• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2012 года  Дело N А60-3783/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Платоновой Е.А.,

судей Семёновой З.Г., Сулейменовой Т.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.05.2012 по делу № А60-3783/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

администрации - Ваулина И.С. (доверенность от 22.12.2011 № 271);

закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" (далее - общество «Корпорация «Атомстройкомплекс») - Логинова О.В. (доверенность от 29.10.2012 серии 66АА № 1521135);

Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) - Юзвак Ю.С. (доверенность от 05.04.2012 № 17.01.82.3638).

В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 14.11.2012, объявлен перерыв на 11 ч 00 мин. 16.11.2012.

После перерыва в судебном заседании приняли участие те же представители.

Общество "Корпорация "Атомстройкомплекс" (ИНН: 6672184222, ОГРН: 1056604409784) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к администрации (ИНН: 6661004661, ОГРН: 1046603983800), Министерству (ИНН: 6658091960, ОГРН: 1036602638588) о признании бездействия министерства по рассмотрению заявления от 08.08.2011 № 01-003/11-1050 о сносе зеленых насаждений незаконным, не соответствующим п. 1, подп. 55 п. 8 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 04.05.2010 № 714-ПП, и обязании рассмотреть заявление по существу с указанием порядка обращения и перечня необходимых документов для оформления министерством разрешения на снос зеленых насаждений; о признании бездействия администрации г. Екатеринбурга по рассмотрению заявления от 06.04.2012 № 01-003/12-672 о сносе зеленых насаждений незаконным, не соответствующим подп. 2, 24 решения Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 № 87/34 «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Екатеринбург» и обязании рассмотреть заявление по существу в соответствии с порядком, установленным решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 № 87/34 (с учетом принятых арбитражным судом уточнений заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.05.2012 (судья Киреев П.Н.) заявленные к администрации требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации по нерассмотрению по существу заявления от 06.04.2012 № 01-003/12-672 об оформлении разрешения на снос зеленых насаждений. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и рассмотреть по существу заявление от 06.04.2012 № 01-003/12-672 на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:707, расположенном по ул. Разливная-Амундсена в соответствии с порядком для рассмотрения такого рода заявлений, установленным решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 № 87/34 «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Екатеринбург» и принять решение об оформлении разрешение на снос зеленых насаждений, либо об отказе в оформлении разрешения на снос зеленых насаждений на основании представленных документов. В удовлетворении заявленных требований к Министерству отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 (судьи Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неприменение при рассмотрении спора ст. 209, 212, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает на то, что положения гл. 5 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 № 87/34 (далее - Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений), регулируют порядок оформления сноса зеленых насаждений на землях, находящихся в муниципальной собственности. По мнению администрации, по смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 124, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 27 названных Правил только собственник земельного участка или уполномоченное им лицо вправе принять решение о сносе находящихся на нем зеленых насаждений. Заявитель полагает, что полномочия по выдаче органом местного самоуправления разрешения на строительство не включают в себя обязанность на выдачу разрешения на снос зеленых насаждений на предоставленном для строительства земельном участке. Администрация считает, что в соответствии с разд. III Примерного положения об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Госстроя России от 05.11.1997 № 18-65, только орган государственной власти в пределах своей компетенции вправе принимать решение о сносе зеленых насаждений, осуществляя права собственника по распоряжению имуществом Российской Федерации.

В отзывах на кассационную жалобу Министерство и общество «Корпорация «Атомстройкомплекс» возражают против изложенных в рей доводов, считают их необоснованными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании Протокола заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 30.12.2009 № 13, приказов Министерства от 02.07.2010 № 887, от 10.09.2010 № 1230, итогового протокола от 15.12.2010 № 137, договора аренды от 20.12.2010 № Т-78, заключенного между Министерством (арендодатель) и обществом «Корпорация «Атомстройкомплекс» (арендатор), акта приема-передачи земельного участка от 20.12.2010 обществу предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 61828 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0000000:707, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Разливная-Амундсена, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, сроком на 10 лет.

Общество «Корпорация «Атомстройкомплекс» 08.08. 2011 обратилось в Министерство с заявлением № 01-003/11-1050 о разъяснении порядка получения разрешения на вырубку зеленых насаждений на полученном в аренду земельном участке.

Министерство в письме от 25.08.2011 № 78-11721 сообщило о том, что принятие решения о разрешении рубки зеленых насаждений не входит в полномочия министерства, рекомендовало обществу «Корпорация «Атомстройкомплекс» обратиться в Комитет по благоустройству администрации г. Екатеринбурга, поскольку в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений снос, пересадка, реконструкция зеленых насаждений, связанные с застройкой города, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередач и других объектов, производится на основании постановления администрации.

Общество «Корпорация «Атомстройкомплекс» 02.09.2011 обратилось в Комитет по благоустройству администрации г. Екатеринбурга с заявлением № 01-003/11-1201 о разъяснении порядка получения разрешения на вырубку зеленых насаждений на указанном земельном участке.

В письме от 20.09.2011 № 25.1-20/746 Комитета по благоустройству администрации г. Екатеринбурга разъяснено, что администрация не наделена полномочиями на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений на земельных участках, собственником которых является Правительство Свердловской области.

Общество «Корпорация «Атомстройкомпекс» 06.04.2012 вновь обратилось в администрацию с заявлением № 01-003/12-672 об оформлении постановления на снос зеленых насаждений в связи со строительством жилых домов на земельном участке, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена-Разливная. К заявлению обществом приложены копия договора аренды от 20.12.2010 № Т-78, эскиз застройки, схема размещения инженерных сетей и сооружений проектируемой застройки, схема инженерного обеспечения проектируемой застройки, схема инженерного обеспечения проектируемой застройки, условные обозначения л.15 АПУ 06-00-ГМ, стройгенплан л.1 АПУ-06-00-ПОС ГМ.

Комитет по благоустройству администрации г. Екатеринбурга повторно сообщил обществу «Корпорация «Атомстройкомплекс» о том, что администрация не наделена правомочиями выдавать разрешения на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений на земельных участках, собственником которых является Российская Федерация и для решения вопроса рекомендовал обратиться в Министерство (письмо от 12.04.2012 № 25.1-20/281).

Общество «Корпорация «Атомстройкомпекс», полагая, что Министерство и администрация должны были рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений по существу, бездействие органа государственной власти и органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы общества как арендатора земельного участка, предоставленного для строительства, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:707 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (выписка из государственного кадастра недвижимости от 26.09.2011).

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ). Гражданским законодательством не предусмотрено возникновение права собственности собственника земельного участка на расположенные на этом земельном участке лесные насаждения.

Указанный земельный участок, что также установлено судами, расположен в границах муниципального образования «Город Екатеринбург», относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «комплексное освоение в целях жилищного строительства (выписка из государственного кадастра недвижимости от 26.09.2011), полномочия по управлению и распоряжению им переданы органам государственной власти Свердловской области в целях и на срок, предусмотренные Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» (протокол заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 30.12.2009 № 13).

В письме от 08.09.2008 № ИП-10/20333 Федеральным агентством по управлению государственным имуществом указано, что вопрос согласования вырубки зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, не относится к компетенции Росимущества. При этом отмечено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции вправе рассматривать вопрос вырубки (сноса) зеленых насаждений, в случаях их расположения на землях, не относящихся к лесному фонду в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем федеральным законодательством субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению порядка выдачи разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений, расположенных на территории городских округов. Не установлены данные полномочия и законодательством Свердловской области.

С учетом приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств судами сделан правильный вывод о том, что в данном случае вопрос о выдаче разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений в г. Екатеринбурге подлежит разрешению на основании норм Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ст. 7 названого Закона).

На основании п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены:

- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;

- установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;

- организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);

- использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Поскольку озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники) взамен уничтоженных или поврежденных, судами сделан обоснованный вывод о том, что благоустройство и озеленение территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений, в связи с чем выдача разрешений на снос зеленых насаждений, не относящихся к лесам, на территории муниципального образования, как часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

На территории муниципального образования «Город Екатеринбург» утверждены и действуют Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений, регулирующие данные правоотношения.

Согласно п. 18 названных Правил снос, пересадка, реконструкция зеленых насаждений, связанные с застройкой города, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередачи и других объектов, производятся на основании постановления администрации.

Для получения разрешительных документов на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений заинтересованное лицо обращается в Комитет благоустройства администрации с соответствующим заявлением, которое подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение месяца (п. 20, 22 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений).

В п. 22, 23 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений регламентирована процедура осуществления уполномоченным органом местного самоуправления действий по подготовке и принятию разрешительного документа на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений в соответствии с Положением о правовых актах администрации.

Установив, что 06.04.2012 общество «Корпорация «Атомстройкомплекс» обратилась с заявлением о выдаче разрешения на снос земельных насаждений на предоставленном ему в аренду для строительства земельном участке в уполномоченный на принятие указанных решений орган местного самоуправления - Комитет благоустройства администрации, а также то, что в нарушение приведенных норм права данное заявление не было рассмотрено по существу и в установленный срок, суды правомерно удовлетворили заявленные к администрации требования, обоснованно указав, что данное бездействие уполномоченного органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы общества «Корпорация «Атомстройкомплекс» как застройщика, препятствует целевому освоению земельного участка.

В связи с тем, что Министерство не является уполномоченным органом на принятие решения о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных к Министерству требований.

Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.05.2012 по делу № А60-3783/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
  Е.А. Платонова

     Судьи
  З.Г. Семёнова

     Т.В. Сулейменова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: Ф09-10444/2012
А60-3783/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 20 ноября 2012

Поиск в тексте