Системс» федерального имущества, по адресу: г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 1, стр. 1, без надлежащим образом оформленных документов, подтверждается материалами административного дела, и ответчиком документально не опровергнут.

Суд пришел к выводу,  что ООО «Цезарь Системс», используя федеральное недвижимое имущество без согласия собственника, совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.24 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения установлен постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.07.2012 г., вынесенным заместителем Хамовнического межрайонного прокурора г. Москвы.

При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении участвовал законный представитель ООО «Цезарь Системс» Лайзан И.Ю., действующий от имени Общества на основании доверенности, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ. В связи с чем, суд считает, что постановление о возбуждении дела  об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности у суда не имеется.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Срок установленный ст.4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.7.24 КоАП РФ не истек.

Административное наказание в виде наложения штрафа на ООО «Цезарь Системс», устанавливается в минимальном размере - 20 000 руб., с учетом того, что общество впервые привлекается к административной ответственности на основании ч.2 ст.7.24 КоАП РФ.

На основании ст.ст. 1.2, 2.1, 3.1, 3.5, 4.2, 7.24 ч.2, 25.1, 28.2, 28.4 КоАП РФ и руководствуясь ст. ст. 29, 67, 68, 75, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ ООО «Цезарь Системс», зарегистрированное по адресу: 121170, г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 36, стр. 8, ОГРН 1057746542622.

Наложить на ООО «Цезарь Системс» административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.

Реквизиты для оплаты штрафа:  получатель - УФК по городу Москве (Прокуратура г. Москвы л/с 04731443380) Банк получателя: отделение 1 Московского ГТУ Банка России. г. Москва, 705  ИНН 7705019420 КПП 770501001 Р/счет № 40101810800000010041, БИК 044583001, КБК 41511690010010000140, ОКАТО 45286560000.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его вынесения в полном объеме.

Судья:

Т.И.Махлаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка