АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2012 года  Дело N А40-103240/2012

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2012 года

Арбитражный суд в составе судьи Быковой Ю. Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО КЕНТАВР

к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы

о признании незаконным постановление от 25.04.2012 № 526-ЗУ/9084588-12

при участии представителей

от заявителя - Дукашев К.В. - дов. №б/н. от 18.07.2012 г.;

от заинтересованного лица - не явился. Извещен;

УСТАНОВИЛ:

ООО КЕНТАВР обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 25.04.2012 № 526-ЗУ/9084588-12 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 6.12 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы о административных правонарушениях».

В обоснование заявленных требований ООО КЕНТАВР ссылается на то, что Госинспекция по недвижимости необоснованно квалифицировала правонарушение по ст. 6.12 КоАП г. Москвы, поскольку административная ответственность может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации только в случае, если она не предусмотрена КоАП РФ. Административная ответственность за использование земельного участка без правоустанавливающих документов предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

В отзыве на заявление, поступившем через канцелярию Арбитражного суда г. Москвы 01.08.2012 г. ответчик указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что вина ООО КЕНТАВР в совершении правонарушения обоснована имеющимися в материалах административных дел доказательствами, ответственность определена правильно в соответствии с Законом г. Москвы от 21.11.2007 г. №45 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях», порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Ответчиком также представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Госинспекции по недвижимости.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из текста оспариваемого постановления, Главными инспекторами Управления контроля за объектами недвижимости по СЗАО Госинспекции по недвижимости Куц А.С. и Орнацким ЕА. проведено обследование земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Свободы, вл.45.

На земельном участке по вышеуказанному адресу площадью 137 кв.м находится временный торговый павильон, арендуемый ООО "Кентавр" под ветеринарную клинику на основании договора на право аренды помещения от 02.12.2011 №3/11, заключенного с ООО "ИК "ВЕК".

Договором аренды от 26.04.2005 № М-08-506316 ООО "ИК "ВЕК" оформлено право пользования земельным участком по адресу: г.Москва, ул. Свободы, вл.45, площадью 137 кв.м для эксплуатации временного торгового павильона. По информации Департамента земельных ресурсов города Москвы вышеуказанный договор аренды прекращен с 01.11.2011 (уведомление от 15.07.2011 № 33-ИТ8-276/11 -(76)) и на новый срок не пролонгирован.

Срок окончания действия договора аренды помещения - 03.11.2012. ООО «Кентавр» не является собственником павильона, оформление земельно-правовых отношений не входят в его компетенцию.

В результате проверки ответчик пришел к выводу, что ООО "КЕНТАВР" использует земельный участок по вышеуказанному адресу площадью 137 кв.м без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Факт выявленного правонарушения был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 06.03.2012  № 9084588.

25.04.2012 г. Заместителем начальника Управления контроля за объектами недвижимости по ЦАО Госинспекции по недвижимости Имангуловым Вячеславом Рафаэлевичем, были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и в отношении ООО "КЕНТАВР" вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности по ст. 6.12 КоАП г. Москвы с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 35 000 руб.

Согласно ст. 6.12 Закона г.Москвы от 21.11.2007 г. №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», использование земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. В оспариваемом же постановлении в нарушение требований ст.ст. 1.5, 2.2, 26.1-26.3, 29.10 КоАП РФ не рассмотрен вопрос о вине заявителя, то есть о наличии субъективной стороны правонарушения, являющейся обязательной составной частью состава правонарушения.

В силу действия ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении должно быть обоснованным, а выводы административного органа мотивированы. При этом с учетом положений ст.1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения, в любом случае входят в предмет доказывания по административному делу, поскольку недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

В оспариваемом постановлении в нарушение требований ст.ст. 26.1-26.3, 29.10 КоАП РФ не отражены объяснения лица, привлекаемого к ответственности, не исследованы вопросы, связанные с основаниями использования спорного земельного участка, не мотивированы выводы о вине заявителя, в связи с чем, суд считает, что административным органом не выяснены все обстоятельства по делу об административном правонарушении, т.е. принято необъективное и необоснованное решение. Оспариваемое постановление не отвечает требованиям ст. 24.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Данные обстоятельства не были рассмотрены должностным лицом, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении, в то время как они являются существенными для решения вопроса о принятии заявителем мер по соблюдению земельного законодательства и, следовательно, наличии его вины во вменяемом ему правонарушении как условия привлечения к ответственности.

С учетом изложенного, выводы административного органа относительно наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения сделаны без полного и объективного исследования обстоятельств дела и не могут быть признаны судом обоснованными.

При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление не соответствует законодательству, нарушает права заявителя и подлежит отмене.

Закон города Москвы от 21.11.2007 № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - Кодекс) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом города Москвы устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в городе Москве, а также определяет органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Госинспекция по недвижимости, в соответствии с Положением, является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на осуществление государственного контроля за соблюдением требований по использованию и охране земель, установленных правовыми актами города Москвы.

Таким образом, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы является уполномоченным органом по составлению протокола и привлечению к административной ответственности по статье 6.12 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

Статья 16.1. (п. 3) Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее КоАП г. Москвы) предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной статьей 16.3 настоящего Кодекса: органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них законами города Москвы либо нормативными правовыми актами Мэра Москвы или Правительства Москвы.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу действия ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 N 429-О указано, что вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области законодательства об административной ответственности урегулирован Федеральным законом от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (подпункт 39 пункта 2 статьи 26.3).

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

Анализ объективной стороны вмененного заявителю административного правонарушения позволяет сделать вывод о том, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Следовательно, если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

Как следует из текста оспариваемого постановления, в нем не указано, каким законом субъекта Российской Федерации установлена обязанность заявителя по оформлению документов на земельный участок, невыполнение которой повлекло за собой привлечение к административной ответственности на основании ст. 6.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 6.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за использование земельного участка, находящегося исключительно в собственности города Москвы.

Административным органом не представлено доказательств того, что земельный участок по адресу: г.Москва, ул. Свободы, вл.45, площадью 137 кв.м, находится в собственности города Москвы.

Вопрос о принадлежности спорного земельного участка городу Москве либо Российской Федерации в рассматриваемом случае имеет значение для выполнения арбитражным судом требований ч. 6 ст. 210 АПК РФ об установлении наличия соответствующих полномочий административного органа, поскольку контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, согласно пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле", возложен на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы, функции которого на основании Указа Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 в настоящее время переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено проведение Госинспекцией проверок использования находящихся в федеральной собственности земельных участков, то есть в рамках регионального государственного контроля. Соответственно, Госинспекция по недвижимости не наделена полномочиями выносить постановления о привлечении к административной ответственности по фактам незаконного использования земельных участков, не принадлежащих городу Москве.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу действия ст. 1.3 КоАП РФ, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня видов административных наказаний и правил их применения, административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, административная ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

Максимальная санкция за административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ для юридических лиц, установлена в 20 000 руб., максимальная санкция, предусмотренная ст. 6.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях для юридических лиц, установлена в 50 000 руб., то есть выше размера штрафа, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Исходя из того, что КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занятие и использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов, действия ООО КЕНТАВР при доказывании состава правонарушения должны квалифицироваться по ст. 7.1 КоАП РФ. Административное законодательство города Москвы в этом случае применяться не может, поскольку ухудшает положение заявителя.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 66, 71, 75, 123, 136, 156, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 25.04.2012 № 526-ЗУ/9084588-12 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 6.12 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы о административных правонарушениях» ООО КЕНТАВР (ИНН 7733579180), местонахождение 125364, г.Москва, ул. Свободы, д. 45

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья  Ю.Л. Быкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка