АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 28 ноября 2012 года  Дело N А40-122954/2012

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Вигдорчика Д.Г.

рассмотрел дело по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 107174, г.Москва, ул.Новая Басманная, д.2.)

к Управлению государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.(ОГРН 1097847327709, ИНН 7838434432, 190068, г.Санкт-Петербург, пр-кт Римского-Корсакова, д.39.,)

о

признании незаконным и отмене постановления № 07-53-06/330 от 05.09.2012г.

Без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги-филиала ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановлений № 07-53-06/330 от 05.09.2012г.  о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на основании ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

В соответствии с ч.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Как следует из материалов дела, Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральном службы по надзору в сфере транспорта, на основании распоряжения ВрИО начальника УТАИ НОТБ СЗФО Ространснадзора № 613-р от 18.06.2012г. проведена плановая выездная проверка станции Сухона Вологодского центра организации работы железнодорожных станции Северной дирекции управлния движением - структурного подразделения Центральной дирекции управлния движением - филиала ОАО  «РЖД» (далее Станция).

По результатам проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности зафиксированы в Акте проверки № 07-46-06/455 от 17.08.2012.

По факту нарушения обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности, составлен протокол № 07-45-06/303 от 29.08.2012 в отношении юридического лица.

05.09.2012г. по результатам проверки, государственным транспортным инспектором отдела НОТБ Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) Шаровой А.С. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 07-53-06/330 (далее Постановление). Указанным постановлением ОАО «РЖД» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Как следует из текста Постановления, административное правонарушение выразилось в неисполнении юридическим лицом обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), которым в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» является железнодорожная станция Сухона:

1.  не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы территории ОТИ. Отсутствуют схемы размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или её секторов, критических элементов ОТИ, а также зоны свободного доступа ОТИ.

2.  не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передачу указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.

3.  не разработаны, не приняты и не исполняются внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.

Не согласившись с указанным Постановлением и посчитав его незаконным и необоснованным общество обратилось с настоящим заявлением суд.

Оценка доказательств показала следующее.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.

Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Исходя из требований ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с п. 3 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.2004г. №397. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. №397 определено, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

Приказом Министерства транспорта РФ от 29.01.2010г. №22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок).

Указанный порядок предназначен для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации (далее -компетентные органы), Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Реестр) в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007г. №16- ФЗ «О транспортной безопасности».

Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортные средства (п.4 Реестра). В соответствии с п. 3 Реестра компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ.

Согласно п. 11 Реестра основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесение изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа.

Таким образом, обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на органы государственной власти, а не на объект транспортной инфраструктуры.

Пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно -правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается Министерством транспорта России. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, т.е. Росжелдором.

Пунктом 5.7 «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 года № 43 предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости субъектом транспортной инфраструктуры осуществляется в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов. Уведомление Росжелдора о присвоении станции соответствующей категории в адрес ОАО «РЖД» не поступало.

Из указанных норм следует, что категорирование и оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры относятся к компетенции государственных органов и специализированных организаций; такая обязанность на субъекты транспортной инфраструктуры не возложена.

В соответствии с п.1 ст. 9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение п.1 ст.9 Закона №16-ФЗ Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 №34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п.2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с п. 3 указанного Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.

При этом, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры производится после осуществления категорирования и не входит в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, а относится к полномочиям компетентных органов. Следовательно, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства поставлена в прямую зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости. Материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом в ходе проверки установлен факт отсутствия категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконном возложении на субъект транспортной инфраструктуры обязанности по разработке плана обеспечения транспортной безопасности в отсутствие предшествующих этапов, осуществление которых не является компетенцией субъекта транспортной инфраструктуры. Кроме того, по этой же причине не может быть установлена зона свободного доступа, перевозочный и технологический секторы, пп. 5.25.1, п.п. 5.25.2, п.п. 5.25.3, 5.25.4, п.п. 5.25.5 «Требований...» поскольку все эти действия должны проводиться только после проведения категорирования и оценки уязвимости. Кроме этого, ОТИ формируется только после оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно пункту 2 Приказа Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее Приказ №87) оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Пунктами 3.1-3.4. Приказа № 87 установлено, что в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется: - изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования). Результатом является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;

- изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства. Результатом является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя). Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.

- определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.

Результатом является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Согласно  пункту 6 Приказа № 87 результаты проведенной оценки уязвимости оформляются специализированными организациями  в  области  обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляр на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.

Кроме этого, Приказом Росжелдора от 25.10.2011 N 515 утверждены Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Рекомендации), из содержания которых вытекает, что установление конфигурации и границы участков зоны транспортной безопасности также отнесено к работам, которые проводятся в процессе оценки уязвимости.

Так, пунктом 4 Рекомендаций установлен рекомендуемый перечень работ при проведении оценки уязвимости, в указанном перечне содержится такой вид работ как определение границ зон безопасности. Кроме этого, в приложении № 6 к Рекомендациям содержатся такие пункты и 1082 как предложения по конфигурации зон транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектор), предложения по конфигурации зон свободного доступа и т.д.

Из смысла и буквального толкования приведенных норм Приказа №87, а также Рекомендаций следует, что мероприятия, изложенные в пунктах 3.1-3.4. Приказа № 87, должны проводиться после проведения категорирования объекта транспортной безопасности и оценки его уязвимости при разработке плана обеспечения транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки состояния защищенности ОТИ от актов незаконного вмешательства. Поскольку в отношении станции Сухона категорирование и оценки уязвимости не проведены, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не может быть разработан и, как следствие, преждевременно требовать от общества проведения мероприятий, указанных в пунктах 1-6 оспариваемого постановления. Следовательно, общество неправомерно привлечено к административной ответственности за указанные нарушения.

Таким образом, в действиях общества отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1.1 КоАП РФ.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении может быть принят арбитражным судом в качестве доказательства лишь при его соответствии требованиям ст. 28.2. КоАП РФ. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).